Эссе о некоторых проблемах в педагогическом коллективе

Некоторые проблемы современного педагогического коллектива.
Каждый педагог реализует свои профессиональные функции в соответствий со своими возможностями. Профессиональная деятельность педагогов такова, что достижение педагогических целей по отношению к тому или иному воспитаннику требует объединения их усилий и определенного взаимодействия с педагогическим коллективом. В противном случае педагогические цели не будут достигнуты.
Цель педагогического коллектива состоит в обучении , воспитании и формировании отношения подрастающего поколения к окружающему миру.
Качество деятельности педагогического коллектива определяется уровнем профессиональной и педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием индивидуальной и коллективной ответственности, степенью организованности, взаимосотрудничества. Однако, не всегда профессиональные отношения выдерживаются в коллективе.При этом педагогические коллективы дают учащимся первоначальное представление о коллективе взрослых, о его системе взаимоотношений, совместной деятельности.
Часто индивидуальные усилия отдельных учителей не согласованы с действиями других педагогов, особенно на средней и старшей ступенях обучения. Следовательно, они не могут принести желаемых успехов, так как нет единства действий, требований в организации деятельности школы, в оценке качества знаний учащихся и др.
Единство учителей может проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях. Такие педагогические ценности, как любовь к ребенку, желание научить его, уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональнаякультура, создают ту благодатную среду,которая формирует отношение ребенка к окружающему миру.
Одной из проблем современного педагогического коллектива является его преимущественно женский состав, что влияет на характер взаимоотношений, возникающих в нем. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, чаще склонны к конфликтам.Это проблема школьной жизни актуализируется в последние годы также в связи с заметным увеличением числа семей без отцов.
Изучение опыта работы школы В.А.Сухомлинского показывает, что необходимое представительство обоих полов в педагогическом коллективе обеспечивает гармоничность, целостность педагогического процесса. Также в педагогической системе В.А.Сухомлинского нашли практическое воплощение идеи развития и сплочения педагогического коллектива .
А.С.Макаренко писал: "Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса".
Руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина, в рамках одного из селекторных совещаний «Профсоюзный час», высказал свое мнение о важности модернизации коммуникативной системы внутри педагогического коллектива. Посетовав на то, что впрофессиональной литературе все реже встречается это словосочетание – «педагогический коллектив» ­ он отметил, что этоважнейший ресурс для достижения учениками хороших результатов. Ведь грамотно коммуницирующий педагогический коллектив создает в школе мотивирующую учеников метапредметную развивающую среду: «Почему я так упорно говорю именно о коллективе, а не об отдельном учителе? В наш век любой современный продукт ­ это высокотехнологичный продукт, который создается метапредметно, или, как говорят ученые, конвергентно. В его создании участвуетцелый коллектив ­ представители разных профессий»
Светлана Чурсина
ДНВ