Методические рекомендации по развитию песенного творчества детей старшего дошкольного возраста для музыкальных руководителей и воспитателей.


Методические рекомендации по развитию песенного творчества детей
старшего дошкольного возраста для музыкальных руководителей и воспитателей.
Н.А. Веглугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником.
Другое условие — это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.
Песенное творчество вызывает у детей интерес к деятельности, развивает их воображение, даёт возможности для самовыражения.
Детское песенное творчество — характерный вид самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Как всякое художественное творчество, песенное творчество требует совместных действий, сотворчества взрослого и детей, особенно, на первых этапах. Ребёнок вначале включается в выполнение отдельных частей заданий, участвует в сочинении отдельных частей создаваемой песни.
Источник детского творчества — окружающая жизнь и музыкальное искусство, отражающее её. Песенное творчество детей всегда выражает их переживания, рождённые жизнью. Быстрое, импровизированное решение детьми творческих задач основывается на опыте ребёнка, сложившимися под влиянием жизненных впечатлений, впечатлений от музыкальных произведений.
Особенное внимание в развитии песенного творчества следует обращать на использование песен-образцов. Они служат своеобразными побудителями для решениями детьми творческих задач.
Музыкальные темы песен-образцов должны быть точными, ясными, яркими, текст — кратким, запоминающимся. Ритм песен должен способствовать созданию ребёнком ритма собственной мелодии.
Эффективность развития песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста может быть при следующих условиях:
учитываются особенности детской музыкальной субкультуры и способности детей к песенному творчеству;
происходит обогащение музыкального опыта детей;
проектируется специально развивающаяся среда группы, стимулирующая песенноетворчество детей старшего дошкольного возраста.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИМЯ
Попросите ребенка спеть свое имя или другие имена на двух звуках, передавая разнообразные интонации
ГОРН
Импровизировать простейшие попевки, подражая звучаниям горна: тра-та-та
ЧУДЕСНАЯ ПЕСЕНКА
Попросите ребенка сыграть на металлофоне самостоятельно придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении
РАЗГОВОР
Предложить ребенку вести певческую перекличку.
Взрослый поет: Ау, где ты?
Ребенок: Я здесь
Затем очередность меняется и придумываются новые интонации
КТО ПОЕТ?
Попросите ребенка спеть самостоятельно, находя то высокие интонации:
поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т.д.,
то более низкие:
поет большая кукшка, мяукает кошка, мычит корова и т.д.
КТО БОЛЬШЕ?
Предложить ребенку импровизировать мотив из 2х-3х звуков на слоги«Ля».
Такое задание можно провести в соревновательном характере между взрослым и ребенком или между детьми: кто больше придумает попевок.
ЗАКОНЧИ МЕЛОДИЮ
Предложить ребенку закончить мелодию. Для этого ребенок должен знать текст песни. Взрослый исполняет песню, но не до конца. И предлагает допеть недостающие звуки детям.
СОЧИНИ ПЕСНЮ
Предложить детям текст для импровизаций:
Дождь идет как из ведра
Загрустила детвора.
А.ГончаеваОни его запоминают наизусть. И взрослый , в качестве примера, пропевает текст. То же предлагается сделать детям, пропеть свой вариант сочинения.