Классный час Ты и я против коррупции

«ТЫ И Я ПРОТИВ КОРРУПЦИИ»
Учитель: Салмова В.А.


Учитель: Ребята, я предлагаю начать наш час общения с веселой игры, которую вы все хорошо знаете. Она называется «Место под солнцем» или «Стулья».
Учитель вызывает из класса добровольцев, включая подготовленного до урока «взяткодателя», и просит остальных учеников внимательно следить за ходом игры. На свободное место возле доски ставятся стулья, при этом их количество должно быть на один меньше, чем игроков. Учитель объясняет правила игры:
- Когда начинается музыка, игроки бегают вокруг стульев. Как только музыка прекратится, каждый должен занять стул. Тот, кто не успел этого сделать, выбывает из игры.
Начинается игра. После прекращения музыки ученик, подготовленный учителем, умышленно оказывается без стула и начинает возмущаться, так как не хочет выходить из игры. Он обращается к учителю:
- Вы знаете, я не хочу выбывать из игры, может быть, мы с Вами договоримся?
- Нет, по правилам ты выбываешь из игры.
- Хорошо, давайте я дам Вам 100 рублей за то, что Вы меня оставите в игре.
- Нет, 100 рублей мало. Кто даст мне 200 рублей, тот станет победителем игры!
Ученики возмущаются, они не готовы давать такие деньги за победу в игре. Затем учитель говорит этому ученику:
- Хорошо, ты можешь остаться в игре.
Вместо него убирают из игры другого игрока, который по правилам должен был остаться в игре.
Играют дальше. «Взяткодатель» снова и снова не занимает стула, учитель выгоняет вместо него других игроков и в итоге выигрывает этот ученик.
Цель игры – вызвать у учеников недовольство и возмущение действиями учителя и «взяткодателя».
- Игра завершена. Я поздравляю нашего победителя! И благодарю за отлично исполненную роль.

Подведение итогов игры
- Вам понравилась игра? Что вам понравилось в игре?
Примерные ответы учеников: нет, не понравилась; ничего не понравилось.
- Как вы себя чувствовали во время игры?
Примерные ответы учеников: дискомфортно, беспомощно, бесправно и т. д.
- Что не понравилось?
Примерные ответы учеников: не понравилось, что тот, кто должен был выбыть, остался, а кто играл честно – тех выгнали; выиграл тот, кто играл нечестно; учитель и игрок (ученик) были заодно; учитель авторитарно вел игру, не учитывая мнение учеников; была дискриминация в отношении игроков; ученик («взяткодатель») дал взятку и т. д.
- Как должны были вести себя игроки и учитель для того, чтобы игра проводилась по правилам? Что бы вы сделали, чтобы игра получилась? (ученики, как правило, предлагают исправить все перечисленные выше недостатки игры).
- Почему этот ученик остался в игре? Каким образом он это сделал? Было ли это справедливо по отношению к другим участникам игры? Имел ли право учитель соглашаться на взятку?
- Взяточничество (или более широко – коррупция) является исключительно негативным, противозаконным деянием, которое нарушает сложившиеся правила и законы, наносит вред людям, обществу и государству.
- Если лицо, которое принимает решения (к примеру, учитель или чиновник), берет взятки, или каким-либо другим образом злоупотребляет своим служебным положением, это сказывается на всех членах общества, нарушает их права, является противоправным и карается законом. Дача взятки также является противозаконной и в зависимости от суммы взятки определяется как «преступление», «административное правонарушение» или «дисциплинарное правонарушение».
Учитель закрепляет на стволе дерева слово коррупция.
Коррупция – умышленные деяния, состоящие в создании противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц, обладающих властными полномочиями, с отдельными лицами или группировками в целях незаконного получения материальных,
любых иных благ и преимуществ, а также предоставление ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам, создающее угрозу интересам общества или государства.

Разбор ситуаций
(«Работа в малых группах») –
Учитель делит класс на четыре группы, объясняет правила работы в группах и дает задание.
Задание: Разобрать ситуацию, выявить причины коррупции в конкретной ситуации и определить, кому или чему был причинен вред коррупционными действиями.

Ситуация для первой группы:
Учитель географии Иван Петрович во время экзамена хотел оставить на второй год ученика Вову несмотря на его правильные ответы. Иван Петрович предложил Вове попросить родителей подарить школе автобус, чтобы дети, живущие на другом берегу озера, могли добираться до школы. Вова поддержал эту идею, с радостью согласился с предложением учителя и без проблем получил экзамен.

Ситуация для второй группы:
Мальчик по имени Саша, играя с друзьями, упал и ударился головой. Друзья повели его в ближайшую больницу. Врач Семёнов, работавший в этой больнице, отказался осмотреть его. Он мотивировал свой отказ тем, что у Саши не было денег, а также пожаловался на низкую заработную плату врачей и сказал, что ему срочно нужны деньги на покупку нового медицинского оборудования. Он сказал, что за «просто так» никто не будет осматривать Сашу. В этот момент санитар сообщил о том, что появился пациент с деньгами, и Семёнов
тут же побежал оказывать ему помощь.

Ситуация для третьей группы:
Иванов, Петров и Антонов были привлечены к суду по обвинению в незаконном смехе, неуплате налогов и воспрепятствовании обогащению государственных чиновников. По всем фактам и доказательствам, предоставленным судье, было видно, что обвинение было необоснованным. Судья должен был отпустить их. Однако высокопоставленный чиновник, фигурировавший в деле, вынудил судью принять незаконное решение, угрожая ему физической расправой. В итоге судья принял решение, по которому ребят посадили в тюрьму.

Ситуация для четвертой группы:
Глава органа местного самоуправления Чижиков распределял земельные участки между жителями своего населенного пункта. Семья Шишкиных только что приехала из города и очень нуждалась в земельном участке для строительства своего дома. Однако она оказалась последней в очереди за землей. Так как у нее не было другого выхода, семья Шишкиных решила подкупить Чижикова, чтобы получить земельный участок вне очереди. Получив соответствующее
вознаграждение, Чижиков «вошел в положение» семьи Шишкиных и предоставил ей земельный участок.
Когда группы выполнят задание, учитель предлагает представителям от каждой группы выступить с ответом группы. После каждого выступления проводится его обсуждение.
- Как вы думаете, от коррупции больше пользы или вреда? Почему?
- А вред причиняется только одному человеку, например, только Саше, или же и другим членам общества? Если да, то кому или чему?
- Таким образом, мы с вами убедились, что очень часто в жизни бывают ситуации, когда конкретные действия могут не затрагивать непосредственно нас и наших близких, но последствия этих действий отражаются на всех членах общества!!! Прямо или косвенно коррупция влияет на каждого из нас, представляет угрозу для общества и государства. Для того чтобы эффективно бороться с коррупцией, мы с вами должны искоренять причины, порождающие ее!
Последствия коррупции влияют на все сферы жизни государства. Часто возникают ситуации, когда люди дают взятки чиновникам для того, чтобы не платить налоги. В результате сокращаются налоговые поступления в бюджет государства. А следствием недостатка денег в бюджете является то, что не в полной мере финансируются такие важные направления, как безопасность, социальные услуги, техническое обслуживание инфраструктуры и достойная оплата труда учителей и других работников бюджетной сферы. Из-за коррупции снижается уровень законности в государстве, граждане не соблюдают установленные законы и правила. Судебная система также подвержена коррупции. Коррумпированные судьи выносят необоснованные решения, в результате которых преступники остаются безнаказанными и, наоборот, невиновные привлекаются к ответственности.
В политической жизни страны коррупция усложняет задачу правительства в реализации законов, подрывает доверие к чиновникам. Коррупция искажает результаты выборов и способствует тому, что государственные должности занимают люди с деньгами, но не имеющие достаточного опыта и квалификации для осуществления своих должностных полномочий. Из-за коррупции бедные слои населения остаются политически бессильными и не имеют возможности продвигать свои права и интересы.
Коррупция – это очень сложное и неоднозначное явление. Ее последствия крайне велики. Она опутывает административную, законодательную и судебную сферы и растранжиривает политический капитал государства, за что государство расплачивается разложением судебной системы, отсутствием подотчетности государственных органов перед обществом и потерей международного престижа.


«Дерево решений»
- Мы с вами узнали, что у коррупции есть свои причины. А теперь, давайте постараемся определить наиболее эффективные способы борьбы с ней. Коррупцию можно победить только совместными усилиями граждан, общества и государства. Какие меры должны быть приняты?
Учитель раздает ученикам по одному «яблоку», вырезанному из цветной бумаги, и предлагает каждому индивидуально написать на «яблоке» один из способов борьбы с коррупцией, самый эффективный, по мнению ученика. При этом ученики могут написать способы борьбы с коррупцией, которые используют государство, гражданское общество, средства массовой информации или отдельные граждане. «Яблоки» с написанными способами борьбы ученики приклеивают на нарисованное дерево. Учитель зачитывает вслух то, что написано на «яблоках».

Подведение итогов классного часа:
- Проделав с вами эту трудную работу, мы еще раз убедились, что борьбу с коррупцией должны вести все – и государственные органы, и гражданское общество, и каждый человек в отдельности. Только объединившись против коррупции, можно ее побороть и искоренить. А средства борьбы с ней должны быть всесторонними и системными. Вот видите, сколько плодов принесло наше дерево! А это значит, что наши надежды по устранению коррупции должны обязательно сбыться!

15