Классный час на темуВместе против коррупции


Классный час на тему «Вместе против коррупции»
Цель:
 – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. 
 Задачи:
Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.
Ход классного часа
Толпой огромной в Храм ФемидыВорвался разорённый люд.Нет, не со зла, а от обиды,-Их разорил богатый плут.Он результат трудов тяжёлыхСебе присвоить вдруг решил:Без правды он оставил «бедных»,И их последнего лишил.Перед лицом суда и чести«Я не виновен!»- говорил,И рассыпался в грубой лести,Чтоб суд его не очернил.Но справедливость существует…Судом был плут приговорён…Так справедливость торжествует,-«Закон суров, но он - Закон!»И если за дело вдруг возьмётся ,Кто охраняет тот Закон,Того, кто взятки всегда берёт,Поймает за руку он.Вот и включился особый отдел,К чиновнику опер идёт,И деньги, посыпанные порошком,Для взятки в кармане несёт.Чиновник дотошно решает вопрос,И тянет с ответом пока,Но пачку денег опер даёт,Берёт её Зама рука…А тут в кабинет опера ворвались,У Зама растерянный вид,И слово «ВЗЯТКА»- не смоешь никак-На каждой купюре горит.А на руках порошок зацвёл,И краска на диво прочна,Так уличён чиновник был,Так засветилась рука.
Учитель:
Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?
А что такое взятка?
Как это слово называют чиновники?
- Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о коррупции. Реалии жизни таковы, что иногда чувствуешь свою беспомощность, видя, что зло побеждает добро, безнравственность одерживает победу над духовностью. Как жить? Каким ценностям отдать предпочтение? Может быть, вы пока не задумывались над этими вопросами, но я уверена, что рано или поздно вам придется сделать нравственный выбор и решить как жить и не просто жить, а жить достойно, то есть в соответствии с нравственными критериями: добром и милосердием, верой, надеждой и любовью в мире и согласии. Поэтому я и выбрала сегодня для разговора тему, может быть трудную совсем не детскую. И наша с вами задача не просто противостоять коррупции, а подумать еще о том, что можете сделать вы, чтобы страна стала процветать.
- Для этого, сначала, давайте подумаем, как назвать сегодняшний классный час.
«Вместе против коррупции»
- Что в вашем понимании означает коррупция?
Ученик 1- Слово детство понимаю, а что такое коррупция?
 Ученик 2 - По-моему, что-то с деньгами связано…- …это раздел экономики!
 Ученик 3- Ты что? Нет, это что-то другое…
- А сейчас посмотрите видеоролик «Коррупсики»
  - В толковом словаре Ожегова написано, что Коррупция – это использование должностным лицом своих властных полномочий в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
 Ученик 1- Получается это преступление?
 Учитель: Вот именно преступление! В большинстве Европейских стран коррупция вообще относится к УГОЛОВНЫМ преступлениям! И я знаю, как это слово переводится. С латинского «растлевать». Вы слушайтесь в это слово – «Р А С Т Л Е В А Т Ь ».
 Ученик 3- Я знаю такие случаи, когда многие не поступают в институт, потому что у них нет связей и материальной возможности. К сожалению, знакомая моей мамы долго не могла устроиться на работу по этим же причинам.
Ученик 2- А я не понимаю, почему за многие бесплатные по закону услуги, мои родители вынуждены платить?
 Слово учителя. О коррупции сейчас знают все. Подавляющее большинство граждан знает, что коррупция — это плохо и страдает от неё. О коррупции и борьбе с ней написаны сотни статей, книг, учебников. Разработаны и используются  на практике антикоррупционные программы, планы, десятки мероприятий; приняты законы на общегосударственных и местных уровнях. Созданы различные антикоррупционные комитеты и комиссии. На борьбу с коррупцией мобилизуются всё новые государственные и общественные структуры. Наряду с правоохранительными органами по указанию Президента в  борьбе с коррупцией подключилась и ФСБ.
 Несмотря на всё это, уровень коррупции в нашей стране не снижается. Можно сказать, что в  борьбе с коррупцией власть терпит сокрушительное поражение. В этих условиях дальнейшее осмысление проблемы остаётся весьма актуальным.
 Мы не рассчитываем на то, что наши размышления окажутся оригинальными, тем более, что они во многом опираются на уже существующие разработки.
1 группа
Вопросы Правильные ответы
Что такое взятка? Денежные средства, полученные незаконно за какую-либо услугу, с использованием служебного положения.
Чем отличается взятка от подарка? Взятка, в отличие от подарка дается за услугу, с использованием служебного положения.
Подарок дарится от чистого сердца, не прося ничего Подарок может быть завуалирован под взятку
Что такое коррупция в Вашем понимании? Коррупция – это использование служебного положения в личных целях.
Из каких источников Вы знаете о коррупции? Средства массовой информации, друзья, знакомые, родственники.
Приходилось ли Вам стакиваться с коррупцией?  
- Назовите причины, вследствие которых, на ваш взгляд, происходят все эти негативные явления в нашей жизни.
Ответы учеников:
- низкая заработная плата;
- незнание законов;
- желание легкой наживы;
- коррупция как привычка;
- низкий уровень жизни населения;
- безработица;
- конкуренция;
- на первое место вышли деньги, а не духовные ценности;
- нестабильность в стране.
Учитель:
- Давайте подумаем, какие формы коррупции могут быть?
Ответы учеников:
- взятка, растрата, мошенничество, вымогательство, фаворитизм, злоупотреблением должностными полномочиями.
А теперь рассмотрим ситуации и укажем, в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.
Коррупция или нет?
1. ВОДИТЕЛЬ, НАРУШИВШИЙ ПРАВИЛА, ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ШТРАФ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ЧЕРЕЗ СБЕРБАНК, ПЛАТИТ НЕКОТОРУЮ СУММУ СОТРУДНИКУ ГАИ. СОТРУДНИК ГАИ НЕ ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ПЛАТИЛИ ЕМУ, НО ОТ ДЕНЕГ НЕ ОТКАЗЫВАЕТСЯ.
-КОРРУПЦИЯ, так как в результате злоупотребления служебным положением сотрудник ГАИ нанес вред государству, которое не получило сумму штрафа.
  2. ЧИНОВНИК ПОМОГАЕТ ПРЕДПРИЯТИЮ ИЛИ ФИРМЕ ПОЛУЧИТЬ ВЫГОДНЫЙ КРЕДИТ ИЛИ ЗАКЛЮЧИТЬ ВЫГОДНЫЙ КОНТРАКТ. РУКОВОДСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ ИЛИ ФИРМЫ ВЫПЛАЧИВАЕТ ЧИНОВНИКУ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРОЦЕНТ ЗА СОДЕЙСТВИЕ.
 -КОРРУПЦИЯ, так как в результате злоупотребления служебным положением чиновник нанес вред государству, выразившийся либо в виде завышения суммы контракта, либо в виде занижения процентов по кредиту, либо в виде получения не самого качественного товара . 3. ЧЕЛОВЕК БЫСТРЕЙ ДРУГИХ ПРОДВИГАЕТСЯ ПО СЛУЖБЕ, ПОТОМУ ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ РОДСТВЕННИКОМ ИЛИ ПРОТЕЖЕ МИНИСТРА ИЛИ ДРУГОГО ВЫСОКОПОСТАВЛЕННОГО ЧИНОВНИКА.
 -Согласно Уголовному кодексу РФ это НЕ КОРРУПЦИЯ
 4. ПАЦИЕНТ В БОЛЬНИЦЕ ДЕЛАЕТ ПОДАРКИ ИЛИ ПЛАТИТ ВРАЧУ ЗА ВНИМАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ВНЕ ОЧЕРЕДИ. ВРАЧ ЭТОГО НЕ ТРЕБУЕТ, НО ОТ ДЕНЕГ И ПОДАРКОВ НЕ ОТКАЗЫВАЕТСЯ.
  -Случай пограничен.
 Врач принимает деньги / услуги за исполнение служебных обязанностей - коррупция.
 Пациент выражает благодарность врачу за внимание, а его действия не предполагают обмена, то это действие не коррупция.
Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.
Коррупция.
Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.
Коррупция.
1 группа
Какие сферы наиболее поражены коррупцией?»
ГАИ; чиновники; милиция;
медицина; образование;
судебная система; военкоматы;
шоу – бизнес; сфера торговли;
армия; СМИ;
2 группа
- Назовите способы борьбы с коррупцией?
Усовершенствовать законы.
Уменьшить количество чиновников.
Повысить зарплату (для действительно необходимых лиц).
Повысить эффективность работы правоохранительных органов в деле борьбы с коррупцией. Открытость в СМИ.
Не давать и не брать взяток.
Ужесточить наказания за коррупцию.
Воспитание нетерпимости в обществе к коррупции и уважения к закону.
Тренинг (самостоятельная работа обучающихся)
Каждой команде дается индивидуальное задание: Обыграть три ситуации и разыграть сценки, соблюдая все полученные знания по антикоррупционной политике.
I ситуация: Преподаватель института вас заваливает на экзамене третий раз. Всем своим видом (а может и напрямую) он дает понять, что нужно заплатить. Ваши действия.
II ситуация: Вам, руководящему работнику, предлагают денежные средства, в обмен за определенную услугу, не соответствующую законодательству. Ваши действия.
III ситуация: Вам нужено устроить ребенка в садик, а заведующая говорит, что необходимо встать в очередь. Ваши действия.
Вопросы классу:
- Что нового узнали?
- Какие выводы сделали для себя?
 На вопрос : «Можно ли до конца искоренить коррупцию?» в ходе беседы следует подвести учащихся к следующим выводам:
1) До конца искоренить коррупцию невозможно, а вот не допустить, чтобы она стала угрозой национальным интересам - это важнейшая задача нашего общества и государства.
2)Для себя каждый должен выбрать в качестве жизненного правила слова А.И. Солженицына: «Жить не по лжи!»
 Выводы: взятка калечит души и психологию, причем всех без разбора, будь то потирающий руки мелкий служащий или... потерпевший.
Взятка и цивилизованное общество, взятка и правовое государство несовместимы. Но когда она канет в Лету, если это монстр, порожденный государством? Остается лишь надеяться, что когда-нибудь настанет время, о котором безуспешно мечтал герой пьесы А. Н. Островского «Доходное место» Жадов: «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем суда уголовного
 Подведение итогов.
Коррупция — это улица с двухсторонним движением. Если есть те, кто берет, то обязательно есть те, кто дает. Бороться необходимо на всех направлениях.
Ребята, если каждый из нас не будет давать взятки или пользоваться своим служебным положением, тогда можно будет победить в борьбе с коррупцией.
Рефлексия.
Выберите три слова, которые определяют ваше состояние на данный момент:
Раздражение, удовлетворение, взаимопонимание, скука, тревога, покой, неуверенность, наслаждение, злость, равнодушие.