Классный час на тему: Мы — против коррупции!


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ширинская СШ №18
Тема классного часа:
«Мы - против коррупции!»
Для 9 класса

Разработал учитель математики:
Дробкова Ольга Сергеевна


Шира, 2016 г.
Пояснительная записка
Данный классный час рассчитан на учащихся 9 класса, которые уже могут рассуждать о серьёзных вещах. Актуальность темы связана с устоявшимся в сознании россиян представлением о коррупции как неискоренимом явлении. Изменение ситуации возможно лишь через воспитание активной гражданской позиции, формирование неприятия коррупционного поведения у молодежи.
Главная задача этого классного часа обозначить эту проблему, постараться вызвать негативное отношение к коррупции как к явлению, способствовать осознанию важности соблюдения закона. Основной материал классного часа излагается в виде лекции сотрудником полиции или сотрудником прокуратуры. Затем немного из истории возникновения и борьбы с коррупцией (доклад ученика). И в заключении, творческая работа в группах. В работе используется различные методы работы с классом. Это и лекция, и беседа, и работа в группах.
Цель: повышение правовой грамотности учащихся в сфере антикоррупционного законодательства, формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения.
Задачи:Обучающие: сформировать у обучающихся представление о понятии «коррупция»; познакомить с причинами возникновения коррупции; узнать какие меры принимаются правительством по борьбе с ней.
Воспитательные: воспитать негативное отношение к коррупции.
Развивающие: развить у обучающихся способности высказывать свое мнение и аргументировать его. 
Оборудование: 3 компьютера, желательно ноутбука; мультимедиа.
Подготовительная работа:
Пригласить сотрудника правоохранительных органов.
Подготовка доклада на тему «История развития коррупции в России ».
Поиск пословиц и поговорок на тему «Коррупция».
Подготовка класса и формирование 3 групп.
План классного часа:
Лекция сотрудника правоохранительных органов на тему коррупции и борьбы с ней- (8 мин.).
Доклад обучающегося на тему: «История возникновения коррупции»-(5 мин.).
Ирга-соревнование в группах на знание пословиц и поговорок о коррупции-(5 мин.).
Творческая работа в группах-(12 мин.).
Защита творческих работ-(9 мин.).
Подведение итогов классного часа-(1 мин.).
Ход классного часаУчитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на классном часе изучим понятие под названием «коррупция», раскроем содержание данного понятия, его проявления, последствия в современном обществе и меру наказаний за проявление коррупционной деятельности
Тема нашего классного часа называется « Мы - против коррупции».
Эпиграф:
Думая, что всё могут купить за свои богатства,
многие, прежде всего, продали себя.
Бэкон Френсис (1561-1626), английский философ
Учитель. Как вы понимаете значение этих слов?Учитель. Как вы понимаете понятие «коррупция»?
Учащиеся формулируют определения, так как они понимают это понятие.
Учитель: А теперь давайте познакомимся с понятием «коррупция», с ее видами, а также мерами, которые принимает наше государство в борьбе с ней?  И в этом нам поможет сотрудник правоохранительных органов сотрудника и его звание!
Примерная лекция:  Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.
Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.
Формы коррупции:
Взятка;
Растрата;
Мошенничество;
Вымогательство;
Фаворитизм - в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы;
Злоупотребление должностными полномочиями;
Коррупция оказывает негативное воздействие на развитие государства. Она приводит к уменьшению богатства страны и снижению уровня жизни. Меры, предпринимаемые со стороны общества, государства, каждого человека для решения этой проблемы: законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство; а обычные россияне, у которых эти взятки вымогают, должны научиться их не давать; честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности.
Антикоррупционное законодательство Российской Федерации:
Уголовный кодекс РФ предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Статьи раздаются каждому для изучения
Учитель.  А теперь послушаем доклад.
Одному ученику, заранее было предложено подготовить доклад (не более 5 минут) на тему: История развития коррупции в России.
Учитель направляет ученика: где взять информацию, какого характера она должна быть
Примерный доклад: История развития коррупции в России .
Появление коррупции в России как социального явления тесно связано с традициями общества в период становления государственности на Руси в IX–X вв., когда представители государственной власти материально обеспечивались общиной по нормам, установленным главой государства. Однако эти нормы не могли быть едины для всех чиновников. В "Русской Правде" в целях установления единых норм по обеспечению государственных чиновников было сделано указание на размеры этого обеспечения общиной. Однако каких-либо санкций за несоблюдение данных положений законодательства как членами общины, так и государственными чиновниками не предусматривалось. В результате чего это обстоятельство порождало неисполнение правовых норм и со стороны государственных чиновников, и со стороны членов общины. В таких случаях становились неизбежными конфликты между сторонами.
Развитие общественных отношений в российском государстве потребовало изменения судебной системы. В связи с этим в 1497 г. был принят Судебник, по которому стало вершиться правосудие на Руси. Этот законодательный акт впервые запретил получение материальных ценностей при ведении судебных дел и жалоб государственными чиновниками. А под посулами понималось получение должностным лицом, осуществляющим правосудие или разрешающим спор, гостинцев, поборов, взяток, подношений. Хотя данная статья не предусматривала санкции за получение посула, однако за совершение данного правонарушения должностное лицо могло быть наказано главой государства по своему усмотрению. Таким образом, коррупция как правовое явление, направленное против интересов правосудия, возникло на Руси в форме получения взятки.
Царем Иваном IV Грозным в 1561 г. была введена Судная грамота, которая устанавливала санкции за получение взятки судебными чиновниками местного земского управления. Вопросы уголовной ответственности за взяточничество и иные формы корыстных злоупотреблений по службе нашли отражение в принятом 1649 г. Соборном уложении. В главе десятой, которая называлась "О суде", данное преступление рассматривалось как направленное против интересов правосудия.
Существенные изменения претерпело уголовное законодательство России об ответственности за проявления коррупции и взяточничества в период правления Петра I, который, встав во главе государства, был очень встревожен продажностью государственных служащих. При нем в России приобрели широкий размах и коррупция, и жестокая борьба царя с ней.
В период правления Екатерины II санкции за взяточничество не были столь суровы, какими они были в период правления Петра I.
Наибольшего расцвета коррупция достигла в последние годы правления императора Николая II. Достаточно вспомнить, как продавались и покупались высшие должности в его правительстве при непосредственном участии Распутина. Как за крупные взятки от промышленников формировались заказы по линии военного ведомства. Как продавались противникам планы военных наступлений в Первую мировую войну. Наконец, беззастенчивый административный грабеж населения в условиях военного времени и множество других примеров.
Учитель: Детям заранее предлагалось найти дома как можно больше пословиц и поговорок на тему коррупции.
А теперь давайте поиграем. Еще до начала классного часа учитель разбивает класс на три команды при помощи жеребьевки.
Каждая команда по очереди озвучивает свою поговорку или пословицу (которые не должны повторяться). Побеждает та команда, которая назовет большее их количество.
Примерный список пословиц и поговорок:
Бог сотворил два зла: приказного да козла.
Вору потакать — что самому воровать.
Всяк подьячий любит калач горячий.
В суд поди и кошелек неси, а то скажут: завтра.
В суд ногой – в карман рукой.
В суд пойдешь – правды не найдешь.
Возьми калачи, только дело не волочи.
Дай на прокорм казенную корову – прокормлю и свое стадо.
Дай грош – будешь хорош.
Деньга попа купит и Бога обманет.
Другой судья что дышло: куда повернет, туда и вышло.
Ему и жалованья не надо, допусти только казенного воробья кормить.
За правду денежки подавай, да и за ложь тож.
За посул денег не берут.
Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло.
Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.
Законы святы, да законники супостаты.
Земля любит навоз, лошадь — овес, а воевода — принос.
Когда золото всплывает, то правда тонет.
Когда карман сух, тогда и суд глух.
И умный берет, когда глупый дает.
Казна на поживу дана.
Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд.
На кривой суд образца нет.
На мир беда, а воеводе – нажиток.
Один закон для богатых, другой для бедных.
Подпись судейская, а совесть лакейская.
Подьяческий карман, что утиный зоб: не набьешь.
Пчелка и та взятку берет.
Руки для того, чтобы брать.
Рыба гниет с головы.
С кого судья взял, тот и прав стал.
Скорее дело вершить, коли судью одарить.
Суд крив, коли судья лжив.
Суд прямой, да судья кривой.
Судья суди, а за судьей гляди, куда дело поведет.
Судья, что плотник: что захочет, то и вырубит.
Судьям то и полезно, что в карман полезло.
Сухая ложка рот дерет.
Ты – мне, я – тебе.
Что мне законы, коли судьи знакомы.
Учитель. У Вас на столах стоят компьютера с открытой программой Раint. Вам необходимо создать буклет на тему нашего классного часа, т.е. «Мы – против коррупции». В Вашей работе, можете использовать все, что Вы сегодня узнали: и пословицы, и поговорки, и основные определения, а также использовать факты из истории.
Учащиеся выполняют работу в течении 12 минут.
Завершающий этап классного часа – это защита творческих работ. Каждая группа выступает с защитой своей работы в течение 3 минут.
Итог.Учитель. Завершая наш классный час, я хочу сказать, что Вы все большие молодцы, работали просто замечательно! Буклеты очень содержательны и отражают тему нашего классного часа.
Я верю, что у нашей страны великое будущее, она сумеет пережить все трудности и станет еще прекрасней.
Считаю, сегодняшний классный час затронул очень серьезную проблему, есть над чем поразмыслить и порассуждать.

Список литературы:
Амиров К.Ф., Амирова Д.К. Антикоррупционное и правовое воспитание. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, студентов колледжей и вузов. – Казань: Магариф-Вакыт, 2010;
Данилова А.А. История России 1945-2008. Учебник 11 класса для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
Интернет источники:
http://porogoosh.edusite.ru/p40aa1.htmlКонсультант плюс: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=195966