Сценарий классного часа в форме тренинга в 9 классе на тему:Конфликты в нашей жизни

Классный час «Конфликты в нашей жизни»
в форме тренинга.
Манько Инна Александровна, учитель биологии,
классный руководитель 9 «Б» класса.
Форма проведения: тренинг.
Цель: приобщение подростков к культуре бесконфликтных взаимоотношений
Задачи: Воспитательные: продолжить решение проблемы повышения сплоченности класса, семьи. Образовательные: помочь учащимся усвоить сущность понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация», познакомиться с навыками, необходимыми в конфликтной ситуации и правилами предупреждения конфликтов. Развивающие: способствовать развитию умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.
Оборудование: презентация, 5 листков бумаги с определением 5 стилей поведения в конфликте, 2 верёвки, раздаточный материал с ситуациями сцен и примеров поведения в конфликте.
Ход мероприятия: Приветствие .
Классный руководитель: Конфликты существовали в этом тысячелетии, и будут существовать в новом тысячелетии. Они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни... Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности, свободы...
Сегодня я хочу с вами поговорить о причинах конфликтов и путях их решения. «Конфликты в нашей жизни или...». Пока наша тема звучит не полностью. В конце классного часа вы должны будете закончить формулировку.
Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?
Ученики. Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.
Классный руководитель. Давайте послушаем, какое определение этого слова дано в словарях русского языка. Слайд презентации Столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.
Слайд презентации - Столкновение, серьезное разногласие, спор (Ожегов СИ.).
Классный руководитель. Мне нужны два добровольца . Я предлагаю вам смотать верёвку, кто быстрее. Победил Спасибо, садитесь. Как вы думаете, в результате этой игры мог произойти конфликт?
Ученики. Да.
Классный руководитель. А из-за чего он мог произойти?
Ученики (примерные ответы-) Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители. Один сматывал с полной отдачей, а другой держал верёвку для вида.
Классный руководитель. Да, эта ситуация похожа на конфликт
Классный руководитель. А теперь разыграем другую ситуацию. (Проводится упражнение в центре группы: два добровольца показывают упражнение «да нет» на примере ситуации с дежурством по классу.)
- Я дежурил вчера.- Нет.
- Дежурил.- Нет.
Классный руководитель. Конфликт ли это? Почему?
Ученики. Да, конфликт, потому что есть два человека и предмет спора дежурство. В основе любого конфликта лежит ситуация, в которой сталкиваются противоположные цели, интересы, позиции, мнения, взгляды партнеров по общению. . А что нужно для возникновения конфликта? Ученики (при необходимости помогает педагог). Для возникновения конфликта необходимы присутствие, как минимум, двух человек или двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора. Социальная значимость конфликта различна и зависит от того, какие ценности лежат в основе межличностных отношений. Конфликт не может развиваться бесконечно. Каким бы бурным и кратковременным конфликт ни был – это процесс, имеющий свои закономерности. Обычно можно отчетливо выделить пять основных стадий конфликта: возникновение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в данном случае будет наиболее объективным. Каждая из команд получает карточку, на которой написанная та или иная ситуация, которую им необходимо обыграть. После обыгрывания она обсуждается всем [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] классом .
1 ситуация. Вы едите в автобусе, заходит мужчина среднего возраста и начинает на вас кричать, чтобы вы уступили ему место. Параллельно комментируя то, как плохо воспитана современная молодежь. Ваши действия?
2 ситуация. В классе проводится сбор денег на подарок учителю. Вы не желаете сдавать деньги. В классном коллективе назревает конфликт, один из одноклассников высказывает вам это в лицо. Ваши действия?
3 ситуация. Одноклассница вас обозвала «дураком». Как вы разрешите эту ситуацию?
4 ситуация. Учитель после контрольной работы выставляет оценки. Вашему соседу по парте (который списывал у вас) поставили оценку на балл выше, чем у вас. Вы в гневе, а учитель утверждает, что вы списывали у него. Но это не так Ваши действия?
Стиль сотрудничества – это наиболее оптимальный стиль поведения в конфликтной ситуации, так как конструктивное разрешение конфликта предполагает достижение совместной цели при условии удовлетворённости партнёров.

Стиль поведения в конфликте зависит и от психофизиологических особенностей человека. Я предлагаю вам ознакомиться с примерами поведения в конфликте и выбрать тот, с которым вы уже встречались в жизни.

  оскорбления, насмешки;
  игнорирование (отказ в беседе, в признании);
  негативные стереотипы и предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
  преследования, запугивания, угрозы;
  дискриминация (отрицание прав человека, изоляция в обществе);
   мигрантофобия (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");
 национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
 фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
  осквернение религиозных или культурных символов;
   изгнание (официальное или насильственное);
 репрессия (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Упражнение « А я считаю ».
Задачи упражнения:
осознать возможность сосуществования различных мнений;
осознать ценность собственного мнения, отличного от других;
научится правилам грамотной и корректной дискуссии.
Проведите посреди аудитории воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс ("согласен"), с другой - минус ("не согласен"). Сама черта означает отсутствие мнения.Участники после зачитывания утверждений должны стать на сторону "плюса" или " минуса". Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений.  Примеры утверждений:
        Самый важный предмет - математика.
        Играть "в компьютер" лучше, чем смотреть телевизор.
        Самое прекрасное домашнее животное - кошка.
        Не иметь высшего образования - стыдно.
        Самая классная музыка - рэп.
        «Кока-кола» вкуснее «Фанты».
        Изучать иностранный язык легче, чем физику.
        Война - это всегда плохо.
Обсуждение упражнения:
Был ли кто-нибудь прав в этих ситуациях? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Назревал ли в этом случае конфликт? Не испытывали ли они соблазна поменять мнение под давлением большинства? На все ли вопросы, о которых люди спорят, можно ответить однозначно? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

Упражнение «Ролевые ситуации». 
Задача упражнения: познакомить подростков с различными видами предрассудков.
Разделить участников на подгруппы (2-4 человека). Раздать сценарии.
Вы можете придумать ситуации, более актуальные для вашего города, школы.
Обсуждение:
        что общего во всех проигранных сценках?
        познакомьте участников с  предрассудком в вашей сценке?
        почему в сценках люди ведут себя именно таким образом?
        как чувствуют себя жертвы предрассудков?
        заслуживают ли они такого обращения?
        попросите участников вспомнить, случались ли с ними ситуации, когда они становились жертвами предрассудков?
        как они себя вели, кто им помог?
        как можно предотвратить подобные ситуации?
Сценарии.
Саша любит рок-музыку. Недавно он проколол себе ухо, потому что многие рок-звезды носят серьги. Он пришел в школу, и одноклассники стали смеяться над ним. Один мальчик даже крикнул ему "ты не мужчина".
Лена пришла в школу в новом платье. Подруги спросили ее, где она его купила. Она ответила, что мама купила его для нее в секонд-хэнде. Девочки сказали "значит, ты бедная" и не захотели с ней играть.
Армен недавно приехал в наш город. Он говорит по-русски с акцентом. После школы ребята окружили его и стали передразнивать.
Зарина - мусульманка. Она всегда носит длинные юбки и не ест в школьной столовой. Девочки смеются над ее одеждой, а один мальчик пытался заставить ее есть свинину.
Катя собирается привести домой своего молодого человека. Она сообщает родителям, что он - мусульманин. Реакция родителей негативная.
Недавно в классе узнали, что Расул - мусульманин. Теперь дети боятся его и думают, что он и его брат – террористы.
Мы понимаем, что в нашем мире действительно много насилия и жестокости и нам просто необходимо учиться быть толерантными во всём. И прежде всего, необходимо не просто говорить об этом, а переходить от слов к делу, мы должны научиться не допускать проявления нетерпимости вокруг себя, должны быть готовыми применять полученные на тренинге навыки в различных реальных жизненных ситуациях.
Заключение к тренингу. На занятиях нашего тренинга мы с вами учились преодолевать конфликтный ситуации, прошли экзамен на человечность и понимание. Ключи к упражнениям, в которых вы участвовали,  – это наши человеческие качества, и очень хотелось бы, чтобы эти качества были с вами всю жизнь.
В триумфальном ритуале римских полководцев есть такие слова: «Помни, что ты только человек». Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Это было своеобразное предостережение против установления диктатуры и тирании. Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Мы не должны применять насилие, быть жестокими по отношению друг к другу. Никто не обладает абсолютной властью над другими, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Будьте человечными!
Алгоритм управления конфликтом, предложенный (Н.И. Шевандриным).
Взять под контроль собственные эмоции и выбрать, для начала, время для разрешения конфликта, когда вы находитесь в более подходящем эмоциональном состоянии;
Вскрыть за мнимыми причинами подлинные: для этого необходимо более внимательно следить за партнером, его поведением и состоянием;
Локализовать конфликт: противодействовать инстинктивному желанию перейти в тотальное наступление для победы любой ценой.
Бегство от конфликта при отсутствии шансов на победу.
Избегать чрезмерной концентрации внимания на защите;
Держать инициативу за собой, диктуя эмоции(в том числе и спокойствие);
Не опровергать аргументы противника в том же порядке и в таких же объемных пропорциях, в которых они изложены противником.
5. Заключительное упражнения «Я хочу тебе пожелать»
Учащимся предлагается передавать свечу из рук в руки продолжая фразу: «Я хочу тебе пожелать»
Рефлексия. Давайте закончим вместе фразу , название нашего классного часа.. «Конфликты в нашей жизни или...».
Заголовок 1 Заголовок 215