Конспект урока по математике на тему: Умножение и деление натуральных чисел (5 класс)

МБОУ «Чушевицкая средняя общеобразовательная школа»
Верховажского района Вологодской области











Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Умножение и деление натуральных чисел»
(5 «Б» класс)








Урок разработан учителем математики
Шишмаковой Е.Н.











2013 год
План-конспект урока по математике (5 класс)
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа.
Цель урока:
Развивать вычислительные навыки, устную и письменную математическую речь, память
Закрепить у учащихся приобретенные по теме знания и умения: умение умножать и делить многозначные числа столбиком, применять свойства умножения для решения задач и уравнений, решать задачи на составление уравнений; знание свойств умножения, правил нахождения неизвестных компонентов.
Содействовать воспитанию интереса к математике, активности.
Оборудование: карточки с условиями задач, карточки с решением задачи для 2 группы, магнитная доска, карточки с числами и буквами.
Ход урока.
1.Вводно-мотивационный этап урока.
1)организационный момент
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадка?
И линейку не забудь -
В математику держим путь!
2) целеполагание
- Над какой большой темой работаем? Что знаем? Что умеем? Над чем еще нужно поработать?
-Сообщение темы урока.
-Постановка учащимися совместно с учителем задач на урок (повторить решение задач с помощью уравнений, приемы деления и умножения натуральных чисел)
3) индивидуальные задания 2 группе: №543, №545, №547.
4) устный счет 1 группа : №540(а,б,в)
5) заслушать выборочно решения 2 группы.

2. Операционно - познавательный этап урока.
1) работа по группам:
1 группа - решает 2 задачи с помощью уравнения, учитель помогает и консультирует.
а) ученик у доски решает задачу с комментированием, остальные в тетради.
Получили несколько бидонов молока, по 20 л в каждом. В детский сад отправили 45 л, после чего осталось 115 л. Сколько бидонов молока было получено?
( Пусть х бидонов молока получено, 20х л молока было.
20х – 45= 115
20х=115+45
20х=160
х=160:20
х=8
Ответ: 8 бидонов молока было получено.)
б) обучающиеся самостоятельно решают, при необходимости консультируются у учителя, взаимопроверка – решение дано за доской.
Имелось несколько ящиков, когда в каждый ящик положили по 12 кг слив, то осталось еще 16 кг слив. Сколько имелось ящиков, если всего было 100 кг слив?
( Пусть х ящиков было,12х кг слив в ящиках.
12х+16=100
12х=100-16
12х=84
х=84:12
х=7
Ответ: 7 ящиков было.)

2 группа – учащиеся решают задачу 2 способами, затем проверяют в парах по карточкам с ответами, выставляют оценки.
Сказочная карета на керосиновом двигателе едет по мосту длиной 1920 м. Первые 5 мин она двигалась со скоростью 180 м/мин. С какой скоростью карета проехала оставшийся путь, если она  ехала по мосту 8 мин? (найти 2 способа решения)
(                                   Решение.
 Пусть  х   м/мин  -  скорость на 2участке.                      1)180  5 = 900(м)
3х + 180 5 = 1920                                                      2)1920 – 900 = 1020(м)
3х = 1920 – 900                                                            3)1020 : 3 = 340 (м/мин)
3х = 1020
 Х = 1020 : 3
 Х = 340 (м/мин) – скорость на 2 участке.
                                     Ответ : 340 м/мин )

2) физкультминутка
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
3) Устно сосчитать удобным способом:
20 * а* 50, 12* 6* 50 , 4 * 36 * 250, 125 * х * 8.
Устно найти делимое, если:
- делитель 15, неполное частное 7, остаток 3;
- делитель 37, неполное частное 3, остаток 0;
- делитель 18, неполное частное 5, остаток 2.
4) Найти значение выражения и прочитать полученное слово:
1 вариант 8016 : 167 * ( 128 + 179) ( = 14736)
2 вариант 48 * 37 – 864 : 18 + 284 ( =2012)
О – 48 Р -1776 (карточки с числами и буквами)
Б – 14736 Т – 1728
Д – 307 А- 2012
Проверили решение выражений, получили слово ДОБРОТА.
- По отношению к кому человек должен быть добрым? Почему?
- Сообщение о зимующих в нашей местности птицах.
3. Оценочно-рефлексивный этап урока.
1) Итог урока и оценивание:
- Справились ли с поставленной задачей?
- Над чем еще надо поработать и на что обратить внимание?
2) Рефлексия: выбрать рисунок соответствующий вашему настроению.

3) домашнее задание: 1 группа №5551(б), №556(б)
2 группа №554, № 556(а).





15