Конспект урока МХХ по теме Художественная культура барокко 11 класс

МХК 11 класс, урок № 2

ТЕМА: «Художественная культура барокко»

Цель: познакомить учащихся с основами понятия барокко, историей возникновения данного стиля; рассмотреть факторы, повлиявшие на изменение мировосприятия человеком в этот период; воспитывать интерес к культуре, художественный вкус, учить понимать произведения искусства барокко.

Ход урока:

Организационный момент
Опрос домашнего задания
1. - что такое стиль в искусстве?
- какие художественные стили развивались в период 17-18 веков?
- что означает понятие «художественный стиль»?
- что понимают под художественным направлением?
- что означает термин «художественное течение»
- дайте краткую характеристику художественной культуре Нового времени.

2. Повторим основные черты художественных стилей 17-18 вв. и назовем произведения искусства, которые к ним относятся – презентация «Проверка. Стилевое многообразие искусства 17-18 вв.»

Актуализация знаний учащихся по теме «Художественная культура барокко»
Учитель: 17 век – одна из самых ярких станиц в истории МХК. В это время стремительно меняется, казавшаяся некогда незыблемой картина мира, происходит крушение идеалов Возрождения в общественном сознании. На смену идеологии гуманизма приходит ощущение драматических противоречий жизни.
Искусствовед А. Аникст так говорил об этом времени – стр. 8 учебника.
Перемены и трагические конфликты запечатлел в своем творчестве и английский поэт Джон Донн – стр. 8 учебника.

Человек. Он также не остался без внимания в этот сложный период – изменились представления о нем. С одной стороны – это ничтожно маленькая частица мироздания, а с другой – великая сила, способная управлять природой.

Стих-е А. Грифиуса на стр. 9 учебника

Вопрос классу: прочтите абзац 1-2 на стр. 9 учебника и ответьте на вопрос: «Как на человека повлияли открытия в различных научных областях?»

Предполагаемый ответ: Научные открытия способствовали расширению представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Благодаря открытиям Д. Бруно и И. Кеплера создано целостное представление о нашей планете, способствовали развитию других наук. Человек все глубже осознавал иллюзорность и неустойчивость пространства. Парадокс текучести и постоянной изменчивости времени рождал в душе мистический страх, заставлял задумываться над бренностью человеческого бытия.

Учитель: Душевное спокойствие человек пытался найти в духовной и религиозной жизни, в обращении к Богу и Вечности. Но все чаще и чаще Человек не мог найти ответы на мучавшие его вопросы

Стихотворение А. Силезиуса – стр. 9 учебника.

Вопрос классу: Прочитайте отрывок на стр. 11-12 и ответьте на вопрос: Какое подтверждение в искусстве барокко получили взаимоотношения человека с Богом, новые представления о времени и пространстве? Есть ли что-то общее в мироощущении человека эпохи барокко и нашего времени?


Учитель: Перемены в мировосприятии, сознание распада прежних основ жизни, отсутствие гармонии породили новые эстетические принципы искусства барокко – нового художественного стиля, по-новому увидевшего и отразившего мир.

Жаргонное словечко барокко (причудливый, странный, вычурный), которым португальские моряки обозначали бракованные жемчужины неправильной формы стало синонимом всего грубого, фальшивого, неуклюжего.

- Прочитаем в учебнике на стр. 11 как оценивали специалисты, искусствоведы этот стиль.

Учитель: Но были и общие черты, не вызывавшие разногласий взгляды на эстетику барокко. Главная цель барокко – стремление удивить, вызвать изумление. (Т) Это отразил в своем стихотворении и английский поэт А. Поуп – стр. 11 учебника.

Учитель: Человек и всё многообразие действительности становятся предметом творческого осмысления в искусстве. В произведениях барокко человек выступает как личность со сложным миром чувств и переживаний. Острая жажда жизни и наслаждений сочетается в нем с почти физическим страхом перед смертью и инстинктом самосохранения. Он постоянно оказывается перед нравственным выбором, все чаще к нему приходит понимание тщетности человеческого бытия, бренности человеческой жизни. Это удивительно точно выражено одним из героем У. Шекспира:

- стр. 11 учебника.

Учитель: Главными темами искусства барокко становятся мучения и страдания человека, мистические аллегории, соотношение добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, жажды наслаждений и расплаты за них, где реальность совмещается с причудливой фантазией (Т).

Хронологически стиль барокко оформился почти одновременно с классицизмом, нередко вступая с ним в борьбу. Применительно к искусству термин «барокко» впервые был использован в середине 18 в, когда возникла необходимость критики вычурного стиля архитектурных сооружений 17 века.

В России отдельные черты барокко проявились во второй половине 17 века, а его расцвет приходится на середину 18 столетия. В большей мере влияние барокко испытала русская литература в 17 в (н-р, творчество Симеона Полоцкого 1628-1680 гг), в гораздо меньшей степени – архитектура и живопись. (Т).

Аудиолекция «Барокко»

IV. Домашнее задание: Глава 1. стр. 8-13. задание 3 в тетради письменно.

15