Доклад на тему: ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНТЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ Е-LEARNING НА УРОКАХ ХИМИИ


ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНТЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ Е-LEARNING НА УРОКАХ ХИМИИ
Г.Н.Садирбаевапреподаватель колледжа общественного питания и сервиса, г. Астана
В статье рассказывается об опыте применения образовательных контентов, электронных пособий, центральных образовательных ресурсов на уроках химии, их особенностях и значении. Использование возможностей Интернета, сетевых цифровых ресурсов позволяет сделать уроки более насыщенными, содержательными и, безусловно, более интересными для студентов.
Мақалада химия сабағында білім беру контенттерін қолдану тәжірибесі, электронды құралдар, орталық білім беру ресурстары, олардың ерекшеліктері мен мағынасы туралы сөз болады. Интернетті, желілік сандық ресурстарды қолдану мүмкіндігі сабақтардың мазмұнды, қызықты өтуге мүмкіндік береді және студенттердің қызығушылығы артатыны да сөзсіз.
    Объективная реальность нашего времени – необходимость использования эффективных форм и методов обучения. Традиционные приемы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучения, сотрудничество и эффективную обратную связь преподавателя  и студентов, возможность действенного управления учебным процессом. 
Одним из важнейших звеньев процесса обучения  является применение образовательных контентов в условиях системы  e-learning  на уроках химии и биологии.  Это система электронного обучения, пришедшая в систему образования всех стран мира с новыми инфокоммуникационными технологиями, без которых сегодня немыслима жизнь ни в одной сфере экономики и общества.      
Система  функционирует в Интернете как своеобразный Интернет, пользователями которой являемся мы, преподаватели, так же студенты, мастера производственного обучения, родители, администраторы, тьюторы и все другие, кто участвует в образовательном процессе.
Система позволяет  студентам учиться дистанционно по  цифровым образовательным ресурсам,  руководителям организаций образования – анализировать результативность педагогических процессов и принимать своевременные управленческие решения, родителям – знакомиться с учебными достижениями своих детей. Материалы дистанционного обучения, библиотечные издания, пособия преподавателей, методические материалы, задания и средства интерактивного обучения  - все. Это и есть новая парадигма обучения, когда выстраиваются новые отношения участников образовательного процесса в условиях их мобильного дистанционного взаимодействия, и самое главное, – всем обучаемым предоставляются равные возможности. 
Независимо от того, в каком колледже  учится студент,  в государственном или коммерческом, он  имеет равный доступ к учебному процессу, в котором главной фигурой останется его преподаватель.  Но теперь не один, а вместе с лучшими преподавателями республики, учеными, которые дистанционно  объясняют  новую тему, и студент может получить дополнительный материал по домашнему заданию по нужной теме.
  Правильное сочетание организационных форм, методов и методических приемов, способствующих формированию у студентов сравнительно-элементарных, научно-правильных представлений и понятий о предмете  и явлениях, происходящих вокруг нас, обеспечивает накопление систематизированного запаса основных химических знаний, которые, в свою очередь, становятся базой для новых понятий, суждений и выводов, раскрывающих в объеме, доступном для обучающихся образовательных контентов в условиях системы  e-learning.  Еще вчера, когда не было Интернета и других современных инфокоммуникационных технологий, это казалось сказкой, а сегодня государство создает все условия для того, чтобы это стало реальностью и мощным фактором подготовки к будущей профессиональной деятельности.          
Электронное обучение студентов  готовит их к будущей жизни, где практически все услуги будут электронными, а профессиональная деятельность просто будет невозможна без Интернета, компьютеров и сетевых социальных и профессиональных сообществ.
Система управления образовательным контентом позволяет  создать полноценную среду доступа к электронным материалам, использующимся с целей ознакомления, формирования учебных и методических пособий и разработки учебных программ и курсов дисциплин.   Для каждого пользователя, будь то студент или сотрудник,  в системе создается индивидуальное рабочее место, предлагая широкие возможности поиска учебных материалов.
       Вместе с системой электронного обучения содержание образования  перенесено на цифровой формат. Цифровой образовательный контент очень  разнообразен, это электронные учебники, виртуальные тренажеры,  электронные научно-исследовательские лаборатории.
           Использование образовательных контентов  зависит от уровня интеграции педагогических и инфокоммуникационных технологий.  Но, на мой  взгляд,  использование образовательных контентов зависит и от нас самих. Мы часто ссылаемся на нехватку времени, на свою загруженность, а ведь каждый заинтересованный преподаватель может загрузить в ЦОР свои работы, тесты, срезы знаний и т.д.
        При использовании ЦОР на уроке химии достигается максимальная визуализация изучаемого материала; активизируется познавательная самостоятельность учащихся; расширяются возможности качественного усвоения учебного материала.  
ЦОР и электронная библиотека  позволяют студентам более эффективно формировать знания о протекающих физико-химических процессах, химической промышленности Казахстана, формируется их научное мировоззрение, оценочные суждения, умения работать с таблицами, справочниками, представления об окислительно-восстановительных процессах, о процессах,  протекающих при переработке пищевых продуктов.
Например, при изучении темы «Жиры» я использую  аналогичный ЦОР по химии. Он интересен тем, что в нем, в доступной форме, излагаются основные сведения о жирах, в том числе используемых в пищевой промышленности. Ресурс содержит, как анимацию, так и теоретический и практический справочный материал. Причем, для большей заинтересованности студентов правильный ответ окрашивается в зеленый, а неправильный – в красный цвет. Усвоение данного материала тем более ценно, поскольку студенты приобретают знания и умения, которые в дальнейшем будут использовать в будущей профессии. 
  Использование ЦОР на уроках химии и биологии привело к повышению интереса студентов  к предмету, также    работа с  ЦОР  способствует более эффективной подготовке к НОКу. 
Процесс перехода на новую систему электронного обучения ни в коем случае не отменяет сложившуюся традиционную  систему обучения. Тем более никто не устраняет преподавателя  от образовательного процесса.  Преподаватели и мастера производственного обучения были и остаются главной фигурой в колледже. Студентам  всегда нужные  мудрые глаза учителей, их многозначащий взгляд, добрые и слова поддержки или строгий тон наказания.