Использование инновационных технологий в обучении русскому языку студентов технических специальностей


Использование инновационных технологий в обучении русскому языку студентов
технических специальностей
Муратова Ж. К -преподаватель русского языка и литературы
Двадцать первый век и новое тысячелетие - это время информации. Как и всегда важнейшим средством обмена информацией по-прежнему была и остаётся речь. Формирование коммуникативно-речевых навыков, умения грамотно и свободно говорить и писать, целесообразно используя языковые средства, - необходимое условие становления успешного во всех отношениях
специалиста. При этом не важно, какой профессиональной деятельностью он занимается. Именно в этом основное предназначение русского языка и культуры речи.
Формирование языковой, речевой и коммуникативной компетентности будущих профессионалов мастеров производственного обучения и техников поразличным направлениям - основная цель дисциплины «Русский язык и культура речи» изучаемой в нашем колледже.
Изучение Русского языка и культуры речи в колледже обусловлена необходимостью научно-технического подъема в стране, рынком труда, новыми социально-экономическими условиями, требующими кардинального роста производительных сил на основе создания интенсивных систем обучения,
обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовки и уровень, требуемого обществом личностного развития молодежи. Подготовка конкурентоспособного на рынке труда, профессионально мобильного рабочего
в значительной степени зависит от профессиональной компетентности и педагогического мастерства педагога профессиональной школы.
Важным условием методического мастерства будущего мастера производственного обучения является владение техникой педагогического общения. В межличностном общении решающую роль имеет коммуникативная сторона.
К факторам, обуславливающим коммуникативные барьеры, относятся невыразительная, фонетически неправильная речь, напряженность в логике ее
построения, социокультурные и этнические различия, внешний вид, манера поведения и другие. Речевые коммуникативные барьеры в педагогической деятельности мастеров производственного обучения не только отрицательно могут влияют на их авторитет, но в значительной степени будут способствовать
снижению эффективности проводимых ими занятий. Будущий мастер может отлично знать практическую часть дела, быть специалистом своего дела, нооказаться не подготовленным кратко и ясно доводить до учащихся суть знаний
и умений, не уметь свободно владеть и оперировать понятийным аппаратом, являющимся основой профессиональной подготовки. Отсюда следует, что формирование и развитие культуры речи у студентов колледжа, владение языком получаемой технической и педагогической составляющих профессии является такой же важной составной частью их профессиональной подготовки,
как изучение общетеоретических, общетехнических, специальных и иных дисциплин.
К сожалению, в большинстве средне-специальных учебных заведениях обучение русскому языку и литературе имеет ту же направленность, что и в школе — дать студентам, как и по общенаучным дисциплинам (физика, химия,математика) общеобразовательную подготовку, не учитывая того, какую специальность они получают, какова специфика языка предстоящего профессионально-педагогического труда. В этом случае русский язык и литература не «работают» на формирование таких профессионально значимых
качеств педагога профессиональной школы, как коммуникабельность, умение
доступно и кратко доводить до учащихся суть программного материала по той
или иной дисциплине, грамотно оформлять технологическую карту, деловую бумагу, расширять деловые контакты с людьми, непрерывно совершенствовать
устную и письменную грамотность, пополнять свои знания путем самостоятельной работы с научной и технической литературой. В связи с этим
в ответ на требования времени в Государственные образовательные стандарты
всех звеньев системы профессионального образования в качестве обязательной
включена специальная дисциплина «Русский язык и культура речи», целью которой является формирование и развитие коммуникативной компетенции будущего специалиста- участника профессионального общения на русском языке в различных сферах производственного общения.
В нашем колледже рабочая программа и календарно-тематический план по дисциплине «Русский язык и культура речи» построены с учетом требований современного рынка труда. В начале курса дисциплины «Русский язык и культура речи» студентам доводится информация о том, что современным работодателям требуются специалисты- универсалы. Под специалистами- универсалами подразумеваются те выпускники, которые не только будут владеть основами будущей профессии,но и будут грамотными, всесторонне развитыми людьми, готовыми к решению проблем и восприятию информации. Помимо теоретических занятий на практических занятиях студенты учатся писать резюме, грамотно выстраивать отношения ссобеседником, учатся вести диалог в различных ситуациях. Подобным практическим занятиям уделяется значительное внимание, так как именно на них студенты слышать живую грамотно практическую речь и учатся на наглядном примере как разговаривать с другими людьми. На уроках русского языка и культуры речи студенты учатся понимать уместно ли использование сленговой речи в тех или иных рабочих ситуациях или нет. С учетом того, что молодежный сленг часто проникает в устную официально-деловую речь, это более чем актуально. На практических занятиях студенты часто играют в ролевые игры, на которых проигрываются ситуации, которые могли бы возникнуть во время прохождения ими практики, при приеме на работе и т.д. Активно внедряются на уроках русского языка и культуры речи современные информационные 2178 технологии. Так студенты нередко готовят видеопрезентации на темы: «Разговор с начальником в кабинете по поводу трудоустройства на работу», «Неприятный разговор с нарушившим дисциплину сотрудником» (где студенты ставят себя как на место работника, так и работодателя). Русский язык и культура речи позволяет студентам, будущим специалистам более уверенно со знанием дела приступить к будущей работе.
Данная дисциплина позволяет легче адаптироваться в профессиональной сфере и с этой точки зрения русский язык и культура речи являются необходимой составляющей комплекса дисциплин изучаемых в средне специальных учебных заведениях.
Список клитературыЗобовР.А Самореализация человека: введение в человекознание /
Русский язык и культура речи /Под ред В Макси мова - М,
А нд реева Г.М Социальная психология. —М .А спект Пре сс 2002.
А нд ри енко Е.В Соц иа лъная пси хологи я. -М, 2002.
Леонт ье в АА Психологи я общ ения —М: С мысл 1997.
Парыг ин Б.Д Анатоми я общ ения -С Пб 1999.
П арыгин Б.Д Социа лъная психология. Проблем ы методол ог ии истор ия и теори я. —С Пб И ГУ Д 1999.
Ч алдини Р Психологи я влияния.