Эссе Я учитель, а это значит…


Эссе «Я учитель, а это значит…»
Артамонова В. К., учитель начальных классов МБОУ «Новоаксубаевская НОШ»
Пусть будет меньше праздников, чем буден,
Но тот, кто стал учителем, поймет:
Какое счастье быть полезным людям,
Учить его Величество – Народ.
Нести уму дар мудрости и знанья
И доброты своей сердечный свет –
Нет на земле ответственней призванья,
Почетнее и радостнее нет!
С. Крупин«Учитель – лицо, которое обучает чему – нибудь», - читаем мы определение в Толковом словаре. Сухая лаконичная формулировка, но ведь всего в Толковом словаре не напишешь. Чтобы постигнуть глубину слова «учитель», иногда нужно прожить целую жизнь.
Если мы покопаемся в своей памяти, то, может быть, припомним, как в детстве многие из наших сверстников хотели быть учителями. С годами число их заметно уменьшилось и даже сошлона нет.
Вот и меня, четырнадцатилетнюю, спросили: кем я хочу быть. Если честно, то до этого момента я серьезно о том не задумывалась. Любила математику, бегала на занятия хорового кружка в Дом культуры.
Почему – то на вопрос, кем я буду во взрослой жизни, я, почти не задумываясь, ответила «Учителем».
Прошли годы, я стала учителем…. Наверное, трудно, а, пожалуй, и невозможно забыть первых своих учеников. Ершистые, непосредственные, по – своему, по – детски мудрые мои шестиклассники. Они на глазах повзрослели, выросли. И дали мне гораздо больше, чем я, собственно, пока еще мало что умевшая. Эта именно преподанная ими наука и продолжает вести меня по нелегкой, но прекрасной школьной стезе.
Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, да и я сама, должно быть по возможности доступно им, иначе невозможно предположить доверия и открытости с их стороны.
Многие наши беды, а детские, в своем большинстве, протекают именно от того, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем, о нелегком раздумье, о тревожном переживании. Часто родители заняты своими взрослыми проблемами, еще чаще они отгорожены от своих детей нежеланием принимать их беды и сомнения, как беды сомнения серьезные, а в итоге все более отгораживаясь от самых близких и родных людей.
Учитель должен быть примером во всем. Знания, полученные в школе, важны, но не менее ценно, если в учителе видят человека, друга. Чтобы быть настоящим другом для ребят, я должна эмоционально отзываться на переживания других людей, ценить их внутренний мир, понимать их мысли и чувства.
Поэтому главной задачей в моей работе является создание условий для раскрытия индивидуальности каждого ученика, помочь ему реализоваться в учебе, общении, совместной деятельности коллектива. Решить эту задачу можно, только насыщая жизнь класса интересными делами.
Так проходили годы за годами. Один класс сменялся другим классом. Расставание с классом всегда драматично. При прощании смоими одиннадцатиклассниками мне на ум приходят строчки из стихотворения:
Милые, юные, славные,
Будущим окрыленные,
Знайте, что вам благодарна я
За жизнь свою, озаренную
Глаз ваших ясным сиянием,
Дум ваших дерзким стремлением,
Губ ваших нежным шептанием,
Трепетным сердца волнением.
А прощание несет и новую встречу, какими вы будете мои новые ученики, мои новые друзья, мои новые спутники?! Я попрощалась со своими большими детьми и 1 сентября, на 23 год работы со взрослыми детьми, приняла первоклассников. Мои маленькие спутники ко мне пришли живыми, требовательными и сосредоточенными, настойчивыми, талантливыми и непосредственными, открытыми и жаждущими общения.
Знание и понимание ребенка дают в руки учителю волшебный ключик; позволяющий открывать сердце и души детей. Знание ученика – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений; это умение увидеть и понять в каждом то, особенное, индивидуальное, что отличает его от всех.
И вот я задаю себе вопрос: В чем же суть моей профессии? Я сравниваю ее с рекой. Тысячелетие течет река, неиссякаемая, необозримая. Откуда же берет силы? Это ручейки и маленькие речушки, обгоняя друг друга, собираются вместе, набирают силу и образуют мощный поток. Не в этом ли суть моей профессии? Ученики, не владеющие чтением, счетом, не умеющие правильно и складно говорить, точно высказываться, общаться, различать добро и зло, с помощью учителя постепенно обогащаются знаниями, умениями, приобретают уверенность в себе. Работая учителем, стараешься часто ощутить, осмыслить, может быть, до сих пор не раскрытую для тебя истину: «Кто же ты, Педагог? В чем смысл твоего труда?
Учителю всегда надо входить в класс со светлой душой, улыбкой, чтобы ни случилось, какие бы трудности не встретились в жизни.
Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л.Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач. Но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознания величия своего дела».
Урок идет за уроком, сердце бьется учащенно. Это волнение – оно в учителе вечно. Детям легко и интересно учиться, значит, я на правильном пути. Я стараюсь быть для своих учеников надежной опорой, проявлять доброе отношение к ним, творчески подходить к своей работе, но этого недостаточно. Необходимо проявлять терпение в ожидании результатов своих педагогических усилий, оставаться оптимистом даже в самых сложных обстоятельствах и не растерять за педагогическую жизнь человеческие качества.
Судьба… скажу ли я ей спасибо? Проследив свой педагогический путь, сейчас твердо отвечу: «Да!» Я – учитель, а учитель – это строитель. Строитель должен созидать. Он не может жить без строительства. Создание есть его песнь, его молитва, его сладчайший труд. Строитель слагает основания твердынь и храмов, не ослабляя себя мыслью: кто и когда завершит кровлю?» - считал Н.Рерих. Я учу ребенка творить, созидать собственную личность. Это «моя песнь, моя молитва, мой сладчайший труд», и я не думаю о награде. Это мое педагогическое кредо, моя профессиональная философия, фундамент которой – совесть и любовь к детям.