Ранневесенняя орнитологическая экскурсия в пойме реки Лозовая


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Муниципальное бюджетное обще образовательное учреждение « Лознянская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области» Подготовила : Полтавцева Наталья В ладимировна, учитель биологии и химии п . Ровеньки 20 15 г. 2 Содержание. 1. Цель и задачи экскурсии…………………………………………….3 2. Оборудование и маршрут………………………………………….. 3 3. Вводная беседа…………………………… ……………………….. 3  Сообщение цели и постановка познавательной задачи…… 3  Форма наблюдений…………………………………………… 3  Виды птиц, которых можно увидеть во время экскурсии…..4  Силуэты птиц во время полета……………………………….. 8 4. Самостоятельная работа воспитанников по учебно - практическим карточкам…………………………………………… 9 5. Обобщение материалов, собранных на экскурсии и подведение итогов исследования………………………………………………… 9 6. Итоговая конференция……………………………………………… 9 7. Ролевая игра «Что бы я сделал для сохранения численности птиц, если бы был…» ……………………………………………………… 9 8. Литература………………………………………………………… 10 9. Приложения………………………………………………………. 11  Приложение 1. Маршрут экскурсии……………………………. 1 1  Приложение 2. Фото птиц………………………………………. 12  Приложение 3. Учебно - практические карточки………………. 15 3 Цель : определение многообразия видов перелетных птиц на исследуемой м естности . Задачи:  конкретизировать знания обучающихся о разнообразии видов перелетных птиц на исследуемой местности;  показать соответствие внешнего вида птиц условиям и х обитания;  развивать систематические понятия «вид», «род», «семейство», «отряд»;  способствовать развитию биологических умений и навыков, необходимых при описании и определении птиц;  выявлять причины многообразия видов перелетных птиц;  воспитывать культуру общения с природой. Оборудование: полевой бинокль 8 х 30 с центральной наводкой, фотоаппарат, о пределитель птиц, учетно - практические карточки для практической работы, комп ас , топографическая карта, дневник наблюдений, карандаш на тесьме Маршрут: карта - схема изучаемых объектов: поле – луг – берег реки - опушка леса (См. пр иложение 1) ХОД ЭКСКУРСИИ: I. Вводная беседа по следующему плану : 1. Сообщение цели и постановка познавательной задачи. Началась весна, а с ней и массовые сезонные миграции десятков видов перелетных и кочующих птиц. Одни из них обитают в средней полосе и воз вращаются к местам гнездования, другие, более северные виды транзитом пролетают центрально - черноземные области и направляются к своим местообитаниям в тундру, тайгу и лесотундру. В средней полосе России весенний пролет начинается примерно с конца марта и продолжается до второй половины мая, охватывая почти всю весну. Различные стаи птиц пролетают с различной интенсивностью, на разной высоте, в дневное и ночное время . Познавательная задача: 1. познакомиться с миром перелетных птиц Ровеньского района, понять причины их многообразия; 2. вспомнить Правила поведения в природе. 2 . Форма наблюдений. О тправляясь на экскурсию обязательно нужно вести записи наблюдений, иначе со временем любые, самые яркие детали забудутся и материал, может быть, уникальный будет навсегда потерян. Стоит принять за правило: чем больше информации будет зафиксировано во время экскурсии в полевом дневнике, тем лучше. Обязательно указываются дата наблюдений, место (желательно подробно, включая 4 указание на административное деление местно сти), состояние погодных условий, биотопы, в которых проводятся наблюдения, протяженность маршрута. По каждой конкретной встрече записывается вид птицы, количество особей, по возможности соотношение самцов и самок, биотоп , в котором встречены птицы . Если речь идет о летящей стае, необходимо указать направление движения, примерную высоту, форму стаи (клин, шеренга, цепочка и т.д.). Наблюдая сидящих птиц, следует обращать внимание на род их занятия (кормежка, отдых, чистка оперения и т.д. ). Во время оживле нного перелета, когда стаи птиц следуют одна за другой и физически не хватает времени на подробные записи, можно использовать диктофон. Позже результаты наблюдений переносят в полевой дневник. 3 . Каких же птиц можно увидеть в это время на экскурсии, маршрут которой проходи т по полю, лугу, берегу реки и заканчивается в лесу? К наиболее заметным в это время обитателям открытых мест является чибис . Это довольно крупная, с галку, птица, один из наиболее нарядных видов куликов. Окрашен чибис очень нарядно : у него оливково - брон зовые спина и крылья, белый низ тела, охристое подхвостье, черные грудь и хохол на голове. В полете птица кажется черной. Летят чибисы бесформенной стаей, иногда – шеренгой. Чибисы обращают на себя внимание токовым полетом – кувырканием в полете с пронзите льным стонущим криком, хорошо известным как «чьи вы?». Местных чибисов можно увидеть на непросохшей пашне, на лугах с лужами талой воды. Очень часто в тех же местах , где и чибисов, можно увидеть стаи скворцов ( См. приложение 2 фото 1) , очень ярких в своем весеннем наряд е – черном, с пурпурно - фиолетовом блеском, почти без белых крапинок. У полевых жаворонков ( фото 2 ) в это время также идет массовый пролет. Жаворонки летят как стаями, так и поодиночке, с песней, причем Место наблюдения: Дата: Погода: Данные учета: Протяженность маршрута Общая топография местности Характеристика растительности вдоль маршрута Вид птицы Количество особей Характер перемещения птицы Расстояние до птицы 5 их звонкое пение можно услы шать даже над лесом и населенными пунктами. На полях, луговинах жаворонков можно увидеть и поблизости – буроватые птички с довольно длинным хвостом, размером немного крупнее воробья, часто поднимаются при приближении человека с характерным журчащим криком. На открытых местах удобно наблюдать полет крупных птиц. Это и мелкий сокол – обыкновенная пустельга ( фото 3 ) , быстро летающая где - нибудь над полем, вдруг зависает на одном месте, часто взмахивает крыльями и высматривает свою добычу – мелких грызунов. Есл и уж очень повезет, то можно увидеть и орлана – белохвоста ( фото 4 ) , занесенного в Красную книгу Белгородской области. Эта птица стала у нас очень редкой. В тех местах, где поле начинает переходить в мокрый луг, можно увидеть и некоторых воробьиных птиц. Часто встречается б елая трясогузка ( фото 5 ) – широко известная бело - сероватая птичка с черной шапочкой, пятном на груди и длинным покачивающимся на бегу хвостом. Гораздо более редким является еще один вид трясогузки, наиболее характерный для данного биото па – желтоголовая трясогузка . У нее лимонно - желтая голова и черно - серый вид оперения. Самка окрашена более бледно. В речной пойме обязательно встретится камышовая овсянка. Самцы и самки в зимнем наряде напоминают воробья – буровато - пестрые сверху и беловат ые – снизу. Но весной самцы окрашены более нарядно – у них появляются бархатисто – черная шапочка на голове и пятно на горле, разделенные белыми усами. В начале апреля идет массовый пролет этих птиц, и овсянки попадаются на каждом шагу. Ближе к середине ап реля в тех же биотопах можно увидеть варакушку ( фото 6 ) – одну из самых красивых певчих птиц, близкую родственницу соловья. На груди у самца варакушки хорошо заметно яркое синее пятно с белой или рыжей звездочкой посередине, ограниченное снизу буро - рыжей п олосой. Но вот маршрут наш подошел к водоему. Перед нами обширное водное зеркало, торчащие кое - где из воды кусты ивняка, заросли тростника. Оттуда доносится странный низкий звук, слегка напоминающий короткое мычание быка или далекий гудок тепловоза. Это б рачный крик большой выпи ( фото 7 ) , довольно крупной цапли, ведущей ночной образ жизни, редко попадающейся на глаза и только весной выдающей себя криком. Здесь же, ближе к берегу можно встретить хорошо известную бел ую цаплю ( фото 8 ) – птицу очень характерно го облика, с длинным клювом , ногами и шеей. В полете цапли изгибают шею назад (латинской буквой S ), чем хорошо отличаются от журавлей. Всегда сложновато определять в полевых условиях уток. Их довольно много, на пролете можно встретить до 10 видов. Утки оче нь осторожны и близко людей не подпускают. При наблюдении утиной стаи 6 необходимо предельно внимательно, используя полевой определитель выделить наиболее яркие, характерные особенности посадки на воде и детали оперения птиц. Выделяют две группы уток: речные и нырковые. Речные утки ( кряква, широконоска, чирки – свистунок и трескунок) имеют в воде высокую посадку (хвост торчит вверх под углом) и обычно не ныряют. Нырковые утки сидят на воде низко, хвост их как будто – бы уходит под воду. Кормятся они часто и н адолго ныряют. У наиболее распространенной кряквы ( фото 9 ) , селезни отличаются бархатисто - зеленой головой с белым ошейником и синим зеркальцем на крыле. Широконоска ( фото 10 ) вполне оправдывает свое название широким на конце напоминающим ложку клювом. Голо ва у нее черно - зеленая, грудь белая, а брюхо ржаво – бурого цвета. В полете у селезня хорошо видны дымчато - голубые верхние кроющие перья крыла. Чирки – свистунок ( фото 11) и трескунок – размером значительно меньше кряквы. У селезня свистунка красновато - бур ая голова с зеленой полосой через глаз. Чирка - трескунка легко узнать по белой брови над глазом. Отличаются чирки и по голосу: для свистунка характерен весной мелодичный свист, а трескунок взлетает обычно с тихим потрескиванием. Кроме уток, на водоеме можно встретить л ысуху ( фото 12 ) – близкую родственницу коростеля и других пастушковых и дальнюю журавля. Лысуха размером с некрупную утку, матово - черной окраски, с яркой белой бляшкой на лбу, хорошо плавает. Держатся лысухи на водоемах с густыми тростниковыми зарослями. Стаи гусей встречаются весной сравнительно часто. На большом расстоянии разные их виды различимы с трудом, поэтому, заметив пролетных гусей, остается лишь подсчитать их количество и указать направление полета. Летят эти птицы углом, как журавли , или шеренгой, отличаются от уток более крупными размерами и более редкими, мерными взмахами крыльев, а от журавлей – короткими, почти незаметными в полете ногами. Однако в некоторых местах – на водоемах можно встретить отдыхающих гусей и попытаться опред елить этих птиц. Самые многочисленные на пролете белолобые гуси имеют средние размеры, розовый клюв, белое пятно у его основания и черные пятна на серых груди и брюхе. Серые гуси крупнее, клюв у них красновато - розовый, белого пятна нет. Самые темные – гум енники ( фото 13,14 ) , размером с серого, отличаются от него черным с желтой перевязкой клювом. В воздухе над водоемом обычно всегда можно встретить чаек. Самая обычная из них, озерная, размером с ворону, с бурой передней частью головы. Сизая чайка немного к рупнее озерной, голова у нее чисто - белого цвета. Очень часто обследует береговую линию в поисках оказавшейся на мелководье рыбы, подранков, падали черный коршун ( фото 15 ) . На 7 озерах с тростниковыми берегами, над затопленными кустами часто охотится на мелки х птиц, грызунов болотный лунь . Завершаем экскурсию в весеннем лесу, желательно оставшись там во время сумерек. На опушке можно заметить большие стаи птиц, кормящихся в поле и взлетающих и садящихся на деревья. Это наиболее массовые мигранты, представител и семейства вьюрковых – зяблики ( фото 16 ) . Птицы эти размером с воробья, у самца синевато - серая голова, беловатая спина с зеленоватым надхвостьем, винно0розовый низ тела, на черных крыльях яркие белые перевязки, хорошо заметные на расстоянии. Самка сероват ая, но крылья у нее такие же, как и у самца. Здесь же на опушке можно увидеть вяхиря, крупного, размером с ворону, лесного голубя. Окрашен он в сизо - серый цвет, но отличается яркими белыми полосками по бокам шеи и широкими белыми перевязками на крыльях. В светлом молодом лесу возле опушки наверняка можно встретить дрозда рябинника. У него серые голова и надхвостье, бурая спина, черный хвост и грудь в темных пестринах. Особенно крикливы эти птицы у гнездовых колоний . Интересно наблюдать, как дрозды защищают свою территорию от пролетающих мимо врагов – ворон, сорок, ястребов – дружно и шумно атакуют их. На краю вырубок среди кустарников и прошлогодней травы в это время встречаются лесные завирушки – небольшие воробьиные птицы, окрашенные в буроват ый в пестрин ках цвет. Голова и шея у них серые. Практически в любом лесу можно увидеть и услышать в местах с подлеском и буреломом зарянку ( фото 17 ) , небольшую птичку семейства дроздовых. У зарянки ржаво - рыжая грудь, оливковый верх тела, крупные черные глаза. 4 . Силу эты птиц во время полета. Форму крыльев и хвоста, положение шеи и ног летящей птицы, - то , что определяет ее силуэт во время полета, - зависит от размеров, образа жизни птицы и всей той обстановки, в которой ей чаще всего приходится летать. Мелкие лесные воробьиные имеют сравнительно короткие, широкие и тупые крылья и хорошо развитое крылышко. Это придает птицам большую маневренность в полете, позволяет им лавировать между стволами и ветвями деревьев, а также быстро садиться и взлетать. Для хищных и друг их крупных птиц, живущих в открытых местах, проводящих большую часть времени в воздухе в поисках пищи, характерен парящий полет, не требующий большой затраты энергии. Этот тип полета, при котором птица использует постоянно существующие восходящие потоки на гревшегося у земли воздуха, требует большой несущей поверхности крыла , и крылья этих птиц бывают очень большими и широкими . (рис. 1 ) Крупные чайки также парят в воздухе, но парение у них другого типа , которое возможно при наличие ветра, постоянно дующего н ад открытыми водными просторами и часто меняющего свое направление. Поэтому у чайки узкое и длинное крыло. 8 Рис. 1 Силуэты летящих птиц : 1 - цапля, 2 - утка, 3 - пустельга, 4 - черный коршун, 5 - ч айка, 6 - крачка 9 II . Самостоятельная работа учащихся по учебно - практическим карточкам. ( См. Приложение 3) Один из способов организации самостоятельной работы учащихся во время экскурсии – это использование специальных учебно - практических карточек. Данные карточки состоят из двух частей: информационной и инструктирующей. Информационная часть содержит данные об объектах наблюдений, их изображение и необходимые сведения для успешного поиска и х в природе. Содержание этой части карточки заранее объясняется обучающимся, дается дополнительный информационный материал, рекомендуется литература для самостоятельного чтения. Инструктирующая часть карточки – собственно практическое задание , которое напр авлено на формирование у обучающихся конкретных экологических умений: находить и описывать определенные виды, различать птиц по половым признакам, описывать биотопы распространения определенных видов . Последовательность работы с учебно - пр актическими карточками следующая: предварительно учащихся знакомят с целью и задачами данного задания, способами определения объекта, выполнения наблюдения на основе конкретного плана . Группу делят на несколько звеньев и каждое звено получает свою учебно - практическую карточку. ( См. приложение 3) IV. Обобщение материалов, собранных на экскурсии и подведение итогов исследования. Обобщение материалов проводится с каждым звеном индивидуально. Полученные данные анализируются, оформляются выводы в виде таблиц, гр афиков. V . Затем проводится итоговая конференция . На конференции докладчики – по одному представителю от каждого звена . Они готовят развернутый ответ на один выбранный ими вопрос педагога. Вопросы для конференции: 1. Докажите многообразие перелетны х птиц. 2. Фенология прилета птиц. 3. Проверка народных примет по предсказанию погоды по изменению поведения птиц (ласточки, стрижи, зяблик, воробьи, куры и т.п.) методом сопоставления. 4. Учет заселенности гнездовий как итог проведения Дня птиц. 5. Птицы поселка: вид овой состав, размещение, численность. Остальные обучающиеся, не участвующие в подготовке к конференции, принимают участие в ролевой игре «Что бы я сделал для сохранения численности птиц, если бы был….» в роли : журналиста, 10 директора заповедника, охотовед а, охотника, орнитолога, учителя биологии. Литература. 1. Травникова , В.В. Биологические экскурсии . - С.Петербург, «Паритет», 2002 г; 2. Беляева , Л.Т. Ботанические экскурсии в природу . - М. : Просвещение, 1955; 3. Карев , Е.В. Занимательная орнитология , М., 1994; 4. Мальчевский , А.С. Орнитологические экскурсии . Л., 1981 5. Райков , Б.Е., Римский – Корсаков , М.Н.Зоологические экскурсии, М. 2002 ; 6. Журналы «Биология в школе» 7. Газета «Биология». 11 Приложение 1 Маршрут экскурсии. 12 Приложение 2 Фото 2 Малый полевой жаворонок Фото 1 Скворец обыкновенный Фото 3 О быкновенная пустельга Фото 4 Орлан - белохвост Фото 5 Белая трясогузка Фото 6 Варакушка 13 Фото 7 Большая выпь Фото 8 Белая цапля Фото 10 Широконоска Фото 9 Кряква Ф ото 11 Чирок - свистунок Фото 12 Лысуха Фото 13,14 Гусь - гуменник 14 Фото 16 Черный коршун Фото 17 Зяблик Фото 18 Зарянка 15 Приложение 3 Учебно - практическая карточка. Птицы открытых мест. 1 2 3 1. Чибис. Крупная, размером с галку птица. Имеет оливково - бронзовую спину и крылья, белый низ тела, охристое подхвостье, черные грудь и хохол на голове. Летят бесформенной стаей, иногда шеренгой. Полет характерный, с крутыми поворотами вверх - вниз. Отгоняют врагов от гнезда, пикируя на них с громким криком. Голос – пронзительный гнусавый крик «Чьи – вы , чьи - вы ». Появляются в конце марта - начале апреля. 2. Скворец обыкновенный, небольшая птичка с довольно длинным клювом и широкими острыми крыльями. Коро ткохвостый, блестяще – черный, осенью и зимой в частых белых крапинках, которые исчезают весной. Полет прямой, быстрый, частые взмахи крыльев чередуются с коротким планированием. Крик – разнообразные мяукающие звуки, часто слышащиеся из летящей стаи. Появл яются в первых числах апреля. 3. Жаворонок полевой, немного крупнее воробья, буро - охристая с густыми бурыми продольными пестринами, брюхо белое, на груди мелкие бурые пестрины не голове короткий округлый хохолок, по бокам хвоста белые полоски, бровь светл ая. Крик – негромкое «чрр - ик», песня – долгая звонкая трель. Часто поют, зависая в воздухе на месте, иногда очень высоко, трепеща крыльями. Полет более уверенный, хотя и несколько ныряющий. 16 Экскурсия в поле. Оборудование: полевой бинокль8 х 30 с централ ьной наводкой, фотоаппарат, определитель птиц, компас, топографическая карта, дневник наблюдений, карандаш Задания. ВНИМАНИЕ! Наблюдения следует производить только по указании. учителя , с определенного расстояния, соблюдая все меры предосторожности. 1. Отметьте в дневнике наблюдения время суток, погодные условия, длину светового дня. 2. Осмотрите мест ность и составьте план - схему обследуемого участка. На плане укажите стороны света, границы различных участков леса, реки, озера, оврага, поля, луга. Отметьте ближайшее окружение, где были обнаружены птицы ( источники воды, поваленные деревья, дороги, тропы и т.д.) 3. Двигаясь по границе участка, отмечайте встреченных птиц. Запишите вид птицы, количество особей, по возможности определите половую принадлежность и соотношение самок и самцов (в стае). 4. Осмотрите местность и прислушайтесь. Чибисы обращают на себя внимание токовым полетом – кувырканием в воздухе. При приближении врага к гнезду они пикируют с криком «чьи - вы». Жаворонки часто поют, зависая в воздухе на месте, иногда очень высоко, трепеща при этом крыльями. 5. Если на маршруте вы встретили летящую стаю , то постарайтесь указать направление движения, примерную высоту, форму стаи (клин, шеренга, цепочка, бесформенная и т.д. ) 6. При описании сидящих птиц обращайте внимание на род их деятельности (отдых, кормежка, чистка перьев и т.д.) 7. По результатам наблюде ний сделайте вывод, в котором отметьте многообразие и численность встреченных птиц, суточную активность, образ жизни, возможные причины их появления на данном участке (поиск корма, гнездования, пролет в места гнездования) 17 УЧЕБН О – ПРАКТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА . ПТИЦЫ ЛУГА. 1. 2. 1. Трясогузка белая . Длина тела 18 см. Бело - сероватая птица с черной шапочкой, пятном на груди и длинным покачивающимся на бегу хвостом. Гнездится на влажных лугах, связанных с водоемами. Весной прилетает рано, когда реки еще связаны льдом; у многих народов есть поверье, что трясогузка хвостом взламывает лед, начиная половодье. Голос – громкое «цити - тюри» и короткое «чтерличь» . Её легко узнать по порхающему полету и по покачиванию хвостом, когда птица ходит по земле или передвигается по ней мелкими шажочками. 2. Варакушка , мелкая оливково - серая птица с бурыми крыльями, хвост рыжий с темным рисунком в виде буквы «Т», брюшко белое. На горле и груди яркое, окаймленное черной полосой пятно: у самца синее с рыжим или белым пятнышком в середине (иногда целиком синее), у самки белое с черными пестринами. Песня – громкие трели и подражание другим птицам, крик – громкое «чок». 3. Камышовая овсянка. Самцы и самки в зимнем пере у этой птицы напоминают воробьев – буровато - пестрые сверху и беловатые снизу. Весной самцы окрашены более нарядно – у них появляются бархатисто - черная шапочка на голове и пятно на горле, разделенное белыми усами. Гнезди тся в тростниковых и камышевых зарослях по болотам и берегам водоемов. Песня – громкое «шри - шри - тири - тири», рик - тихое «цик – циик ». В начале апреля идет массовый пролет этих птиц. 18 Экскурсия на луг. Оборудование: полевой бинокль8 х 30 с центральной нав одкой, фотоаппарат, определитель птиц, компас, топографическая карта, дневник наблюдений, карандаш ЗАДАНИЯ. ВНИМАНИЕ! Наблюдения с ледует проводить только по указанию учителя , с определенного расстояния, соблюдая все меры предосторожности. 1. Отметьте в дневнике наблюдения дату, тип луга (суходольный, заливной, пойменный), погодные условия. 2. Установите по полету, внешнему виду, пению ви д обнаруженной птицы. Определите ее половую принадлежность (окраска, голос, поведение). Если птиц несколько, установите соотношение самок и самцов. 3. Отметьте в дневнике время встречи птицы (часы, минуты), продолжительность наблюдения. Обозначьте на карте м есто встречи. 4. Опишите местность, где обнаружили птицу (небольшой кустарник, высокая трава, дорога и т.д.). отметьте, что делала птица в момент встречи: добывала корм, пела, собирала строительный материал, чистила оперение и т.д.) 5. После многократных наблю дений за поведением птицы установите участок ее гнездования. Проследите, как птица опускается на землю и передвигается. Если возможно, определите направление ее движения в сторону гнезда. 6. Обследуйте и опишите участок луга, где гнездиться птица. Определите характерные виды травянистых растений, их высоту, фенофазу. Установите, какие еще виды птиц были встречены на данном участке. Если среди них есть гнездящиеся, отметьте гнезда на карте - схеме. 19 УЧЕТНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ К АРТОЧКА. ПТИЦЫ ВОДОЕМОВ . 1. 2. 3 1. М ебедь – шипун , крупная птица , ино гда на шее и голове заметен рыжеватый налет. Клюв красный с черным кончиком и основанием, на лбу черный шишкообразный нарост, хвост слегка клиновидный, лапы черные. У сидящей на воде птицы шея изогнута в виде буквы S , а крылья иногда приподняты. Гнездится в тростниковых зарослях. Голос тихий и хриплый. С воды взлетает с разбега. 2. Утка – кряква , крупная, чуть меньше домашней утки. Самцы отличаются от рыже - бурых самок бархатисто - зеленой головой с белым ошейником и синим зеркальцем на крыле. Гнездиться по заро сшим озерам, берегам рек, болотам и сырым лугам. Посадка на воде высокая, хвост поднят. Практически не ныряют, а лишь погружают в воду переднюю часть тела. Взлетают почти вертикально, без разбега, как с воды, так и суши. Полет быстрый, уверенный, летящие п тицы часто выстраиваются цепочкой или сбиваются в плотную стаю. Голос как у домашней утки. 3. Утка широконоска, легко отличается от других уток по очень длинному и непропорционально широкому клюву. В полете у селезня хорошо видны дымчато - голубые верхние кроющ ие перья крыла. На воде заметна короткая шея, в полете – рыжее пятно на брюхе. Летит сравнительно медленно. Голос селезня – глухое «кво - кво - кво», самки – тихое кряканье. 4. Гуменник – крупный гусь, самый темный из гусей, клюв черный с желтой перевязкой, лапы оранжево - розовые . Летящая стая обычно выстраивается клином или шеренгой. Ныряют только в случае опасности. Очень осторожные птицы. Голос – протяжный гогот. 5. Чирок – свистунок, самец имеет красновато - бурую голову с зеленой полосой через глаз, самка бурая с р ыжими пестринами. Для свистунка весной характерен мелодичный свист. Полет быстрый, летят беспорядочной стаей. Может взлетать с воды и суши почти вертикально вверх. 6. Цапля белая, крупная птица, размах крыльев до 60 - 90 см. Вокруг глаза голубое летом и желтое осенью кольцо. Клюв летом черный, зимой желтый. Ноги черные с желтыми пальцами. Весной на затылке 2 - 3 длинных узких пера. Шею в полете втягивает сильнее, чем большая белая цапля. Гнезда располагает на деревьях. Встречается стайками. Летящие стайки обычно в ыстраиваются цепочкой, летят вытянув ноги. Подманивает рыбу на мелководье, шевеля желтыми пальцами ног, которые рыба принимает за червей. 6 5 4 5 6 1 . 3 2 20 Экскурсия на водоем. Оборудование: полевой бинокль8 х 30 с центральной наводкой, фотоаппарат, определитель птиц, компас, топографическая карта, дневник наблюдений, карандаш ЗАДАНИЯ. ВНИМАНИЕ! Наблюдения следует проводить только по указанию учителя , с определе нного расстояния, соблюдая все меры предосторожности. 1. Отметьте в дневнике наблюдения дату, тип и название водоема , погодные условия. 2. Осмотрите водоем и сделайте план - схему обследуемого участка. 3. Осмотрите водоем с помощью бинокля. Укажите, в какой его ч асти встречаются птицы, плавающие на поверхности воды. Установите по полету, внешнему виду, пению утку - крякву, чирка - свистунка, широконоску, лебедей – шипуна и кликуна, гусей. Оп иши те различия в окраске самцов и самок, пронаблюдайте за способом питания и д обывания пищи, за поведением в гнездовой период самца, самки, птенцов. 4. Отметьте в дневнике время встречи птицы (часы, минуты), продолжительность наблюдения. Обозначьте на карте место встречи. 5. Опишите местность, где обнаружили птицу . О тметьте, что делала птица в момент встречи: добывала корм, пела, собирала строительный материал, чистила оперение и т.д.) 6. Проведите учет численности видов, отдельно отмечая количество самцов и самок. Укажите, как изменилось их поведение в связи с вашим появлением. Понаблюдай те за характером взаимоотношений между растениями и животными – обитателями водоема. 7. Установите, какие еще виды птиц были встречены на данном участке. Если среди них есть гнездящиеся, отметьте гнезда на карте - схеме. 8. Обобщите результаты наблюдений, сдела йте вывод о многообразии и численности видов, обитающих на поверхности водоема. 21 УЧЕТНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА. ПТИЦЫ – ОБИТАТЕЛИ ОПУШКИ ЛЕСА . 1. Зяблик, птица размером с воробья, у самца синевато - серая голова, беловатая спина с зеленым надхвостьем, вино - розовый низ тела, на черных крыльях белые перевязки, хорошо заметные на расстоянии . Самка сероватая, но крылья у нее такие же, как и у самца. Кормятся на земле, поют в кронах. Песня – громкая трель с резким окончанием: «фьит - фьи т - ля - ля - ви - чиу - кик». Крик – звонкое «пиньк - пиньк», часто слышимое на лету, и громкое «рюю», которое служит сигналом тревоги. 2. Дрозд – деряба, самый крупный дрозд (немного меньше голубя) , спина оливково - серая с кремовым оттенком, брюшко белое с яркими черн ыми пестринами , крыло снизу белое. Полет с чередованием частых взмахов и скольжения со сложенными крыльями. Колоний не образует. Песня – громкие флейтовые свисты, крик – громкий треск. 3. Зарянка, небольшая птичка семейства дроздовые. У нее ржаво - рыжая грудь, оливковый верх тела, крупные черные глаза, характерные для видов, обитающих в нижней части леса, хвост серый. Песня: набор мелодичных свистов, переходящих в щебетание (или наоборот). Позывка зарянки – цыканье, напоминающее звук при заводе механических часов. 4. Серый сорок о пут, размером чуть больше скворца . Бросается в глаза мощный крючковатый клюв, черная маска на глазах, серая спина, белый низ тела. Полет ныряющий.Когда птица взлетает, хорошо видны белые широкие полосы на крыльях и длинный хвост. Голос – резкое трескучее односложное чирикание. 5. Лесная завирушка, небольшая воробьиная птица , у нее спина буроватая, брюшко темно - серое, по бокам размытые бурые пестрины., более тонкий, чем у воробья клюв. Песня – громкая трель, крик – тихое чирикание или коротк ая трель.. Ведет скрытный образ жизни. 4 3 1 2 5 22 Экскурсия на луг. Оборудование: полевой бинокль8 х 30 с центральной наводкой, фотоаппарат, определитель птиц, компас, то пографическая карта, дневник наблюдений, карандаш ЗАДАНИЯ. ВНИМАНИЕ! Наблюдения следует проводить только по указанию учителя , с определенного расстояния, соблюдая все меры предосторожности. 1. Отметьте в дневнике наблюдения дату, тип сообщества, погодные условия. 2. Установите вид обнаруженной птицы по характерным признакам, по голосу. Определите ее половую принадлежность (окраска, голос, поведение). Если птиц несколько, установите соотношение самок и самцов. 3. Отметьте в дневнике время встречи птицы (часы, м инуты), продолжительность наблюдения. Обозначьте на карте место встречи. 4. Опишите конкретное место, где обнаружили птицу (на дереве, в подлеске, на земле т.д.). Отметьте, что делала птица в момент встречи: добывала корм, пела, собирала строительный материа л, чистила оперение, сидела на гнезде и т.д.) 5. После многократных наблюдений за поведением птицы установите участок ее гнездования. Определите, где и как расположено гнездо (на дереве, в подлеске, на земле ). Опишите его форму и расположение, сделайте рису нок и, если возможно, опишите особенности строения гнезда, измерьте его диаметр и высоту , диаметр и глубину лотка и высоту гнезда над землей. 6. Обследуйте и опишите участок луга, где гнездиться птица (10х10 м). Отметьте ярусность леса, определите виды расте ний, освещенность . 7. Установите особенности поведения птицы: где, как и чем кормится, что приносят и как часто в гнездо самец и самка: корм, строительный материал (какой). Отметьте, сколько раз самец и самка посетили гнездо за определенный промежуток времен и (за 30 мин) 8. На основании наблюдений сделайте вывод: какой период жизни птиц вы наблюдаете (строительство гнезда, выведение потомства, выкармливание)