Письменная работа для участия в заочном этапе конкурса Педагог года — 2017. Представление инновационного опыта учителя.


Представление инновационного опыта к районному конкурсу «Педагог года – 2017» Прохоровой Евгении Олеговны, учителя музыки, русского языка и литературы МОБУ «Липовецкая средняя общеобразовательная школа №1 Октябрьского района».
В настоящее время преподаю русский язык и литературу в 6-10 классах, музыку в 5-7 классах. Планирую и осуществляю учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, рабочими программами, составленными на основе федерального компонента государственного стандарта основного и среднего общего образования (7-10 классы) и примерной программы основного общего образования, соответствующей требованиям ФГОС основного общего образования второго поколения (6 класс). В работе использую учебники по русскому языку для 5-7 классов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, для 9 класса - учебник по русскому языку Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александрова, в 10 классе использую учебник по русскому языку Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшина, М. А. Мищериной; учебники по литературе для 5-7 классов Меркина Г. С., для 9-10 классов – учебник под редакцией Зинина С. А., Сахарова В. И., Чалмаева В. А., утвержденные Федеральным перечнем Министерства образования и науки Российской Федерации.
Цели и задачи уроков формулирую на основе как нормативных требований, так и возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Владею образовательными технологиями и методикой преподавания, поддерживаю стабильный уровень в подготовке реализации компетенции обеспечения мотивации учащихся на осуществление учебной деятельности содержания преподаваемых предметов, владею методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся, использую методы, побуждающие учащихся самостоятельно создать ситуацию успеха.
В своей работе широко использую информационно-коммуникативные технологии, использую готовые ЭОР и создаю собственные мультимедийные презентации по русскому языку и литературе: для 6 класса «Существительные общего рода, их употребление в предложении», в 7-ом классе «Обучение сочинению-рассуждению с использованием регионального компонента по теме: «Мои земляки - герои Великой Отечественной войны», в 10 классе «Обучение написанию сочинения-рассуждения, подготовка к ЕГЭ», по литературе в 6 классе «Система образов в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок», в 7-ом «Нравственный выбор в «Песне о купце Калашникове М. Ю. Лермонтова», 9-ом «Герои фамусовского общества в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», в10-ом классе «Развитие конфликта «отцов и детей». Базаров и Павел Петрович Кирсанов», урок развития речи по русскому языку для 6 класса «Обучение написанию приветственного адреса, новогоднего поздравления» в рамках социальной акции, объявленной Департаментом социального развития и труда Приморского края «Внуки по переписке», составляю электронные схемы и таблицы к урокам русского языка и литературы.
С целью усиления мотивации и обеспечения высокой продуктивности урока разработала и апробировала на своих уроках ряд игр: в 6-ом классе при проведении обобщающего урока разработала игру-путешествие «В стране «Лексикология», в 7-ом классе при подготовке к контрольному диктанту разработала урок-зачет в игровой форме «Что? Где? Когда?» к обобщению темы «Причастие как часть речи». Применение игровых форм на уроках помогает расширить кругозор учащихся, развивать общеучебные умения и навыки, внимание, речь, мышление, творческие способности обучающихся.
Личностно-ориентированный подход, технология проблемного обучения позволяет сделать ученика активным участником учебного процесса. В 10 классе на уроках литературы учащиеся защищали проекты: «Оправданы ли заимствования в нашей речи?», «Проблема ляпов – бич современности», Технология проблемного обучения развивает умения думать, рассуждать, спорить, доказывать, делать выводы, сопоставлять факты, вырабатывает самостоятельность при решении учебных и жизненных задач, позволяет сделать ученика активным участником учебного процесса.
В своей деятельности широко использую тестовый метод контроля знаний учащихся, применяю как готовые комплекты тестовых заданий, так и созданные самой, дающие возможность контролировать знания на разных этапах обучения, индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся.
Широко внедряю в практику метод проектной деятельности, который используется как способ для изучения отдельных тем, так и во внеурочной деятельности: в 6 классе на уроке литературы учащимися был реализован проект по обобщению знаний по творчеству М. Ю. Лермонтова «Образы героев стихотворений М. Ю. Лермонтова», по русскому языку при изучении темы «Беглая гласная «Е» в существительных был создан проект «Сказка о том, как буква «е» искала свой дом», в 7-м классе «Художники, иллюстрировавшие стихотворения М. Ю. Лермонтова», в 9 классе при подготовке к написанию сочинений-рассуждений был создан проект «Поселок мой шахтерский, любовь моя». Во внеурочной деятельности учащимися были созданы проекты 9 классом «Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина», 6 классом «Жизнь казаков на Запорожской Сечи в картинах знаменитых русских мастеров», проект «Мы за здоровый образ жизни».В ходе проектной деятельности учащиеся осваивают разнообразные приемы работы с текстом, учатся формулировать проблемы, доказывать, создавать презентации, производить их представление и защиту в классе. Мои ученики умеют пользоваться информационными ресурсами сети Интернет с целью поиска информации для включения её в содержание урока, в процессе работы над проектом, рефератом, при подготовке и сдаче ОГЭ по русскому языку и литературе.
Творчество учеников является одним из самых характерных признаков коммуникативно-ориентированного метода. Благодаря творческому подходу к обучению и в организации внеурочной деятельности, учащиеся активно включаются в работу, у них формируется активная мотивация к самостоятельному поиску знаний, стремление разнообразить учебный процесс через систему коммуникативной и игровой деятельности, что, безусловно, является значимым при воспитании целеустремленной, творческой и контактной личности, а также позволяет сформировать у детей такие важные качества как: толерантность, культура общения, культура сотрудничества и чувство здоровой конкуренции.
Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений обучающихся разработала и апробировала систему разноуровневого контроля и оценки знаний, в которую входят тренировочные задания и задания в тестовом формате, индивидуальные карточки-задания, кластеры, таблицы, рисуночно-графическое письмо. Создание на уроках благоприятных условий для развития личности школьников, обеспечивающих реализацию их индивидуальных возможностей, позволяет добиться устойчивых результатов обучения.
Постоянно совершенствую свое педагогическое мастерство. Осуществляю разработку и практическое воплощение своих идей в работе, делюсь опытом работы со своими коллегами, принимаю активное участие в работе школьного педагогического совета. В январе 2015 года выступила с докладом «Применение игр на уроках русского языка как средства повышения качества знаний», в марте 2015 года с докладом – «Роль интегрированных уроков в повышении эффективности преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС».
В сентябре 2016 года создала собственный мини-сайт и разместила методические разработки в социальной сети работников образования «ncportal»: разработку урока по литературе в 5 классе по теме: «Человек труда в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок», разработку открытого общешкольного мероприятия, посвященного празднованию Дня защитника Отечества, опубликовала творческую работу ученицы 9 класса Шматко Вероники на тему: «Родная земля», посвященную празднованию 90-летия Октябрьского района в рамках проекта в социальной сети для одаренных детей «Алые паруса».
Мои ученики с удовольствием принимают участие в общешкольных, районных, всероссийских мероприятиях, а также посещают созданный мною кружок театрального мастерства «Сказка».
Также урочная и внеурочная деятельность учащихся предполагают сотрудничество с общественными организациями и предприятиями Приморского края, Октябрьского района, Липовецкого городского поселения, что является хорошим методом для формирования коммуникативно развитой и социально адаптированной личности.