«Технология личностно ориентированного обучения как средство повышения качества обучения математики


«Технология личностно ориентированного обучения как средство повышения качества
образования»
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъективность процесса учения.
Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Реализация личностно-ориентированной системы обучения является инновационным процессом (в современное время), поскольку требует смены педагогической парадигмы: т.е. необходимо перейти от обучения как нормативно построенного процесса к учению как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки.
Существуют, по меньшей мере, два подхода к личностно-ориентированному обучению.
Первый из них, предполагает воздействие на личность ученика с целью более эффективного усвоения им внешнего содержания образования. Личностные особенности ученика в этом случае учитываются для того, чтобы соответствующим образом выстроить или подобрать наиболее оптимальное для него содержание.
Другой подход не предполагает прямого образовательного воздействия на ученика, а направлен на организацию образовательной среды, находясь в которой ученик выстраивает свое образовательное движение. Для сопровождения учебной деятельности ученика применяются различные образовательные технологии, предусматривающие личное целеполагание каждым учеником и его индивидуальную образовательную траекторию.
Обучение в данном случае носит сопровождающий характер, а одним из его ключевых элементов является образовательная ситуация. (По форме это могут быть дискуссия, диалог, имитация жизненной ситуации, творческая задача и т.п.)
Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает и другое – новое понимание таких неотрывных от педагогики терминов, как нормы, нормативность, критерии и т.д. Традиционный подход в известной степени характеризовался нормативным мышлением, желанием во что бы то ни стало добиться достижения некой провозглашаемой нормы. Особенность нового представления заключается в том, чтобы признать ценностью динамику позитивных изменений в личностном развитии ученика и стремлении к ним, а “норму” рассматривать как промежуточную, а не конечную цель образовательного процесса.
Т.е. стандарт образования в системе ЛОО – не цель, а средство, определяющее направления и границы использования предметного материала как основы личностного развития на разных ступенях обучения.
Характеристика личностно-ориентированного образования не может быть полной, если не раскрыты его содержательные аспекты. Содержание личностно- ориентированного образования определяется его направленностью на удовлетворение потребностей человека, то есть потребностей и смысла его бытия и личностного существования: свобода и свободный выбор себя, своего мировоззрения, позиции, поступков, самостоятельность, саморазвитие и самореализация, самоопределение и творчество.
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного “я” и научиться управлять им.
В соответствии с этим содержание личностно-ориентированного образования должно включать в себя то, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности, т.е. включать следующие компоненты:
аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов);
когнитивный (обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития);
деятельностно-творческий (имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, оригинальных подходов к решению задач);
личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, формирования жизненной позиции).
И здесь следует отметить совершенно иное отношение учителя к ученику.
Т. е. в личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
оптимистический подход к ребенку и его будущему, как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать это развитие ребенка им же самим (с помощью адекватных средств);
отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору.
Таким образом, школьник, конечно, субъект деятельности, субъект общения. Но какой деятельности? Педагогической? Ответ – нет! Он субъект других, конкретных видов деятельности – игры, учения, труда, спорта и т.п.
Еще раз хочется подчеркнуть, что объектом педагогической деятельности является не только и не столько сам ученик, сколько те условия, которые необходимо создать учителю и остальным участникам образовательного процесса для развития ученика, для формирования его субъективной позиции и организации способствующей этому образовательной среды.
О каких условиях следует вести речь? В первую очередь, о тех, которые влияют на ученика, т.е. условиях в которые попадает ученик в процессе образовательной деятельности.
Можно выделить несколько групп таких условий. А именно:
межличностные отношения ученика с людьми, с которыми происходит общение ученика в конкретном образовательном учреждении – педагогами, другими учащимися (уровень авторитетности учителей в глазах детей, степень взаимопонимания и поддержки, и т.д..);
направленность и особенности организации учебного процесса. Здесь важными являются приоритетные методы преподавания, индивидуальные способы обучения, степень учета интересов учащихся; реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения и др.;
степень профессиональной компетентности педагогов школы, “качество” преподавательского корпуса (уровень профессиональных знаний, умений и навыков; сформированности профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих готовность к организации инновационной деятельности и стремление к профессиональному совершенствованию и росту);
материальные условия реализации образовательного процесса (степень комфортности учебных помещений, качество наглядных пособий, школьного оборудования, мебели; соблюдение санитарно-гигиенических требований.
2. Организация урока в системе ЛОО. Основные требования.
Урок - основной элемент образовательного процесса, но в системе ЛОО существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Конечно, работа на уроке с субъектным опытом учащегося требует специальной подготовки: не просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме урока.
Наряду с обучающей, развивающей и воспитательной целями урока в системе ЛОО важную роль играет создание условий для проявления познавательной активности учеников. Можно выделить некоторые моменты позволяющие достичь поставленной цели:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе;
стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться,получить неправильный ответ и т. п.
использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.
Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
3. Критерии эффективности урока в системе ЛОО:
использование проблемных заданий;
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
обсуждение с детьми в конце урока не только того, что узнали (овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, какова динамика его продвижения в освоении ЗУНов;
отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться как минимум по таким параметрам, как правильность, самостоятельность, оригинальность.
При задании на дом называются не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Учитывая все выше изложенное, можно сделать следующие выводы:
При планировании урока необходимо учитывать:
- индивидуальные особенности проработки материала учащимися (одному легче воспринимать на слух, другому зрительно, третьему нужно обязательно включить моторику);
- индивидуальный подход к выполнению задания (одни быстро и легко схватывают и удерживают все признаки заданного материала, другие склонны вычленить только главную мысль);
- индивидуальные предпочтения в выборе типа задания (одни выдвигают идеи, другие эти идеи обосновывают, третьи реализуют практически, т. е. выполняют необходимые расчеты и т. п.).
2. Необходимо выявлять индивидуальность каждого ученика (независимо от его успеваемости) по следующим параметрам:
- выявление содержания его субъектного опыта, включенного в образовательный процесс;
- предоставление ученику возможности выбора (самостоятельно, по собственной инициативе) способов учебной работы с программным материалом, подлежащим усвоению, а также выбора формы работы на уроке (индивидуальной, групповой), типа ответа (у доски, с места), характера ответа (письменно, устно, развернутый рассказ, анализ ответа товарища и т. п.);
- оценка не только результата, но главным образом процесса его достижения.
КРИТЕРИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА КРИТЕРИИ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА
Цели урока задаются совместно с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Цели урока задаются только учителем без формирования функции от учителя к ученику.
На уроке используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе и формирующие субъектную позицию учеников. Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъектную позицию ученика («Я – исполнитель».)
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель не использует специальных приемов.
Учитель эффективно (адекватно цели урока ) сочетает репродуктивную и проблемную стороны обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Учитель реализует преимущественно репродуктивную сторону, не владеет умением сочетать ее с проблемной или методикой постановки и решения проблемы.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся). Контроль и оценку осуществляет преимущественно сам учитель.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений). Учитель не обучает детей рефлексии, сам не осуществляет рефлексивную функцию в обучении.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока, владеет технологией диалога, обучает ставить и задавать вопросы. Коммуникативные ситуации специально не планируются, диалоговые формы на уроке не используются
Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Учитель несклонен принимать другое мнение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии.
Стиль, тон отношений, задаваемые учителем на уроке, создают атмосферу учебного сотрудничества, сотворчества. Система отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» через отношения, совместную деятельность. Личностное воздействие на уроке не реализуется или реализуется слабо.
“Сравнительный анализ традиционной и личностно-ориентированной систем образования” (составлен канд. пед. наук С. В. Беловой)
Вопросы для сравнения Традиционная система Личностно-ориентированная система
Цель Передача знаний, умений и навыков Создание условий для реализации личности (развитие “самости”)
Содержание Государственные стандарты Государственный стандарт и личностный опыт педагога и ребенка
Формы работы Фронтальные или Групповые Индивидуальные и групповые
Преобладающий метод Информационный, репродуктивный Познавательный через самостоятельную деятельность
Кредо педагога “Я” над вами “Я” вместе с вами
Характерный стиль взаимодействия Монолог Диалог
Позиция ребенка Пассивная Активно-инициативная
Мотивация Внешне-эпизодическая Внутренняя и всегда постоянная
МБОУ СОШ №4
Г.Ханты-МансийскУчитель математики
1 категории
Мавликаева Г.Р.