Влияние физкультурного образования родителей на формирование здорового образа жизни у младших школьников

Коломыц Н.В.

Влияние физкультурного образования родителей на формирование здорового образа жизни у младших школьников
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими здорового образа жизни есть возможность прожить до 100 и более лет. К сожалению, большинство людей сегодня не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. В современном урбанизированном индустриальном обществе за здоровьем надо начинать следить с самого детства, поскольку здоровье – то самое дорогое, что дает человеку природа. С младенческого возраста надо заниматься физическим воспитанием: закаливаться, заниматься прогулками на свежем воздухе, правильной организацией досуга и т.д. Наиболее важным периодом, на наш взгляд для формирования здорового образа жизни является школьный возраст (с 6 до 17) когда внимание родителей и общества должно быть сосредоточенно на формировании здорового образа жизни детей и подростков, и в этом случае родители, имеющие физкультурное образование привнесли бы в дело распространения здорового образа жизни ребенка намного больше пользы, чем родители других детей.
Для работников умственного труда систематические занятия физкультурой и спортом приобретают исключительное значение. Известно, что даже у здорового человека, если он ведет сидячий образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Человек же регулярно занимающийся физкультурой и спортом легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет и сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой, мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.
Для того, чтобы подтвердить гипотезу о том, что физкультурное образование родителей оказывает весьма большое влияние при формировании здоровой семьи мы решили провести социологическое исследование среди родителей младших школьников городских и сельских общеобразовательных школ Республики Северная Осетия-Алания на тему «Влияние физкультурного образования родителей на формирование здорового образа жизни у младших школьников». Исследование было подготовлено на базе факультета физической культуры и спорта СОГУ и было проведено в ноябре-декабре 2009 года. Было опрошено 170 человек бывших выпускников факультета физической культуры и спорта, которые имеют детей младшего школьного возраста, а также работающих с ними в качестве учителей физкультуры или тренерами. В результате проведенного исследования нами были получены следующие результаты: На вопрос о том, как Вы считаете должен ли ребенок активно и систематически заниматься физической культурой 61,6%ответили да, (28.8%) ответили нет и (9.6%) затруднились ответить. Эти цифры подтверждают, то что родители не осознают всей важности физического воспитания детей. На вопрос о том, в достаточной ли степени Вы уделяете внимание физическому развитию ребенка? Следующие результаты: (53.4%) считают да, (46.6%) считают нет.
На вопрос знаете ли Вы, какой вид спорта интересен Вашему ребенку, ответы таковы: (78.1%) ответили да, (21.9%) ответили нет, то есть (21.9%) респондентов даже не интересуются тем какой вид спорта интересен его ребенку, это по меньшей мере удивляет!
На вопрос, сколько времени в день Вы уделяете физическим упражнениям с ребенком, и в какой форме, следующие данные: (35.6%) ответили нет времени из-за работы,(1.4% ) почти не уделяю иногда на выходных,(4.1%) 1-2ч. в день,(8.2%) прогулки 1-2 раза в неделю,(6.8%) ответили не занимаюсь они ходят в секции,(2.7%) ответили только на выходных 1-3ч. Эти данные говорят о том, что в силу своей занятости (работа) родители не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей, и являются не совсем компетентными в данном вопросе.
На вопрос какие формы физического воспитания наиболее приемлемы для Вашей семьи, следующие показатели: 20% занятия в спортивных секциях, 20%занятия в школе 9% утренняя гимнастика,5%закаливание, 3% занятия в детском саду 20% прогулки на свежем воздухе. Анализируя эти данные можно сделать вывод, что большинство младших школьников посещают спортивные секции ,однако этого не достаточно ,для здорового образа жизни ,очень низкие проценты по занятию утренней гимнастикой и закаливанием всего лишь (9% и 5%).Также очень важный вопрос нашего исследования: считаете ли Вы себя достаточно компетентными в области физического воспитания и физического развития ребенка? 13.7% затруднились ответить, 13.7% ответили нет, 20.5% скорее нет, 24.7% скорее да, 27.4% да. Если оценивать эти цифры можно сказать, что 52% опрошенных посчитали себя компетентными в данном вопросе, остальные посчитали себя скорее не компетентными, такова самооценка респондентов. Интересные данные также получены по такому вопросу: Как Вы считаете, должны ли родители принимать активное участие в физическом воспитании ребенка, или же это прерогатива образовательных учреждений. 9.6% затруднились дать ответ,2.7% относятся к этой проблеме безразлично, 49.3% в первую очередь это забота родителей, 38.4% считают это заботой образовательных учреждений. Анализируя эти данные можно сделать общий вывод по исследованию, что родители снимают с себя обязанность прививать ребенку знания о здоровом образе жизни и перекладывают их на различные секции и образовательные учреждения, этого бы не происходило если бы родители имели физкультурное образование и были грамотнее.


Физкультура и спорт весьма полезны и лицам физического труда, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой-либо отдельной группы мышц, а не всей мускулатуры в целом. Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему.
Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам.
Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Для людей, ведущих, сидячий образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.
Ходьба является сложнокоординированным двигательным актом, управляемым нервной системой, она осуществляется при участии практически всего мышечного аппарата нашего тела. Ее как нагрузку можно точно дозировать и постепенно, планомерно наращивать по темпу и объему При отсутствии других физических нагрузок ежедневная минимальная норма нагрузки только ходьбой для молодого мужчины составляет 15 км. , меньшая нагрузка связана с развитием гиподинамии.
Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1, 5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы : 0, 5 -1 км прогулочным медленным шагом, затем столько же - быстрым спортивным шагом и т. д.
Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня, определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна.
Распорядок дня у разных людей может и должен быть разным в зависимости от характера работы, бытовых условий, привычек и склонностей, однако и здесь должен существовать определенный суточный ритм и распорядок дня. Необходимо предусмотреть достаточное время для сна, отдыха. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5-6 часов. Очень важно, чтобы человек спал и принимал пищу всегда в одно и то же время. Таким образом, вырабатываются условные рефлексы. Человек, обедающий в строго определенное время хорошо знает, что к этому времени у него появляется аппетит, который сменяется ощущением сильного голода, если обед запаздывает. Беспорядок в режиме дня разрушает образовавшиеся условные рефлексы.
Говоря о распорядке дня не имеются в виду строгие графики с поминутно рассчитанным бюджетом времени для каждого дела на каждый день. Не надо доводить излишним педантизмом режим до карикатуры. Однако сам распорядок является своеобразным стержнем, на котором должно базироваться проведение как будничных, так и выходных дней.
Важной профилактической мерой против простудных заболеваний является систематическое закаливание организма. К нему лучше всего приступить с детского возраста. Наиболее простой способ закаливания - воздушные ванны. Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры. они укрепляют нервную систему, оказывают благотворное влияние на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление, улучшают обмен веществ. Сначала рекомендуется в течение нескольких дней растирать обнаженное тело сухим полотенцем, затем переходить к влажным обтираниям. После влажного обтирания необходимо энергично растереть тело сухим полотенцем. Начинать обтираться следует теплой водой (35-36 С), постепенно переходя к прохладной, а затем -к обливаниям. Летом водные процедуры лучше проводить на свежем воздухе после утренней зарядки. Полезно как можно больше бывать на свежем воздухе, загорать, купаться.
Люди питаются по-разному, однако существует ряд требований которые должны учитываться всеми. Прежде всего пища должна быть разнообразной и полноценной, т. е. содержать в нужном количестве и в определенных соотношениях все основные питательные вещества. Нельзя допускать переедания :оно ведет к ожирению. Весьма вредно для здоровья и питание с систематическим введением непомерных количеств какого-либо одного продукта или пищевых веществ одного класса (например, обильное введение жиров или углеводов, повышенное потребление поваренной соли).
Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 ч.). Вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, т. к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. При трехразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким - ужин. Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь горячей пищей, глотать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку, без горячих блюд. Необходимо соблюдать правила личной гигиены и санитарии. Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения, как, например, язвенная болезнь и др. Тщательное пережевывание, измельчение пищи в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, царапин и, кроме того, способствует быстрому проникновению соков в глубь пищевой массы. Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости.
Итак, каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


2. диаграмма На вопрос о том как Вы считаете должен ли ребенок активно и систематически заниматься физ.культурой (61.6%)ответили да, (28.8%) ответили нет и (9.6%) затруднились ответить.


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


3.диаграмма На вопрос, как часто на Ваш взгляд ребенок должен заниматься физическими упражнениями (32,9%) ответили, что не более 2-х раз в неделю, (32,9%) ответили, что через день, (24,7%) ответили, что не более 4-х раз в неделю, а (9,6%) ответили, что не более 6-ти раз в неделю.



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

4.диаграмма. На вопрос о том, в достаточной ли степени Вы уделяете внимание физическому развитию ребенка? Следующие результаты: (53.4%) считают да, (46.6%) считают нет.













13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415






5.диаграмма. На вопрос знаете ли Вы, какой вид спорта интересен Вашему ребенку, ответы таковы: (78.1%) ответили да, (21.9%) ответили нет.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415Сколько времени в день Вы уделяете физическим упражнениям с ребенком, и в какой форме? 6.диаграмма







13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415








7.1диаграмма.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

7.2 диаграмма






13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415




7.3.диаграмма






13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 14158.диаграмма





Какие формы физического воспитания наиболее приемлемы для Вашей семьи?

9.диаграмма













13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 141510.диаграмма








13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

12.диаграмма





13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13.диаграмма



















13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

14.диаграмма

















13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
15.диаграмма





















13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
16.диаграмма














13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 141517.диаграмма
Root Entry