Формирование здорового образа жизни младших школьников






Доклад на тему:
«Формирование здорового образа жизни младших школьников».









Автор проекта:
Омаров Рамис Шамхалович,
учитель физической культуры,
МАОУ СОШ №21.












Челябинск 2015 г.
Содержание

Актуальность проблемы
Цель и задачи педагогического проекта
Программа реализации проекта
Направления деятельности
Формы деятельности
Виды деятельности
Принципы
Результаты
Выводы
Список источников













АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Современное состояние здоровья населения России, в том числе и детского, не является удовлетворительным. Для решения проблемы (а это процесс медленный и длительный) необходима интеграция и координация усилий, включения в здоровьесберегающую деятельность всех представителей социальной структуры общества. Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по этой теме. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний здоровьеформирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. Физическое и психическое здоровье - основа жизни и развития, освоения других культурных и нравственных ценностей - основа счастливой жизни. Сохранение здоровья - фактор предотвращения вырождения нации. Человек должен уметь поддерживать экологию своего организма.
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека занимает во всём мире приоритетные позиции, поскольку в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей.
Проведённый опрос показал, что ребята мало знают о своих правах в области сохранения здоровья, и факторах, влияющих на него. Недостаточно формируется личный опыт молодого поколения по здоровьесбережению, инициатива остается за взрослыми: врачами, родителями, педагогами.
Статистика показывает, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема укрепления здоровья детского населения возникла в результате взаимодействия огромного количества  факторов риска, порождённых неблагоприятными биологическими, экологическими, социальными, экономическими условиями. Актуальность проблемы здоровьесбережения в современных условиях связана также со школьными перегрузками, с тем,  что не учитываются психофизические особенности развития учащихся.





ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОКЛАДА

Цель:
Пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни у
младших школьников.
Задачи:

1. Воспитание у детей потребности в здоровье. 2. Формирование целостного понимания здорового образа жизни. 3. Создание правильных представлений о здоровом образе жизни. 4. Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни
как неотъемлемой части существования. 5. Реализация в условиях образовательного учреждения на
индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению
двигательной активности, закаливанию обучающихся,
охране психического здоровья.

















ПРОГРАММА ДОКЛАДА

Основные направления деятельности МАОУ СОШ, в период реализации проекта
1. Воспитательно-образовательная деятельность
С целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительная работа будет осуществляться на основе следующих направлений:
1) Социально-психологического, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы.
2) Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Детям в доступной форме необходимо дать знания по валеологии. С этой целью предполагается внедрение новых технологий.
3) Двигательного – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Педагогический процесс предполагается строить таким образом, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, «необыденной» действительности. Особое внимание уделено организации спортивных секций и кружков на базе дополнительного образования для детей, совместных для детей и их родителей.
4) Оздоровительного – направлено на развитие компенсаторских функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды. Предполагается использование нетрадиционных методов оздоровления. Увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, требует создания условий для коррекционной работы, организации проведения комплекса мероприятий по лечебной физкультуре, проведения индивидуальных занятий в тренажерном зале.



2. Поисково-экспериментальная деятельность
Предполагает раскрытие творческого потенциала детей, стимулирование их к развитию и самообразованию. Основные направления деятельности – это изучение, внедрение и разработка программ, пособий, методических рекомендаций. Предполагается глубокое изучение теории, актуальных проблем физического воспитания, экспериментирование и поиск.
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов
Предусмотрено в каждом виде деятельности, это важнейшее условие развивающегося ДОУ организуется в следующих формах: участие в опытно-экспериментальной работе, курсы повышения квалификации, мастер – классы, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы, круглые столы, КВН, викторины, педагогические ринги и т.д.; обмен опытов в виде презентаций на педсоветах; изучение новинок и нетрадиционных подходов в физическом воспитании; участие в конкурсах.
4. Работа с родителями
Направлена на информирование родителей о содержании работы МАОУ СОШ, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Предполагается ведение поиска путей сотрудничества, планируется проведений традиционных и нетрадиционных форм по привлечению родителей к проблемам физического воспитания и оздоровления детей. Для развития коммуникативных организованы клубы по интересам, совместное посещение спортивных мероприятий и др.
5. Взаимодействие с социумом
Направлено на привлечение общественности к проблемам приобщения к здоровому образу жизни. Организация консультативного пункта на базе МОАУ СОШ, конференций, спортивных соревнований среди школьников, родителей и персонала школьных учреждений.






Формы деятельности:
В условиях села целенаправленно работать по развитию физической активности учащихся как средства их оздоровления может только школа. Педагогический коллектив школы четко осознает, что только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Сохранить физическое здоровье наших детей мы стараемся
- через соблюдение санитарно-гигиенических норм (в школе созданы комфортные условия: тепло, чисто, хорошее освещение);
- через целостную систему физкультурно-оздоровительной работы с учащимися: каждый день начинается с утренней гимнастики на каждом уроке проводятся физкультминутки, перед началом письменных работ – пальчиковая гимнастика, устраиваются подвижные перемены, проводятся спортивные часы, различные соревнования;
- внедрение системы мер по профилактике простудных заболеваний;
- работу спортивного и тренажерного залов;
- вовлечение школьников в секционные занятия во внеурочное время.



















Принципы работы в проекте:
Толерантность
Ответственность (за себя, свое здоровье, здоровье окружающих)
Индивидуальность
Демократия
Равенство
Доверие и компетентное действие
Взаимодействие






ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни в повседневной жизни.
Развитие ценностных отношений школьника к  родной природе, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления по пропаганде ЗОЖ, опыт самообслуживания, самоорганизации  и организации совместной деятельности с другими детьми.











ВЫВОДЫ
Тесно сотрудничаем с Ленинским филиалом МОАУ СОШ №21: для детей работают секции «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол»; были введены дополнительные часы занятий ОФП для учащихся начальной школы и подготовительной к школе группы в д/с.. Наши школьники постоянно участвуют во всех спортивных соревнованиях районного, зонального и областного уровня и практически всегда достигают высоких результатов.
За прошедший год показатель охвата школьников горячим питанием в целом по школе составил 96 % (100 % всех учащихся начальной школы; 96% учащихся среднего звена и 93 % старшеклассников). Ежедневно школьники получают качественное и калорийное питание. В рацион входят разнообразные мясные, овощные, молочные блюда, а также соки, фрукты и кондитерские изделия. Особое внимание уделяется детям из малообеспеченных семей.
Коллектив нашей школы уделяет большое внимание вопросу оздоровления детей. У ребят была возможность оздоровиться и в учебное время. В прошедшем учебном году 43 учащихся поправили своё здоровье в санаториях, а в каникулы 25 учащихся нашей школы побывали в летних оздоровительных лагерях.
В летний период в школе работает пришкольный оздоровительный лагерь дневного пребывания. В нем отдыхают учащиеся младших и средних классов, в возрасте от 8 до 16 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей – сирот, опекаемых, ребят из многодетных и малообеспеченных семей. В этом году в лагере оздоровился 83 ребенок.
Работа педагогического коллектива нашей школы направлена и на пропаганду здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья школьников. Чтобы побудить учащихся к формированию потребности в здоровом образе жизни одна неделя каждой четверти бывает профилактической. Проводятся недели профилактики курения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции и СПИДа, дорожно-транспортных происшествий.
Регулярно организовываются встречи с работниками ГИБДД, милиции, больницы, что способствует не только формированию правового сознания учащихся, воспитанию законопослушных граждан, но и тоже является частью работы по здоровьесбережению.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.«Здоровьесберегающие технологии».(Журналы «Начальная школа», №2, 2003, с.33 №12, 2001, с.52-57 №9, 2001, с.7 )

2. . Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» - М.,2003.
3. Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/
Начальная школа, 2007. - № 2. – с. 58 – 61.
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
5. Павлова М.А. Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни. (http://health.best-host.ru)
6. Павлова М.А. Здоровый образ жизни: что такое психическое здоровье. (http://health.best-host.ru)
7. Павлова М.А. Примерное планирование занятий по основам здорового образа жизни для учащихся 1х – 4х классов. (http://health.best-host.ru)
8. Павлова М.А. Социально-психологическая адаптация младшего школьника. (http://health.best-host.ru)