Урок-ярмарка «Малые жанры фольклора» 6 класс

КОУ ОО « Нарышкинская школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»








Открытый урок-ярмарка
«Малые жанры фольклора»

Комбинированный урок развития речи.









Дата проведения: октябрь 2012г.
Класс: 6 кл.
Учитель 1категории Жиляева Е. В.




2012- 2013 гг.

Количество уроков- 1
Тип урока - комбинированный
Цель урока - приобщение детей к духовной культуре, к народным корням и традициям.
Задачи:
образовательные
- рассказать о народных промыслах, их многообразии, отличительных чертах
- закрепить навыки нахождения изобразительно- выразительных средств в тексте
- углубить знания о великих русских художниках и их мастерстве
- совершенствовать навык владения рифмой и использование ее в стихах собственного сочинения
- связать в единое целое литературу, русский язык и культурологию

развивающие
- развивать творческие способности учащихся
- развивать навыки образного мышления, словесного рисования
- развитие навыка художественного восприятия текста
- развивать владение несколькими видами деятельности на одном уроке
- развивать умение описывать предмет в нестандартной форме


воспитательные
- воспитание любви к традициям, культуре и литературе своего народа
- научить испытывать радость от творчества, самостоятельной деятельности


цели, направленные на здоровьесбережение
- активизация памяти
- смена динамической позы
- профилактика утомляемости и стресса






Ход урока.
1. Слово учителя.
- Здравствуйте, люди добрые! Добро пожаловать на ярмарку!- вот такие слова приветствия можно было услышать на народных гуляниях. У нас сегодня урок повторения малых жанров фольклора. Мы с вами побываем на русской ярмарке и даже попробуем незримой ниточкой соединить прошлое и настоящее.
Ну, обо всем по порядку. Давайте запишем в своих тетрадях тему урока « Малые жанры фольклора». Эпиграфом к нашему уроку станет пословица( записана на доске) «не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Да, действительно, мастеров на Руси ценили на вес золота.
В некоторых местах нашей Родины сложились целые народные промыслы. Я вам сейчас покажу несколько изделий, а вы попробуйте определить, где они создавались.
( Учитель демонстрирует хохлому, гжель, дымковскую игрушку).
- Каковы основные цвета и особенности каждого промысла?
- У ярмарки в России тоже сложились свои традиции: здесь обязательно были балаганчики, где выступали скоморохи, кукольный театр, циркачи, музыканты. Ставились карусели, качели, ярмарка шумела и гудела с ночи до утра.
Посмотрите на репродукцию картины Б. Кустодиева «Ярмарка».( запись в тетради название картины и автор).
- Что изображено здесь?
- Когда вы будете рассматривать репродукцию, услышите музыку.
- Как музыка помогает передать характер картины? ( звучит народная музыка).
Идет словесное рисование, дети отмучают яркость красок картины. Ее народный колорит, музыка помогает передать это.
- Я приготовила еще репродукцию картины Кустодиева « Балаганы».
- Как автор смог передать широту и размах русской ярмарки?
Вот как описывает ярмарку Н.А Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»








1




Играет солнце вешнее
Хмельно, горласто, празднично,
Пестро, красно кругом!
Штаны на парнях плисовы,
Жилетки полосатые,
Рубахи всех цветов;
На бабах платья красные,
У девок косы с лентами,
Лебедками плывут.
.
По конной потолкалися,
По взгорью, где навалены
Косули, грабли, бороны,
Багры, станки тележные,
Ободья, топоры.
Там шла торговля бойкая,
С божбою, прибаутками,
С здоровым, громким хохотом.

Прошли по лавкам странники:
Любуются платочками,
Ивановскими ситцами,
Шлеями, новой обувью
Неотъемлемым персонажем любой выставки был коробейник, который носил перед собой короб с мелким товаром ( отсюда и название).
- Я решила продемонстрировать вам , как выглядел коробейник, но мне нужен помощник. ( учитель надевает на ученика русскую рубаху,вешает короб с товаром ему на плечи. В коробе: ленты, духи, предметы народных промыслов.) Звучит музыка « Ой, полным полна моя коробушка». Коробейник расхаживает по классу, ученики покупают у него товар.
Девочки надевают ленты на голову.
- Коробейники ходили по ярмарочной площади и зазывали покупателей: у них товар на любой вкус: пряники, игрушки, ситец, платки, ленты, духи, помада.


2

Мальчик-сударик,
Купи букварик!
Отцы почтенны!
Книжки неценны,
По гривне штука-
Деткам наука!
Для ребятишек-
Тимошек, Гришек,
Гаврюшек, Ванек...
Букварь не пряник,
А почитай-ка,
Язык прикусишь
А наш коробейник придумал вот какую закличку:

Эй, молодцы!
Красны девицы,
Тетушки, сестры!

Платочки пестры,
Булавки востры,
Иглы не ломки,
Шнурки, тесёмки!
Духи,помада,
Всё –чего надо

Эй, малолетки!
Пряники редки,
Всякие штуки:
Окуни, щуки,
Киты, лошадки!
Посмотришь-любы,
Раскусишь- сладки,
Оближешь губы!..








3

В речи торговцев часто звучали пословицы и поговорки, ведь чем красочнее зазывал торговец покупателей, тем больше товара он продавал.
У вас на столах находятся карточки с индивидуальным заданием. Давайте обратимся к заданию № 1. Для выполнения этого задания нам понадобится вспомнить , чем пословица отличается от поговорки?
( запись в тетрадь)
Пословица- мудрое изречение, законченная мысль.
Поговорка- присловье , которое украшает речь.
В ваших карточках есть и пословицы и поговорки, ваша задача отличить их и записать в тетрадь только пословицы.
( идет коллективная работа учителя с классом).
Предлагаю дальше пройтись по ярмарке. А вот собрались люди, давайте посмотрим, что тут происходит.
Да здесь представление кукольного театра! Хотите поучаствовать?
( учитель приглашает учеников к доске, они надевают на руки куклы)
- Какую сказку мы с вами будем играть?
- « Курочку- рябу».
Учитель декламирует сказку, дети изображают действие сказки.
-Не обходились ярмарки и без игр. Хотите принять участие в игре по русской сказке « Репка».
Чтобы сказку нам сыграть
Роли надобно раздать.
Кто загадку отгадает
Роль он тут же получает.

Работящий, хоть и сед
Догадайтесь, это ..

А у деда есть подружка,
Очень милая
.
Очень не простая штучка
Прожевала с ними .
..
А у деда есть дружок
Очень миленький
Растянулась на окошке
И мурлычет сладко.
..
Когда мы открыли книжку
Пробегала мимо ..

Растет в огороде,
Круглая, сладкая,
Желтая, гладкая.
Дети садятся на корточки вдоль доски, занимают места согласно последовательности персонажей сказки.
- Условия игры простые: как только вы услышите имя своего персонажа, вы должны встать, обежать всех участников игры вокруг и сесть на свое место. ( звучит музыка, учитель рассказывает сказку, дети играют).
- Ну вот, ребята, в кукольном театре мы побывали, загадки разгадывали, в игру поиграли, сказку вспомнили. А сейчас нам предстоит самое интересное!
- Давайте представим себя народными умельцами, которые изготовили свой товар и предлагают его на ярмарке. Давайте придумаем заклички для тех товаров, которые вы купили у нашего коробейника.
- Я хочу привести пример такой «рекламы» орехокола с головой барана.

Ни одного изъяна
У щелкуна-барана,
Рога крутые
И сплошь резные.
Что в рот возьмет
Вмиг разгрызет.
Любители орехов,
Купите на утеху!..
-В ваших карточках найдите задание№2. Вы видите первую строчку предлагаемой вам заклички а также последние слова каждой строчки, вам нужно придумать основное содержание и вписать его на месте пропусков.Но для начала давайте вспомним, что такое рифма?
- Какая она бывает?
( работа с таблицей «Виды рифмы»,она расположена на левой стене класса, что способствует смене динамической позы.)


5

Самостоятельная работа занимает не более 10 минут.
- А сейчас послушаем, что у вас получилось.( дети читают свои варианты).
- Ну вот и подошло к концу наше путешествие. Сегодня мы с вами побывали на русской ярмарке и незаметно для себя повторили малые жанры фольклора. ( работа с таблицей « Фольклор. Жанры».)
Выставление оценок и дом.задание.
- Составьте небольшой рассказ о русской ярмарке( в тетради), попробуйте продумать другие заклички. Нарисуйте русскую ярмарку.










































№ 1
Хороший товар сам себя хвалит.
Купил- не купил, а поторговаться можно.
Дорожиться – товар залежится, продешевить- барышей не нажить.
№ 2
Вот была простая чурка
нож
хорош
фигурка
.ловко
...сноровка










№1
Лежачий товар не кормит.
Для торгу всякого почту и уважу.
Кубарики- кубаришки, малые ребятишки.

№2
Для всего честного люда
..посуда
..ярко
подарка
..с ней
вкусней
.не жалей.





№1

Хорошо дешево не бывает.
Детишкам на молочишко.
Детям не порча игрушка .


№2

Был глины кусок
..зверек
..краски
сказки
покупай
играй.

№ 1
В убыток отдаю, только для вас.
У хорошего товару не бывает накладу.
Твои деньги- твои глаза: гляди сам, что покупаешь.


№2
Стой, прохожий, остановись!
.подивись.
..для смеху
в утеху
покупай
..играй.










Ни одного изъяна
У щелкуна- барана,
Рога крутые
И сплошь резные.
Что в рот возьмет
Вмиг разгрызет.
Любители орехов,
Купите на утеху!
А орехов урожай
Только щелкать поспевай!
Покупка будет люба:
Сбережете зубы.




Ни одного изъяна
У щелкуна- барана,
Рога крутые
И сплошь резные.
Что в рот возьмет
Вмиг разгрызет.
Любители орехов,
Купите на утеху!
А орехов урожай
Только щелкать поспевай!
Покупка будет люба:
Сбережете зубы.