Программа и КТП уроков русского языка в 3 классе по программе Т.Г. Рамзаевой. 170 часов


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса общеобразовательной школы разработана на основе:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» п. 2 ст. 32 (приказ № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.)
2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Стандарты второго поколения – М.: Просвещение, 2011 г.)
3.Фундаментальное ядро начального общего образования (Стандарты второго поколения – М.: Просвещение, 2011 г.)
4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М.: Просвещение, 2009 г.)
5. Базисный учебный план МБОУ «Школа № __» (на 2016-2017 учебный год).
6.Авторская программа Рамзаевой Т.Г. Москва. Дрофа. 2013. Учебники имеют гриф: «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».
7.Федеральный перечень учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования (приказ от 31 марта 2014 года № 253)

Пояснительная записка
Основная задача обучения русскому языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразно взаимосвязаны между собой:
владение речевой деятельностью в разных ее видах(чтение, письмо, говорение, слушание);
освоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики, лексики, морфемики;
формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений,
Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника. III класс занимает центральное место в обучении младших школьников русскому языку по всем разделам потому, что происходит формирование основных понятий курса: части речи, значимые части слова, предложение, словосочетание, текст, изучаются существенные признаки каждого из понятий и связи между ними, что чрезвычайно важно для усвоения языка и овладение речью. На основе знаний состава слова в 3 классе проводится формирование навыков правописания безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, а так же навыков правописание приставок.
Работа над нормами литературного языка носит практическую направленность и проводится в течение всего учебного года в связи с изучение разных тем по курсу русского языка, написанием изложений и сочинений. Спланировано 28 уроков по развитию связной речи. Часть из них выделены отдельными часами, а часть проводятся по ходу изучения тем.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление  обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.
  Задачи:
-овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
-формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
-обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
-пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Содержание курса
В 3 классе происходит формирование основных понятий курса: части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание), предложение, словосочетание, текст. Учащиеся изучают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними. На основе знаний состава слова в 3 классе производится формирование навыков правописания безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, а также навыков правописания приставок.

Распределение часов по теме курса:

Модуль
Кол-во часов

1
Повторение
16 ч

2
Предложение. Словосочетание
11 ч

3
Текст
3 ч

5
Состав слова
64 ч

6
Части речи
65 ч

7
Повторение изученного за год
11 ч


Повторение (16 ч) Предложение, текст, слово – единицы речи (общее понятие). Однокоренные слова. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Слог. Правила переноса слов. Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова. Разделительный ь и ъ  - показатель мягкости согласных. Сочетания жи-ши, ча-щ, чу-щу, чк, чн, чт. Слова с двойными согласными. Обозначение безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов. Проверка путём изменения формы слова и подбора однокоренных: доски-доска, соль-солить, площади-площадка.
        Предложение. Словосочетание (11 ч). Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, побудительное) и по интонации (восклицательное, невосклицательное). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространённые и нераспространенные предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
        Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
        Текст (3 ч) Тема и основная мысль текста. Заголовок. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, союзов  и, а, но, текстовых синонимов (например: ёж, зверёк, ёжик, колючий комочек и т.п.). Виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Опорные слова в тексте.
        Состав слова (64 ч). Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова – корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление).
        Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корнях слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку-печь, лицо-личный, бег-бежать, верх-вершина, вязать-вяжет и др. (ознакомление).
        Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-, от-, до, по-, под-, про-, за-, на-, над-, в-, с-. Вы-, пере-. Употребление в речи слов с приставками. Приставка и предлог (сопоставление). Разделительный ь в словах с приставками. Сопоставление ь и ъ
        Суффикс значимая часть слова. Наблюдения за лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов –оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк-, -овн-, -евн-, -оват-, -еват- (ознакомление)
        Лексика Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Синонимы. Антонимы. Устаревшие и новые слова (ознакомление).
        Части речи (65 ч) Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное, предлоги, союзы).
        Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имён существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях имён существительных: солнце, озеро. Изменение имён существительных по числам и падежам.
        Склонение имён существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Буква ь после шипящих на конце имён существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имён существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы).
        Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имён прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний –ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые.
        Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончание глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
        Умение пользоваться толковым словарём, словарём синонимов, антонимов.
        Текст. Развитие связной речи. Общее понятие о видах текстов (или типах речи): повествование, описание, рассуждение; о стилях речи (разговорный, деловой, художественный).
        Изложение текста-повествования по коллективно или самостоятельно-составленному плану. Сочинения-повествования по серии сюжетных картинок, по картине, а также на темы, близкие учащимся (об играх, о наблюдениях за природой, об экскурсиях и т.п.), с предварительной коллективной подготовкой. Включение в текст фрагментов описаний или рассуждений. Написание короткого письма о своих делах с элементами рассуждения, описания или повествования. Составление устных текстов-рассуждений делового стиля.
        Речевая этика. Устное и письменное приглашение, поздравление, просьба, извинение.
        Повторение изученного за год (11 ч) Текст и предложение. Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ь и ъ. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
        Слова с непроверяемыми написаниями: автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комбайн, комбайнёр, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, молоко, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, сирень, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 5 часов в неделю (Инвариантная (обязательная) часть – 4 часа. Вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений, –1 час). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение русского языка в 3 классе составит 170 часов.
Работа над нормами литературного языка носит практическую направленность и проводится в течение всего учебного года в связи с изучение разных тем по курсу русского языка, написанием изложений и сочинений. Спланировано 28 уроков по развитию связной речи. Часть из них выделены отдельными часами, а часть проводятся по ходу изучения тем.
В течение учебного года ведётся систематический учёт усвоения основных вопросов курса русского языка каждым учеником:

Контрольное списывание – 2
Контрольные диктанты – 9
Словарные диктанты – 17
Контрольное изложение – 1

Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

Компетентность учащихся

Обучающиеся должны знать:
части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
Обучающиеся должны уметь:
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные; разделительные твёрдый и мягкий знаки; непроизносимые согласные; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода; не с глаголами; раздельное написание предлога со словами; знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательные знаки);
производить разбор слова по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
подбирать однокоренные слова разных частей речи, распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имени существительных, род и число имён прилагательных, время и число глаголов;
изменять имена существительные по числам;
склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
изменять имена прилагательные по родам и числам в соответствии с родом и числом имени существительного;
писать изложения по коллективно составленному плану (обучающее);
распознавать вид текста – повествование, описание, рассуждение;
писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
составлять устный ответ-рассуждение.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач и др.);
работы со словарями;
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета.

Календарно-тематическое планирование
5 часов в неделю, всего 170 часов


п\п
Дата
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Практические и лабораторные работы


План
Факт





I четверть – 42 ч.
Повторение изученного во 2 классе (17 ч)

1



Речь
Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).


2


Предложение
Фронтальный опрос



3


Текст - единица языка и речи
Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.


4



Слова, называющие предметы (имена существительные), признаки предметов (имена прилагательные), действия и состояния предметов (глаголы)
Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи..

Выборочный диктант


5



Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении
Выборочное списывание
Cловарный диктант


б



Имена собственные. Заглавная буква

Списывание с грамматическим заданием


7


Однокоренные слова
Индивидуальные задания



8



Звуки и буквы. Гласные буквы ё, е, ю, я
Различать слово и слог, звук и букву.
Индивидуальные задания


9


Слово и слог
Письмо по памяти


10


Ь - показатель мягкости согласных



11


Входная контрольная работа



12



Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн
Предупредительный диктант


13


Разделительный ь
Индивидуальные задания


14


Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами
Объяснительный диктант
Словарный диктант


15


Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. Сопоставление правил проверки парных согласных на конце слова и безударных гласных в двусложных словах
Проверочный диктант


16


Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного во 2 классе»




17


Работа над ошибками
Редактирование текста


Предложение. Словосочетание (11 ч)

18



Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения
Фронтальный опрос
Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа.


19


Восклицательные предложения
Фронтальный опрос Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.


20



Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»
Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. Обучающее сочинение


21



Построение предложений и оформление их на письме. Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений
Предупредительный диктант
Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа


22


Изложение
Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.
Обучающее изложение


23


Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении
Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.


24



Связь слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения
Словарный диктант Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения. Находить по ним предложения в тексте. Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.


25


Словосочетание
Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении
Восстановление деформированного текста


26



Предложение и словосочетание
Фронтальный опрос
Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.


27



Сочинение на тему «Забавный случай с домашним питомцем»
Самостоятельное построение текста


28


Анализ сочинения. Закрепление по теме «Предложение и словосочетание»
Индивидуальная работа


Текст (3 ч)

29


Текст. Тема текста




Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.


30


Тема текста



Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.


31
13.10

Обобщение по теме «Текст»
Списывание с грамматическим заданием


Состав слова (64 ч)

32
14.10

Однокоренные слова. Два признака однокоренных
слов

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. Выборочное списывание


33
17.10

Корень слова
Словарный диктант
Формулировать определение однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.


34
18.10

Понятие об окончании
Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Индивидуальные задания


35



Окончание и его роль в предложении
Выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Уметь: устанавливать связь слов в предложении


36



Сочинение по серии картинок
Обучающее сочинение


37



Анализ сочинений. Закрепление по теме «Окончание»
Редактирование текста Выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове.


38


Диктант с грамматическим заданием



39



Словообразовательная роль приставок и суффиксов в русском языке
Тест. Формулировать определение приставки. Объяснять значение приставки в слове. Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове


40




Приставка и суффикс как значимые части слова

Формулировать определение приставки и суффикса. Объяснять значение их в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с их помощью .
Проверочный диктант


41



Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов
Объяснительный диктант
Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.


42



Приставка – значимая часть слова. Образование слов с помощью приставки
Индивидуальные задания
Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.


II четверть – 40 ч.

43



Суффикс и приставка
Словарный диктант. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки и суффикса.


44



Контрольный диктант по теме «Состав слова»



45


Работа над ошибками
Фронтальный опрос


46



Изложение текста по вопросам
Обучающее изложении


47



Анализ изложения. Закрепление по теме
« Состав слова»
Редактирование текста
Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу. Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.


Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

48



Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне

Фронтальный опрос
Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
Словарный диктант
Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.


49



Проверка слов с парными согласными в корне



50




Проверка слов с глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова



51



Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными



52


Изложение
Обучающее изложение


53



Анализ изложения. Работа над ошибками
Редактирование текста


54





Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.


55



Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне
Письмо по памяти
Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.


56



Контрольный диктант
по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»




57


Работа над ошибками. Закрепление по теме «Правописание звонких и глухих согласных в корне слов»
Индивидуальные задания Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.


Правописание безударных гласных в корне слов

58


Безударные гласные в корне слова
Подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначать в словах ударение.
Зрительный диктант
Объяснять написание безударной гласной в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
Предупредительный диктант Объяснять написание безударной гласной в корне. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.


59



Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне



60



Обобщение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки




61



Сочинение «Зимние забавы детей»
Обучающее сочинение


62



Анализ сочинений.
Работа над ошибками
Редактирование текста.
Словарный диктант


63



Упражнение в проверке безударных гласных в корне. Словарный диктант
Объяснять написание безударной гласной в корне.


64



Деление текста на части
Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.
Фронтальный опрос


65


Изложение повествовательного текста
Обучающее
изложение


66


Анализ изложения
Работа над ошибками
Редактирование текста


67


Восстановительный диктант
Творческая работа


68


Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё
Фронтальный опрос


69


Отработка умения подбирать два проверочных слова, оформлять предложения в тексте
Словарный
диктант
Объяснять написание безударной гласной в корне.
Индивидуаль-ные задания
Объяснять написание безударной гласной в корне.
Проверочный диктант
Предупредительный диктант


70


Правописание слов с двумя безударными гласными



71


Правописание слов с двумя безударными гласными



72


Слова, сходные по звучанию



73


Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне
Объяснять написание безударной гласной в корне.



74


Контрольный диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»



75


Работа над ошибками. Закрепление по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»
Объяснять написание безударной гласной в корне.



Слова с непроизносимыми согласными в корне

76


Правила проверки слов с непроизносимыми согласными

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Проверочный диктант

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне.


77


Правописание слов с непроизносимыми согласными. Словарный диктант



78


Правописание слов с непроизносимыми согласными



79


Правописание слов типа чудесный, опасный



78


Контрольный диктант по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»




III четверть – 50 ч.

79



Работа над ошибками. Закрепление по теме «Слова с непроизносимыми согласными в корне»

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне.


Обобщение правил правописания корней слов

80



Обобщение
правил о
правописании корней слов
Творческая
работа


81



Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова
Словарный диктант.


82



Написание изложения с использованием памятки
Обучающее изложение


Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками. Предлоги и приставки

83



Приставка
Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Сравнивать, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначаются на письме.


84



Правописание приставок
Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Сравнивать, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначаются на письме.


85



Правописание безударных гласных в приставках
Предупредительный диктант


Списывание с творческим
заданием


86



Упражнения в написании приставок и безударных гласных в корне



87



Изложение
Обучающее изложение


88



Предлоги и приставки
Зрительный диктант
Находить сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога в словосочетании.



89




Упражнения в правописании слов с приставками и предлогами

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой
Словарно-орфографическая работа


Разделительный твёрдый знак

90



Разделительный ъ


Словарный Диктант
Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки.
Предупредительный диктант

Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки.
Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой разделительных ь и ь


91



Разделительные ъ и ь



92



Обобщение знаний о правописании



93



Контрольное списывание
Списывание текста с грамматическим заданием
Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки.


94



Работа над ошибками. Закрепление по теме «Разделительный ъ»



Части речи (65 ч)

95



Понятие о частях речи
Выборочный диктант
Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.


96



Местоимение
Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.
Выборочное списывание


97



Упражнения в определении частей речи
Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.


98



Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам
Словарный диктант
Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.


99


Части речи и их правильное употребление
Восстановление деформированного текста
Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.


Имя существительное

100



Имя существительное и его роль в речи
Выборочное списывание. Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные


101



Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и имена существительные, отвечающие на вопрос что?
Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению


102


Изложение
Обучающее изложение


103



Анализ изложения. Большая буква в именах собственных
Редактирование текста. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.


104



Род имен существительных
Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.


105



Род имён существительных во множественном числе
Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.


106



Определение рода имен существительных в тексте
Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь.
Списывание с грамматическим заданием


107



Родовые окончания имен существительных
Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Предупредительный диктант


108



Изменение имен существительных по числам
Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.

Словарный диктант
Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных


109



Упражнения в изменении существительных по числам



110



Изменение окончаний
имен существительных в зависимости от связи с другим словом.
Склонение имён существительных
Фронтальный опрос
Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия
падежей.

Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия
падежей.
Списывание с грамматическим заданием

Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия
падежей.

Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия
падежей.
Списывание с грамматическим заданием


111


Отработка умения склонять имена существительные (с ударными окончаниями) в единственном числе; ознакомление с приёмами определения падежа



112



Упражнения в определении падежей имен существительных



113




Упражнения в определении падежей
Имён существительных



114



Изложение

Обучающее изложение


115


Анализ изложения. Закрепление знаний о падежах



116


Ь на конце существительных после шипящих
Проверочный диктант
Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Словарный диктант
Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи


117


Упражнения в написании слов с шипящими на конце



118


Контрольный диктант по теме «Имя существительное»




119


Работа над ошибками
Закрепление по теме «Имя существительное»
Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия
падежей.



Имя прилагательное

120


Имя прилагательное и его роль в речи


Выборочный диктант
Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.
Определять лексическое значение имён прилагательных.
Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные.
Определять, каким членом предложения является имя прилагательное


121


Употребление имен прилагательных в речи



122


Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы
Творческое задание


123


Текст-описание
Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.
Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле.


124



Закрепление знаний о прилагательном
Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.
Определять лексическое значение имён прилагательных.
Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.
Объяснительный диктант


125


Изменение имен прилагательных по родам
Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.
Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.


126






127



Правописание родовых окончаний имен прилагательных
Словарный диктант. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных


128



Изменение прилагательных по числам

Определять форму числа имени существительного, изменять имена прилагательные по числам.
Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.













IV четверть – 40 ч.

125


Изменение имен прилагательных по родам
Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.
Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.


126



Правописание родовых окончаний имен прилагательных
Словарный диктант. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных


127



Изменение прилагательных по числам

Определять форму числа имени существительного, изменять имена прилагательные по числам.
Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.


128



Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»



129



Работа над ошибками
Закрепление по теме
« Имя прилагательное»
Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста.


130


Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных

Предупредительный диктант
Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.
Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже.


132






133



Обобщение знаний об имени прилагательном
Списывание с грамматическим заданием



134



Изложение по вопросам научно-познавательного
текста
Обучающее изложение


Глагол

135


Глагол, его роль в языке




Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.
Определять лексическое значение глаголов.


136



Роль глаголов в предложении
Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять лексическое значение глаголов.


137



Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы
Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.
Определять лексическое значение глаголов.


138



Употребление глаголов в прямом и переносном смысле
Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.


139


Текст-рассуждение
Словарный диктант


140



Изменение глагола по числам
Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам
Объяснительный диктант


141



Определение числа глагола; изменение глаголов по числам
Списывание с творческим заданием Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам


142


Изложение
Обучающее изложение


143



Анализ изложения
Работа над ошибками
Редактирование текста


144



Понятие о временных формах глагола
Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам


145



Приёмы определения времени глагола
Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.


146
147



Неопределенная форма глагола
Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы


148



Изменение глаголов по временам
Предупредительный диктант


149


Контрольное изложение



150



Анализ изложения
Работа над ошибками
Редактирование текста



151



Изменение глаголов прошедшего времени по родам

Определять род и число глаголов в прошедшем времени.
Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).
Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём.

Словарный диктант
Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).
Правильно произносить глаголы в прошедшем времени.


152



Употребление глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов с приставками



153


Правописание частицы нес глаголами
Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.
Проверочный диктант(урок 155)


154






155






156



Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи (существительное, прилагательное, глагол)
Самостоятельно выбрать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке».


157



Контрольный диктант по теме «Глагол»



158



Работа над ошибками
Закрепление по теме «Части речи»



I59



Восстановление деформированного текста

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.


Повторение (11ч)

160


Слово и предложение
Фронтальный опрос


161



Контрольное списывание
Контрольное списывание с грамматическим заданием


162



Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний
Фронтальный опрос


163


Правописание корней слов



164



Правописание слов с приставками, с разделительными ъ и ь
Проверочный диктант


165


Правописание слов с
безударной гласной, непроизносимой согласной в корне. Части речи
Словарный диктант


166



Итоговый контрольный диктант
Контрольный диктант.


167


Работа над ошибками. Повторение. Части речи
Творческое задание


168


Повторение. Части речи
Фронтальный опрос


169






170


Викторина « Великий и могучий русский язык»






Учебно-методический комплект

Учебник «Русский язык» 3 класс в 2-х частях. Автор Рамзаева Т.Г., Москва, «Дрофа», 2013 г.
Тетрадь «Русский язык» 3 класс в 2-х частях. Авторы Рамзаева Т.Г., Савинкина Л.П., 2015 г.
«Поурочные разработки по русскому языку». 3 класс. Автор Дмитриева О.Д., Москва, «ВАКО», 2015 г.

виоц
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·О>DJPЉђ–ћ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415