Урок окружающего мира 2 класс Перспектива Зимняя жизнь птиц и зверей


ТЕМА: «Зимняя жизнь птиц и зверей».
Цель: показать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: рассказать о способах приспособления к зимним условиям зверей, о питании птиц и зверей зимой.
Задачи урока:
Обобщить материалы о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей; прививать стремление, помогать животным пережить зиму
Формируемые УУД:
Предметные:
понять, как животные зимуют в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.
Метапредметные результаты:
извлекать из текста учебника информацию о приспособленности животных к условиям зимы; узнавать зимующих птиц по внешнему виду; устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птицы; готовить сообщения об особенностях зимней жизни зверей, используя текст учебника.
Познавательные:
определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки, уметь работать в группе
Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Планируемый результат: Учащиеся научатся рассказывать об образе жизни и питании зимующих птиц; узнают о зимнем образе жизни зверей, не впадающих и спячку.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. 2 класс УМК «Перспектива», «Окружающий мир» Плешаков А.А. 2 класс Рабочая тетрадь ч.2, карточки с загадками, конверты с заданиями, рисунок кормушки, фигурки птиц, презентация.
Ход урока.
Оргмомент.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Проверка домашнего задания.
Опрос в форме «Правда или нет» (5-6 вопросов)
Правда ли, что катание на санках, коньках и лыжах укрепляет здоровье?
Правда ли, что нужно проветривать помещение даже зимой?
В города лучшее место для игр в хоккей проезжая часть?
Правда ли, что лучшее место для игр в оттепель это замёрзшие речки и пруды?
Правда ли, что суровая зима воспитывает сильных, закалённых, выносливых людей?
Молодцы, вы хорошо усвоили прошлую тему.
Актуализация знаний.
Для того чтобы узнать новую тему, мне нужны будут слова-помощники. Чтобы определить, что это за слова, вам надо будет выполнить несколько заданий.
Вы любите отгадывать загадки? Я очень люблю, и принесла вам несколько загадок. Слушайте внимательно и не выкрикивайте.
Он всё время занят делом, Он не может зря идти. Он идёт и красит белым Всё, что видит на пути. СНЕГ
После брата ЯнваряСлужить очередь моя.Помогают мне два друга:Снежная метель и вьюга. ФЕВРАЛЬ
Прозрачен, как стекло,А не вставишь в окно. ЛЁД
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.Дунул в окна и исчез,А на окнах вырос лес. МОРОЗ
Как вы думаете, что объединяет все эти загадки? О чём они? О ЗИМЕ. (Вывесить на доску слово «ЗИМА»).
- Какие вы знаете зимние месяцы? Назовите их по порядку.
-Какой сейчас месяц?
Для получения ещё двух слов-помощников надо выполнить следующее задание.
Это задание я назвала « Давайте вспомним».
Выполнить его нужно будет всей группой.
Групповое задание.
1группа: разделить птиц на перелётных и зимующих.
2 группа: разделить животных на тех, впадает в спячку, а кто – нет.
3 группа: разделить животных на тех, кто делает запасы на зиму, а кто - нет
Проверка. Один уч-ся из группы зачитывает ответы на задание.
1 ряд. – А почему птицы улетают на юг? Назовите главную причину.
2 ряд. – Почему некоторые животные впадают в спячку?
3 ряд. – Для чего животные делают запасы на зиму?
Молодцы. Очень хорошо поработали в группах, на все вопросы ответили правильно.
I\/.Самоопределение к деятельности. Определение темы и цели урока.
- О ком были ваши задания? Назовите одним словом. ПТИЦЫ, ЗВЕРИ. ( Вывесить на доску слова «ПТИЦЫ» «ЗВЕРИ»)
- Посмотрите на доску, прочитайте слова. Как вы думаете , о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема нашего урока?
Зимняя жизнь птиц и зверей
А что же мы постараемся узнать сегодня?
Узнаем, как зимуют некоторые животные. Что может сделать каждый из вас, чтобы помочь животным.
\/. Работа по теме урока.
-Поднимите руки, у кого дома есть кормушки? У меня тоже есть кормушка. На неё прилетает много птиц. О некоторых из них мы с вами и поговорим. Я принесла на урок кормушку. ( Вывесить рисунок кормушки) На неё насыпаны зёрна, лежат ягоды рябины, висят кусочки сала. На кормушке уже есть гости и, я думаю, они вам знакомы. Кто это? (синица, воробей и дятел). Эти птицы первыми прилетают к нам на кормушки. Сегодня мы поговорим о птицах, которые зимуют рядом с нами, но видим мы их редко. У каждой из них есть что - то особенное, необычное.
Первая наша гостья получила своё имя из-за своего голоса: она очень тоненько пищит. Как вы думаете, кто это?
ПИЩУХА (обсудить её клюв и способ передвижения по дереву). Она делает запасы.
И опять у нас необычный гость.
Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу. (Поползень)
Обсудить, чем поползень отличается от пищухи по способу передвижения, клюв.
А сейчас к нам прилетела совершенно необычная птичка. СЛАЙД
Королёк: самая маленькая птичка, обитающая на территории России. Её часто путают с колибри. Но в Курской области колибри не водятся. Рассказать легенду о названии. Без еды не проживёт и часа.
Ест личинок, тлю,  гусениц, пауков, мелких жуков,  и т.п. В небольшом количестве кормятся семенами хвойных деревьев.
- Не только корольку трудно зимой. Всем птицам сложно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы.
- Давайте подведём небольшой итог. С нами зимует множество птиц. Чем питаются птицы зимой? Как человек должен помогать птицам переживать трудные времена?
- А теперь немного отдохнём.
Физминутка.
1. Изобразите прыгающего зайца.
2. Как ходит лисица.
3. Волк, бегущий рысцой.
4. Белка прыгает.
5. Изобразите мышку.
6. Изобразите спящего медведя.
- Назовите зверей, действия которых мы изображали во время физминутки.
- Какие звери зимой впадают в спячку? (Медведь, сурок, суслик, бурундук, барсук, еж). - Какие звери зимой бодрствуют. Но делают запасы? (белка, мышь). Кто не делает запасы на зиму?
- Сейчас я хочу показать вам небольшое видео. Догадайтесь, о ком оно.
У кого из всех зверейХвост пушистей и длинней? (Лиса) ВИДЕО(ЛИСА МЫШКУЕТ)
Что вы заметили на снегу? (Следы) А теперь вы опять поработаете в группах. Я предлагаю вам стать следопытами.
На картинке изображён след животного. Угадайте, какому зверю он принадлежит. Найдите его в учебнике. Прочитайте и расскажите, что вы узнали об этом животном. Проверка. Отвечает один человек.
ДОБАВИТЬ: Про лося и кабана. Зимой их часто подкармливают лесники. (зерноотходы, кукуруза, различные корнеплоды, сено) СЛАЙД

Лес без животных – не лес. Их надо охранять.Подведём небольшой итог: все ли животные впадают в спячку? многие звери зимой ведут активный образ жизни. - Как люди могут помочь животным перезимовать?
Откройте рабочие тетради на странице 18, задание №2. Можно пользоваться учебником.
(Читать самой или сильный ученик)
Вот и подошел к концу наш урок.
Давайте подведём его итог.
IХ . Рефлексия. Продолжите фразы:
сегодня я узнал...
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось…
Птички. Оцените свою работу на уроке
\/III. Подведение итогов урока
Над какой темой мы сегодня работали?
Что планировали узнать?
Мы добились цели?
- Несмотря на ваш маленький возраст, вы тоже можете помогать животным. (Кормушки)
Прочитаем вывод на с. 35 учебника.
Х. Домашнее задание (записать на доске до урока)
Прочитать текст в учебнике (с. 32—35), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 35).
Тетрадь с 18-19 доделать. Задание №3 (с. 19) - по желанию.