Урок окружающий мир 1 класс по теме «Жизнь животных»


Конспект урокаАттестуемый педагог: Кузнецова Наталия Михайловна.
Предмет: окружающий мир 1 класс.
Тема урока: Жизнь животных.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по изучению особенностей жизни животных: питание, жилища.
Задачи: - способствовать развитию умений различать жилища животных, способы добывания пищи;
- создать условия для развития практических навыков, речевых умений и познавательного интереса к окружающему миру;
- осуществлять коммуникативное взаимодействие обучающихся при организации работы в парах.Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: - научиться описывать особенности жизни животных: питание, способы добывания пищи и разнообразие их жилищ.
Метапредметные:
Регулятивные: - отличать с помощью учителя новое знание от уже известного;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные: - обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для бережного отношения к природе;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить простейшие рассуждения и обобщения.
Коммуникативные: - уметь оформлять свою мысль в устной речи;- выражать свои мысли в результате диалога и игровой ситуации;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимоконтроль.
Личностные: - стремиться к повышению культуры речевого общения, этическим чувствам (доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости).
Оборудование: Г.Г. Овченкова., И.В.Потапов, учебник «Окружающий мир», тетрадь для самостоятельной работы, компьютер, проектор, презентация, рисунки с изображением животных, предметные картинки с изображением времен года


п/пЭтапы работы
Содержание этапа
I Организационный момент.
Дидактическая задача для учителя:
- организовать деятельность обучающихся, направленную на активную и плодотворную работу на уроке.
Задачи для обучающихся:
- формирование умений, направленных на продуктивную работу на уроке;
- создание положительного эмоционального настроя.
Методы организации деятельности:
словесные, метод мотивирования (создание успеха)
Подготовка рабочего места для занятия.
- Добрый день. Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность.
- Сядьте за парты правильно, спину держите прямо.

II
III
IV
V


VI I
Постановка учебной задачи.
Дидактическая задача для учителя:
- организовать деятельность обучающихся, направленную на постановку учебных задач на уроке.

Задачи для обучающихся:
- формировать умение определять границу между знанием и незнанием;
- осознать цель предстоящей деятельности.
Методы организации деятельности: подводящий диалог, наглядный, словесный, метод самоконтроля.
Открытие новых знаний.
Дидактическая задача для учителя:
- организовать деятельность обучающихся, направленную на восприятие и осознание новых знаний.
Задача для обучающихся:
- формировать умения различать жилища животных, способы их передвижения и добывания пищи.
Методы организации деятельности:
наглядные,
проблемно-поисковые,
репродуктивные.
Закрепление полученных знаний.
Дидактическая задача для учителя:
- организовать деятельность обучающихся, направленную на обобщение, систематизацию и практическое применение полученных знаний.
Задача для обучающихся:
-формировать умение применять полученные знания.
Методы организации деятельности:
наглядные, проблемно-поисковые, практические, игровые
Рефлексия.
Дидактическая задача для учителя:
-организовать деятельность обучающихся, направленную на умение оценивать своё эмоциональное состояние.
Задача для обучающихся: -формировать умение оценивать эмоциональное состояние на уроке.
Методы организации деятельности:
практический, анализ собственной деятельности
Итог урока.
Дидактическая задача для учителя:
-организовать деятельность обучающихся, направленную на определение степени усвоения нового материала.
Задача для обучающихся:
- формировать умение объективно оценить собственную деятельность на уроке.
Методы организации деятельности:
диалогический, словесный- О ком мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадки.
- Я буду загадывать загадки, а ваша задача – их отгадать. Проконтролируйте себя, глядя на слайды.
293919328132
Загадки: 1. Зеленые мы, как трава,
Наша песенка: "Ква-ква".



331133372080 2. На овчарку он похож, Что ни зуб - то острый нож, Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть.



485305459 3. Задремлю я и пою Песенку тебе свою. Но когда я на охоте – Неленивый я в работе.
393865449500

4. В одежде богатой, Да сам слеповатый, Живет без оконца, Не видывал солнца.

3215639-9615

5. Некрасивый он, пожалуй... Вместо носа — шланг пожарный, Уши вроде опахал, Ростом с башню отмахал.




321564018917 6. Лежала между ёлками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала.

3140710163195

7. Весной на лужке. Ест сено в стожке. От солнца жмурится. Плеснёт нам легко В ведро молоко.

- Как одним слово можно назвать все эти живые существа? (животные)
- На какие две группы можно разделить животных? (диких и домашних)
-Ребята, как вы думаете, жизнь какой группы животных сложнее изучить? (диких)
- Почему? (за домашними мы наблюдаем ежедневно, а с дикими животными встречаемся реже)
- Давайте вместе попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Итак, тема нашего урока «Жизнь животных».
- На уроке мы с вами поговорим, где живут животные, и чем они питаются.
- Что же нам поможет в изучении данной темы? Давайте составим план нашей совместной работы на урок.

- Все учащиеся класса были поделены на группы:
1 группа изучала жизнь зверей;
2 группа – жизнь насекомых;
3 группа – жизнь рыб;
4 группа – жизнь птиц.
- Каждая группа подготовила мини-проект по теме «Жизнь животных», и готова представить его.
- По какому плану вы готовили своё выступление?
На доске план:
1. Жилища животных.
2. Питание животных.
3. Способы добывания пищи.
4. Береги природу!
- Давайте послушаем защиту каждого мини-проекта.
Выступление 1 группы.
- Тема нашего мини-проекта «Жизнь зверей» и мы расскажем о лисе.
- Лисица - зверь среднего размера, с изящным туловищем на невысоких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом.
- Живут лисицы в норах. Роют их сами, или (что случается часто) занимают пустующие норы барсуков, сурков, песцов и других роющих животных, приспосабливая их к своим нуждам.
- Питается очень разнообразными кормами. Среди пищи, которую она употребляет, выявлено больше 400 видов одних только животных, не считая нескольких десятков видов растений. Лисы - хищницы.
Главная пища рыжей плутовки мыши и полевки.
Уничтожая множество грызунов, они приносят сельскому хозяйству большую пользу. Наша задача – охранять лесных жителей!
2268855133350
Динамическая пауза
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Выступление 2 группы.
- Тема нашего мини-проекта «Жизнь насекомых» и мы расскажем о божьей коровке.
- Зимуют божьи коровки под камнями, низкими кустарниками, в опавших листьях на опушках леса. На зиму жучки собираются в большие скопления.
- Жучки очень прожорливы. Большая часть божьих коровок весьма полезна. За день одна божья коровка съедает от 50 до 200 тлей. Этим они приносят большую пользу сельскому хозяйству.
- Если внимательно посмотреть на молодые листья, там можно заметить маленьких зеленых насекомых. Божьи коровки помогают нашим зеленым друзьям избавиться от опасного врага, уничтожают их. Мы должны их оберегать!
233927059321
Выступление 3 группы.
- Тема нашего мини-проекта «Жизнь рыб» и мы расскажем о леще.
- Живёт лещ в пресных водоемах со стоячей водой. Вода должна быть теплой. Он, как правило, выбирает для жизни те участки водоема, где дно покрыто илом.
- Лещ питается личинками насекомых, водорослями и побегами растений. Свою пищу — различных червей, личинок насекомых, моллюсков, ракообразных — лещ добывает на дне.
2268855440690- Мясо леща является ценным объектом промысла, поэтому необходимо более рационально использовать природные ресурсы.
Выступление 4 группы.
- Тема нашего мини-проекта «Жизнь птиц» и мы расскажем о синице.
- Синицы - мелкие птицы. Охотнее всего они вселяются в дупла, сделанные малым пестрым дятлом.
- Синицы питаются почти исключительно насекомыми, главным образом вредителями лесов, садов и парков. Поэтому во всех культурных странах эти птицы охраняются. Для них развешивают искусственные закрытые гнездовья и оставляют в насаждениях невырубленные дуплистые деревья.
- Каждое животное - это часть природы, которое нуждается в охране и защите.
226934392267
-Мы прослушали мини проекты. Узнали много нового и интересного о жизни разных групп животных.
1.- А теперь откройте учебники на стр.86 и рассмотрите иллюстрации.
- Кто изображён на картинках? (Здесь изображены животные: птицы, рыбы, звери и насекомые.)
- Подумайте, где живут разные животные? Как же называются их жилища?
- Первая группа будет называть животное, которое там изображено и его жилище, а вторая группа будет выступать в роли контролёров. И так поочерёдно…
- Молодцы.
2. -Выполните задание на стр. 87 учебника. (Фронтальная работа)
- Внимательно рассмотрите иллюстрации. Расскажите, чем питаются животные? (Бабочка питается нектаром, карась – личинками водных насекомых, воробей – различными семенами, ласточка - насекомыми, лошадь – травой, волк – зайцами, ….) - Как животные добывают пищу? Что им в этом помогает?. (У бабочек для добывания нектара есть хоботок, у воробьёв - крепкий клюв, у волка - острые зубы, у лошади - сильные подвижные губы)
Динамическая пауза
3.- Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Кто из животных решил поселиться в чужом жилище?»
(Учитель показывает слайды. Дети называют животное и жилище. Если верный ответ - хлопают в ладоши.
Если ответ неверный – дети топают.)
- У каждого из вас на парте находится картинка дикого животного. Я предлагаю разместить его в лесу, если вам сегодня на уроке было комфортно, и вы все запомнили.
214122085725
- На протяжении всего урока мы говорили о жизни животных.
- А что же вы узнали о жизни животных?
(Дети делятся полученными на уроке знаниями об особенностях жизни и питания диких животных).
- Очень много животных обитают в удивительном мире, части живой природы - в лесу. Лес – это огромная кладовая природы. Ценность его не только в красоте, но и в большой пользе для человека. Мы совершаем прогулки в лес.
- Можно ли громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята? (Нет)
- А почему? (Не нужно нарушать покой жильцов и хозяев леса)
Ученик читает стихотворение
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй
Только, чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги.
Ведь они вам не враги!
- Спасибо за урок, ребята.