Конспект занятия Ознакомление с предметным окружением (районная акция Чистые ручки)


Конспект занятия «Чистота – та же красота!»
(Средняя группа ) 
Цель: Формирование культурно гигиенических навыков.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания детей в умывании; в знании предметов туалета и их назначении; закрепить знания о свойствах воды; развивать творческое воображение; закреплять знания о пользе овощей и фруктов.
Развивающие: вызвать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их соблюдению; развивать наблюдательность, любознательность; развивать умение отгадывать загадки: развивать речь, обогащать их словарь.
Воспитательные: воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными, уважительно относиться к своему телу.
Словарная работа: чистый, грязный, опрятный, неопрятный, причёсанный, непричёсанный, микробы, расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, мочалка, чистота, здоровье.Оборудование: посылка, конверт, зонтик, предметы личной гигиены, куклы «Грязнулька», кукла «Маша»Раздаточный материал: Карандаши по количеству детей.
 
Ход занятия
Воспитатель.
Ребята, сегодня утром нам кто-то принёс необычную посылку. Давайте с вами посмотрим, что там лежит. (Открываем, достаём конверт и зонт.) Читает: «Дорогие ребята, пишет вам из волшебной страны здоровья девочка Маша. Нашу прекрасную, чистую страну захватил Грязнуля. Он отобрал у наших жителей всё мыло. Дорогие друзья, поспешите к нам скорее на помощь. Попасть в нашу страну вы можете с помощью волшебного зонта. Его нужно раскрыть и сказать вот такие слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу, раз, два, три зонтик лети».
Воспитатель. Ребята, поможем жителям страны здоровья, избавить их от Грязнули?
Дети. Да, поможем.

Воспитатель. Тогда, сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Давайте вспомним, на чём можно путешествовать? (На корабле, на самолёте, на вертолёте, на машине, на автобусе…) Верно, но Маша предлагает нам совершить своё путешествие при помощи зонта. Но, перед тем, как сказать волшебные слова давайте станем в круг.

Физ.минутка:
Мы проснулись рано утром, (Шагают на месте.)
Потянулись бодро, шумно. (Поднимаются на носки, разводят руки через стороны вверх.)
Чтобы сон ушёл, зевнули,
Головой слегка тряхнули. (Выполняют наклоны влево- вправо. отводят руки к плечам.)
Разбудил нас бег на месте. (Бегут на месте.) .К ванне побежали вместе. (Выполняют упражнение " пружинка". руки на поясе.)
Умывались и плескались. Зубы вычистить пытались. (Выполняют круговые движения ладонями около лица) .Причесались аккуратно. (Гладят ладонями голову от макушки к вискам.)
Приоделись все опрятно. (Выполняют руками 2 раза движения от груди вниз опускают руки к бёдрам, пальцы рук сжаты в кулачки.)
Не хотим мы больше спать,
Будем Маше помогать (выполняют упражнение "пружинка", хлопают в ладоши).
Воспитатель. Ну, а сейчас в путь дорогу. Становитесь все под зонтик. Давайте все вместе произнесём волшебные слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу, раз, два, три зонтик лети!».

Воспитатель. Кажется, мы прилетели. Ой ,ребята посмотрите,кто это сидит под деревом?
(Дети находят Куклу Грязнулю.)

Грязнуля: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель. Здравствуй, мальчик. А ты кто?
Грязнуля: я мальчик Грязнуля
Воспитатель: А почему ты такой грязный?
Грязнуля: чистым быть не хочу.
Воспитатель.
Да ты можешь заболеть, у тебя такие грязные руки и лицо.
Ребята, а что это значит?
Дети. У него много микробов.
Воспитатель. Ребята, а что нужно делать чтобы не было микробов?
Дети. Мыть руки и умываться.
Воспитатель. Ребята, а когда нужно мыть руки?
Дети. После улицы, после сна, после посещения туалета, перед едой, после игры.
Воспитатель.
Ребята, давайте расскажем Грязнуле, как нужно мыть руки.
(Ребята рассказывают по схеме - правило мытья рук.)
Нужно засучить рукава.
Открыть несильно кран.
Смочить водой руки.
Взять мыло и намылить руки круговыми движениями до образования пены.
Затем положить мыло в мыльницу и всё хорошо смыть водой.
Закрыть кран.
Вытереть руки насухо полотенцем.
Давайте покажем теперь Грязнуле как нужно мыть руки.
МОЕМ РУКИ
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(Энергично потираем ладошку о ладошку.)
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
(Сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду.)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки быстро.
(Энергичными движениями «вытираем» поочередно руки.)
Ребята, а что может случиться, если не мыть руки? Чем опасны грязные руки?
Дети вместе с воспитателем умывают грязнульку.

Дети. Можно заболеть, потому что на грязных руках живут микробы.
Воспитатель. Ребята, а где ещё могут жить микробы?
Дети. На грязных овощах, фруктах, в песке, в земле, на любых предметах.
Воспитатель. А чего боятся микробы?
Дети. Мыло и воды.
Грязнуля: Ну ладно отпущу я вашу Машу, но вы должны отгадать мои загадки.
А загадки в этом мешочке. (Достаёт мешочек с загадками и предметами личной гигиены.)

Загадки:
Воспитатель по одному достаёт предметы и рассматривает вместе с детьми.
1. Ускользает, как живое, но не выпущу его я.
Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (Мыло.)
- для чего нужно мыло?
- Какое мыло? (Розовое, ароматное, гладкое, душистое.)
2. Вытирало я, старалось после бани паренька.
Все помялось, все промокло, нет сухого уголка. (Полотенце.)
- Для чего нужно полотенце?
- Какое полотенце? (Большое, мягкое, красивое, махровое, пушистое.)
3. Хвостик из кости, а на спинке - щетинки. (Зубная щетка.)
- Для чего нужна зубная щётка?
- Какая зубная щётка? (Синяя, жёсткая, с белыми щитинками.)
4. Целых двадцать пять зубков для вихров и хохолков. (Расческа.)
- Для чего нужна расчёска?
- Какая расчёска? (Большая, пластмассовая, красная.)
Воспитатель. Ребята, скажите это вещи, которыми может пользоваться только один человек или несколько?
Дети. Один человек. – Они называются – личные вещи, вещи – личной гигиены! Нельзя давать их другому человеку, даже если он твой друг, папа, мама, или братишка.
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру
П/И «Кран открывается - микробы убираются!» (У меня в руке кран с водой. Пока он закрыт – микробы двигаются, а как только я подниму кран «Открою его», все микробы
приседают и не двигаются, как будто больше их нет.)

Воспитатель. А, давайте нарисуем микробы так, как вы их себе представляете.
Дети рисуют микробов (коллективная работа – карандашами).
Воспитатель.
Ребята, посмотрите, какие микробы страшные и их так много, но мы с вами знаем, чего боятся микробы.
А боятся микробы – ВОДЫ. (Хором.)

Воспитатель. Ребята, а где же Грязнуля?
Воспитатель. Ребята, мы помогли освободить Машу. Помогли Грязнули стать чистым мальчиком, а теперь нам пора возвращаться в свою группу.

Подойдите все ко мне и встанем под зонтик. Давайте вспомним волшебные слова и произнесём их: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу, раз, два, три, зонтик лети».
Воспитатель. Вот мы и в группе. Дети, мне понравилось с вами путешествовать, вы так много знаете о том, как беречь здоровье, умеете отгадывать загадки и дружно играть. Молодцы! Спасибо вам!