Внеклассное мероприятие на тему По афганским дорогам


Северо-Казахстанская область, Тайыншинский район
КГУ «Чкаловская средняя школа №1»




Литературно-музыкальная композиция:
"По афганским дорогам."













Выполнила учитель
русского языка и литературы:
Ровде Елена Григорьевна








с.Чкалово

Тип урока: литературно-музыкальная композиция.
Форма урока: урок-размышление.
Цели:
обращаясь к страницам истории, показать отношение власти и рядовых людей к войне в Афганистане;
развитие познавательного интереса учащихся через углубление знаний о трагических страницах нашей истории в Афганистане;
воспитание патриотизма, гордости за воинский подвиг, совершенный военными в государстве Афганистан;
воспитание высоконравственной личности, способной к сопереживанию;
развитие творческих способностей учащихся, умения выразительно читать, свободно держаться на публике.
Методы и технологии: оценка литературно-исторического процесса.
Приемы: персонификация.
Оформление класса:
проектор, мультимедийная доска, слайд-шоу.

Стихи читаются на фоне фонограмм песен об Афганистане. В роли чтецов выступают учащиеся 9 «Б» класса.














Ход урока:
Слово учителя: (слайд 1)

В конце века история нашей страны сделала новый виток. Страшные события Великой Отечественной войны для нового поколения уже стали историей, темой книг и фильмов. С тех пор с экранов телевизоров и газетных страниц в наши дома входили войны новейшей истории – гремели бои на Кавказе, шла война в Югославии, рядом с нами живут инвалиды Афганистана. Для многих эта страна лишь точка на карте. Для других – целая страница жизни.
Афганистан, в своё время, стал объектом для советского самоутверждения. В то время, когда вводили войска, никто не знал, что наша армия останется там на 10 лет. Сегодня нам на уроках истории говорят о том, что война в Афганистане стала крупнейшей внешнеполитической ошибкой советского руководства.

Время неумолимо отсчитывает минуты, дни, десятилетия. Те события от нас уже далеки. Ведь история, как сморщенная старушка, что печет пироги: кладет один слой на другой, и вкус первого, казавшегося самым острым, забывается. Афганская война уходит в вечность. Но прежде чем уйти, она обожгла судьбы многих людей. Многое из того, что происходило в те годы, стирается в памяти.
Ученик: Страницы истории. Афганская война.
Как известно, в результате апрельской революции 1978 г. в Афганистане был создан новый национально-прогрессивный строй, устранен деспотичный королевский режим, привлечены широкие народные массы на сторону революции, осуществлена земельная реформа, большое количество земли передано крестьянству, проведены многие другие преобразования в интересах народа.
Ученик:
Однако революционные события в Афганистане встретили ожесточенное сопротивление внешних врагов, реакционных сил. Со стороны Пакистана, Ирака, Китая была развернута непрерывная подрывная деятельность. В свою очередь, реакционные остатки старого режима ( помещики, лишенные земли, часть мусульманского духовенства) развернули борьбу против революционного строя. Всё это создало угрозу ликвидации того, что принесла афганскому народу апрельская революция. Новое государственное и партийное руководство обратилось к СССР с просьбой об оказании политической и материальной помощи, включая военную поддержку.
Ученик:
Советский Союз решил оказать такую поддержку, опираясь на межгосударственный договор, заключенный между СССР и Афганистаном. СССР дал согласие афганскому правительству на ввод на некоторое время небольшого военного контингента. 24 декабря 1979 г. советским руководством принято решение о вводе войск (ограниченного контингента) в Афганистан. 25 декабря 1979 г. в 15 часов советские войска вошли в Афганистан. Надолго ли? На этот вопрос не мог ответить никто! Так оно и вышло: война в Афганистане длилась 9 лет и 10 месяцев.

Ученик: (Звучит песня В. Петряева «Опять тревога».(1 куплет) слайды 2 – 3)
Кабул далекий и безжизненная степь
Пропахли дымом от разрывов горьким,
Ты долго не увидишь сыновей,
Спасающих другой народ от горя.
Мы, Родина, покинули тебя,
Нам совесть путь-дорогу указала:
Иди и выполняй святой приказ,
Чтоб Родина спокойно засыпала.
Ученик:
В самый сложный период войны командиром 40-й армии, то есть ограниченного контингента, был назначен Борис Всеволодович Громов- генерал-майор. Планируя любые военные операции, командование армии вплотную сталкивалось с единственной проблемой: как сохранить жизнь людей? И советских, и афганских. Как избежать гибели солдат?
Ученик:
Подчас приходилось идти на обман для того, чтобы вытащить противника на переговоры и попытаться убедить его отказаться от вооруженной борьбы. Только если усилия командования на мирных переговорах не достигали своей цели, а угроза жизни советских специалистов и военнослужащих становилась реальной, им приходилось начинать боевые действия, которые не имели больших масштабов и проводились преимущественно в горных массивах, ущельях и тех местах, где не проживало мирное население. Более 70 % сил и средств 40-й армии было постоянно задействовано для перевозки по территории Афганистана гуманитарных грузов.

Ученик:
14 апреля 1988 г. министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, СССР и США подписали в Женеве 5 документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступавшим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через 9 месяцев.
Ученик:
Окончание войны подразумевает Победителя и Побежденного. Для ограниченного контингента советских войск Афганская война завершилась 15 февраля 1989 г. Победой или поражением? Борис Громов ответил на этот вопрос: «Я глубоко убежден: не существует оснований утверждать о том, что 40-я армия потерпела поражение, равно как и о том, что мы одержали победу в Афганистане. Советские войска беспрепятственно вошли в страну, выполнили свои задачи и вернулись на Родину. 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы – лишь то, что могли. Нашими задачами были: оказание помощи правительству Афганистана в урегулировании внутриполитической ситуации. Эта помощь заключалась в борьбе с вооруженными отрядами оппозиции. Мы должны были предотвратить агрессию извне. Эти задачи были выполнены. Перед нами никто не ставил задачу одержать военную победу в Афганистане. Мое отношение к тем, кто служил и воевал в Афганистане, пронизано искренним и глубоким уважением. Самым скорбным итогом афганской войны является гибель наших солдат и офицеров.
Ученик:
Убито и умерло от ран и болезней 13 833 военнослужащих, в том числе 1979 офицеров и генералов, погибло 572 военнослужащих КГБ, 28 сотрудников МВД, 190 военных советников, из них 145 офицеров, инвалидами стали 6 669 афганцев, из них 1 479 человек инвалиды 1-0й группы. Гепатитом поражено 115 308 человек, брюшным тифом 31 080 солдат и офицеров. Во время вывода советских войск из Афганистана были эвакуированы на Родину все обелиски, которые были установлены на местах гибели солдат и офицеров 40-й армии. Государство в неоплаченном долгу перед семьями погибших».

Звучит песня А. Розенбаума «В черном тюльпане». ( Слайды 4-20)
Ученик:
Светлана Хохлова

27 декабря 1979 - штурмом дворца Амина началась Афганская война. 15 февраля 1988 - официально объявили о подготовке к подписанию договоренностей и предстоящем выводе войск. 15 мая 1988 года после подписания Горбачевым соответствующего соглашения, первые шесть полков из северных провинций двинулись домой. 15 февраля 1989 - окончание вывода войск из Афганистана.

«Вновь февраль и метели. На душе тяжело. Двадцать лет пролетело. Сына нет моего. Не вернулся домой он. Как его я ждала! День и ночь в ожиданье. День и ночь не спала. Каждый скрип на дороге Я пыталась узнать. Не вернулся сыночек. Сиротой стала мать. Где там, за границей, Стоит город Кабул. И под городом, где-то, Мой сыночек уснул» Двадцать лет пролетело. Потускнели глаза. Как бы ты не крепилась, Но скатилась слеза. Что ж, давайте помянем Тех парней молодых. Тех! Их нет среди мёртвых, Да и нет средь живых! 6.02.09

г.Тюмень, пос.Антипино

Ученик: (Звучит песня В. Леонова «Я тебя не оставлю, Леха».(1 куплет))
Насели «духи» с трех сторон, В четвертую я глянул - преисподняя! Не хватит мне, наверное, патронов, Закончится сейчас мое сегодня.
А рядом друг лежит и еле дышит, И облака на миг остановились... Он тиканье часов своих уже не слышит, Часы тем тиканьем мне в мозг вонзились.
Тут вспомнил Бога я (о нем я мало слышал), И первое, что мне пришло на ум, Попробовал молиться, но вряд ли он услышал,
И только командир отвел от дум. Приказ вперед! Куда? Наверно, в преисподнюю. Я зубы сжал, товарища рванул. Он слабо всхлипнул, харкнул кровью на исподнее.
Закинув голову, на небо он взглянул. «Ты соберись! - ору ему я очумело. - Ты соберись, ведь нам недалеко». Он будто понял, полз рывками, неумело,
А я последние патроны - в молоко. Тот бой ушел. Нам помогло, наверно, свыше. В глазах стоят все те же облака... И тиканье часов который год я слышу,
И в Бога верить стал наверняка. Забыть войну? Навряд ли ты забудешь. Она не даст спокойно спать и жить. Хоть понимаю я, что это не увидишь, Но память не порвешь, как связанную нить.
Ученик: (Звучит песня П. Быкова «Десантный взвод».(1 куплет))
Мой отец был на войне (Жюли)

 

Посвящается двадцатой годовщине с дня выходу войск СССР с Афганистана...
Мой отец бывал на войне, Где зыбучий сыпет курган, Там пролита кровь на земле,- Афганистан... В этой проклятой Богом стране, Смешан дым и печаль матерей, Кто виновен в этой войне? И в ответе кто будет теперь? Ты б служил , как обычный солдат Отдавая Отчизне долг, Но забрали из дома ребят, Исполнять их тяжелый рок. Цена жизни была велика, Кто-то в памяти есть молодым, Их забрала смерти река, Превратила на пепел и дым. А теперь спит спокойно планета, И цветут весною сады, Любим осень и радуемсь лету Сожжены ненастья мосты. У тебя есть дети, дом и жена Скоро волос твой станет седым Можно выпить за это до дна Спасибо за то, что вернулся живым.



Ученик:
Про Афган ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])

Над Афганом солнце, раны лечит зноем. Из бинта повязка, на глаза сползла. Друг сказал мне: "Знаешь... трушу перед боем!" И сидит печален, это мне сказав. Друг сказал: "А, знаешь? Я пойду в атаку, Умереть сумею. С пулей упаду. В кишлаках далёких лаяли собаки, И стонали горы будто бы в бреду. Друг сказал:"А, ЗНАЕШЬ? Сталь горит цветасто... Цветом тёмно-синим или голубым, Я увидел друга- над его рубашкой, Расстилался жёлтый, ярко-красный дым. Значит, чья-то песня просто не допелась, И кому-то вышло счастье до конца... Хорошо за партой быть лихим и смелым, Тяжело отклеить руки от лица. Хорошо вернуться к Родине весенней, И спросить:"Ну, как ты Синь-Отчизна мать? Ты косынкой белой забинтуй мне голову, Чтобы боль височная не мешала спать.

Ученик: (Звучит песня «Мы уходим».(1 куплет))
Об Афганистане ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])

 

Зачем мне тот Афганистан С палящим неприветным небом, Где каждый камень, как душман Встречает нас свинцовым хлебом! Что потерял я в том краю, Чего ищу в слепых раздорах И кровью русскою пою В чужой земле чужие горы? Я не бандит...и всё же, в дверь В чужую лезу с автоматом... И зло зовут меня теперь Из-за бугра пришедшим “братом”. Сам бог велит в меня стрелять, Ведь по понятью племенному Пришёл я к дьяволу склонять И жить заставить по-иному! А он не хочет, он живёт И жить не думает иначе... И вот уже который год О нас в России мамы плачут! Зачем мне тот Афганистан? Верните нас живыми маме, А тут уж, как-нибудь душман С душманом сговорятся сами!!! 1985 год


 Ученик: (Звучит песня «Зажгите свечи».(1 куплет))
И вновь война мать разлучает с сыном [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

 

Вьетнам, Афганистан, Иран и Палестина Как много мест, где льётся чья-то кровь. И вновь война мать разлучает с сыном. Украдкой прячет мать святую струйку слёз. О грозный мир, прошу остановиться. Не хватит ли потерь да и скорбей? Ещё свежа совсем могилка сына. Войну в Ливане пережить он не сумел. Совсем недавно пел и веселился. И с девушкой спешил рассвет встречать. Сегодня же грустны родные лица И не понять им как разлуку переждать. Нет, не ушёл, а перешёл в бессмертье. По прежнему, для матери живой. Зачем война живёт на белом свете? И чей-то сын не возвращается домой. Совсем недавно познакомилась с отцом, сын которого погиб в войне с Ливаном. После разговора с этим человеком, появилось это стихотворение.




 Ученик:
Доброволец [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

 

Он нежно обнял её, заглянул в родные до боли глаза, полные слёз, вскочил на подножку вагона и умчался в мир смерти – Афганистан, оставив её одиноко стоящей на перроне
Дорогой мой сынок, Мой родимый росток, Как ты служишь вдали От родной стороны Что ты видишь во снах При зажжённых свечах, Где встречаешь рассвет, Провожая закат Дорогой мой сынок, Как же ты был жесток Оставляя меня, Обрекая себя А ведь помнишь давно Мы ходили в кино, И своими ручонками ты крепко сжимал Мой тогда ещё гибкий девичий стан Дорогой мой сынок, Всего несколько строк Написать я тебе собралась, Как слеза незримо подкралась Говорят та война Никому не нужна Только матерям боль Да на раны соль Дорогой мой сынок, Ты ведь там одинок Хоть вокруг тебя много друзей Таких же горячих парней Ты забрал своё тело В суровый Афган, Но душа улетела Безудержно в Храм Дорогой мой сынок, Ты прости мне поток Безвозвратных больных слов Пусть они не лишат тебя снов Пусть спасёт тебя добрый Бог Сохранит пару рук и ног, И вернёт тебя в отчий дом И мы вновь будем вдвоём
Ученик: (Звучит «Белый танец».(1 куплет))
-2- Милый мой Саша, Привет от Наташи Решила тебе обо всём написать, Больше я не могу этого скрывать Как уехал ты, Я повстречала его И разбились мечты Бес попутал иль чёрт, Кто теперь разберёт, Не смогла я сберечь Память наших встреч Он уже далеко Да и мне всё равно, Я люблю лишь тебя Ты частица огня, Разжигающего мою страсть, Вызывающего любовную власть Если сможешь, прости, Дай покой обрести, Ты услышь плач души, Мне ответ напиши.
Ученик:
-3 - Моя Наташа, Ты до гроба моя, Привет от Саши Частицы огня Здесь в Афгане Всему другая цена, Лёжа на диване Ты вряд ли поймёшь меня Здесь я весь изменился, Вымыл руки в крови И единственно верен остался Памяти нашей любви Здесь совсем по другому Я смотрю на людей, Здесь живут по закону Хочешь жить, так убей Воздух полон надежды Горячих сердец, Что их любят, как прежде И пойдут под венец Их родные девчонки, Обещавшие ждать Их родные девчонки, Не дающие спать Так что знай, дорогая, Не смотря ни на что Я люблю, дорогая, Тебя, как никто И, если я пулю смогу обмануть, И душу мою в своё тело вернуть, То верь мне, родная, мы будем вдвоём, И любовь наша вспыхнет священным костром

Ученик:
-4- Милая мама, Привет из Афгана Не плачь, мы ещё поживём Вот-вот выйдет срок И, если даст Бог, С тобой мы вовек не умрём Знаешь, родная Вдали от тебя я Понял печаль твоих глаз, Поверь, дорогая Теперь без труда я Пойму всё без лишних фраз, Вернусь на гражданку В охапку Наташку И в ЗАГС заключать договор

Учитель: (Звучит «Копия Реквием Моцарта»)

на этом месте обрывается последнее письмо к маме сержанта Александра К. Вскоре после известия о смерти сына она скончается. Наташа через 2,5 года выйдет замуж и первого из двух своих сыновей назовёт Сашей, и отдаст ему всю ту нежность и ласку, которую не успела отдать единственно любимому в её жизни человеку Александру К.

Звучит песня Олега Гонцова «Память». ( Слайды 21 – 40)

Заключение.
Каждое время рождает своих героев,
Но воинский подвиг во все времена стоял на
Высоком нравственном пьедестале,
Венчая собой лучшие качества
ЧЕЛОВЕКА,
ГРАЖДАНИНА,
ПАТРИОТА,
ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТА.

Настоящие мужчины должны заботиться о ЧЕСТИ своей армии, а через неё о ЧЕСТИ своего Отечества.