Краевая акция Юные герои войны, посвященная 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Арзгирского района Ставропольского края

Краевая акция «Юные герои войны», посвященная 70-летию Победы
советского народа в Великой Отечественной войне

Мы помним их имена
Подготовила:
Симкова Алина Владимировна
учащаяся 7Б класса
МБОУ СОШ №3 с. Арзгир,
ул. Горького, 356570,
s32006@rambler.ru

Руководитель:
Коновалова Сарра Васильевна,
учитель истории
обществознания МБОУ СОШ №3
s32006@rambler.ru

Адрес:
356570, Ставропольский край,
Арзгирский района, с. Арзгир
ул. Горького, 31а,
тел.(8-86560) 3-29-17
МБОУ СОШ №3




Юные погибшие герои,
Юными остались вы для нас.
Мы – напоминание живое,
Что Отчизна не забыла вас.
Введение
Эта работа – маленький вклад в дело сохранения памяти. Мне бы хотелось рассказать о ребятах почти моего возраста, которые не только выдержали суровые испытания войны, но и совершили геройские поступки, спасая Родину ценой своих жизней. Традиционно, их называют пионерами-героями.
Актуальность исследования обусловлена недопустимостью предания забвению имен юных героев Великой отечественной войны. О необходимости сохранения исторических корней все чаще говорит президент Российской Федерации В.В. Путин. С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И, приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне. Нынешнее юное поколение мало знает о подвигах своих дедов-прадедов.
Пионеры-герои остались частью советского прошлого, начинавшегося с книг и телефильмов о юных партизанах. Но вот о чем все же не следует забывать: эти 10-17-летние погибали по-настоящему. Кто-то подорвал себя последней гранатой, кто-то получил пулю от наступающих немцев, кого-то повесили во внутреннем дворе тюрьмы. Эти ребята, для которых слова патриотизм, подвиг, доблесть, самопожертвование, честь, Родина являлись абсолютными понятиями.
Цель нашей работы: проанализировать личности пионеров – героев и их мужественные поступки во имя спасения человечества от фашизма и в доступной форме донести информацию о юных героях до своих сверстников. Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:
- обобщить сведения о пионерах-героях Великой Отечественной войны;
- собрать информацию о пионерской дружине нашей школы, о деятельности отрядов, носящих почетное звание пионеров-героев;
-показать значение пионерской символики и атрибутов.
Во многих сражениях пришлось участвовать нашей стране, но такой страшной и кровопролитной войны, как 1941-1945 гг. для России - не было. Эта война была особой, речь шла о жизни и смерти всего советского народа, поэтому в ней участвовали все, в том числе  дети и подростки.
Исследуя тему о детях, участвовавших в Великой Отечественной войне, мне было интересно узнать, что думали и чувствовали такие же, как мы, мальчишки и девчонки, наши ровесники в те страшные годы борьбы и испытаний. Как они стали героями? До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод и бедствий военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, только стали сильнее духом, смелее, мужественнее, выносливее.   Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями...  Сражались повсюду. ( См.Приложение1) В партизанском отряде, как Лёня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В Шепетовской подпольной организации, как Валя Котик. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах её маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов  и дочерей полков, юных партизан были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза  удостоены 99 детей и подростков, среди них Зина Портнова, Валя Котик и другие. Откуда же у детей такая выносливость, такая великая душевная сила? От самой земли русской, от своего народа. От гордости, любви и ненависти.
Эти дети начинали свой трудовой путь в раннем возрасте. Их трудовая деятельность явилась замечательным примером  беззаветного служения Родине, своему народу. Они честно выполнили свой долг тружеников тыла военного времени, сделали всё возможное вместе с взрослыми для обеспечения фронта всем необходимым. В годы войны по всей стране молодежь работала с большим напряжением, выполняя специальные заказы: «Всё  для фронта, всё для Победы!»
Большой вклад в Победу внесли и мои земляки - школьники и молодежь Арзгирского района Ставропольского края. Они преодолевали все трудности военного времени, успешно выполняли свои обязанности перед Родиной, вложили достойный вклад в общее дело Победы над ненавистным врагом. При этом они были лишены нормальных условий жизни и труда, жили впроголодь, но выполняли все обязательства, взятые перед государством.
О героическом труде и невыносимых лишениях, которые вынесли юноши и девушки в те времена,  мне удалось узнать из воспоминаний ветерана труда, Покотило Галины Николаевны. (Приложение2) Это соседка моей бабушки Дербиневой Нины Павловны: «Шла война. Нам приходилось трудно. Но в памяти осталисьэти события. Меня принимали в пионеры на линейке, 22 апреля в 1943году. Пионерские галстуки были сделаны из сатина, не завязывались, а застегивались зажимом, на котором был нарисован костер. Пионеры на классных часах рассказывали правила пионеров, выбирали старосту, командира отряда. На летних каникулах помогали колхозникам: убирали лен, сажали и собирали картошку, жали рожь. У нас была стенгазета «За учебу», уголки, в которых писали о событиях на фронте. Собирали теплые вещи для фронта, помогали вязать рукавицы, сушили картошку. Помогали мы эвакуированным детям: давали книжки, одежду. Собирали мы траву, чтобы печь хлеб. Писали на газетах, между строчек, на старых книгах. Была самодеятельность. На праздники мы ставили военные пьесы, танцевали».
Вот так поколение детей войны на фронте и в тылу, преодолев испытания военных лет, показало, что нельзя победить страну, которая взрастила и воспитала такую героическую молодежь! Впоследствии эти юные герои-фронтовики и рабочие, герои войны и труда вместе со всем советским народом восстановили разрушенное войной народное хозяйство страны.
Мне захотелось узнать больше о пионерской организации нашей школы. С какого времени она начала свое существование? Чем занимались дети в то время. Изучив материалы нашего музея «Истоки», я узнала много интересного по истории организации пионеров, о судьбах моих односельчан. Из воспоминаний Поповича Григория Петровича: «В 1922 году пионерские отряды создаются во многих городах и сёлах страны. С первых же шагов они активно включаются в кипучую жизнь Советского государства. В Арзгире пионерские отряды стали создаваться в 1923 году. Первый отряд возник на территории колхоза «Хлебороб» (ныне колхоз имени Ленина). Пионерами этого отряда были Савина Маша – председатель совета отряда, Попович Григорий Петрович, Марченко Наталья, Лебедь Мария Петровна, Ларченко Татьяна и другие. Принимали в пионеры на торжественной линейке по заявлению, поданному в пионерскую организацию. Девизом пионеров тогда были слова: «Будь готов!». Отвечали: «Всегда готов!» Юные тимуровцы помогали старым жителям села. Пионеры нашего отряда оказывали помощь колхозу «Хлебороб» в организации сакмана, а в летний период собирали колоски в поле». (Приложение3)
Прошли годы. Пионерская организация крепла, расширялась. Об этом делится воспоминаниями Савина Мария Михайловна: «Я жила в бедной крестьянской семье. Родилась в 1923 году в селе Арзгир. Сразу же в первом классе меня приняли в пионеры. Этот день 22 апреля 1933года мне запомнился на всю жизнь. Как сейчас помню своих сверстников. С Моисеенко Верой, Акинжееной Верой, Каменской Марфушей, Бондаренко Михаилом, Линченко Тоней мы были вожатыми в первых классах. Я была председателем совета отряда. Наш девиз был: «Умеешь сам, научи другого!» Пионеры принимали участие в рабочих воскресниках и субботниках, создавали агитбригады и выступали перед колхозниками, боролись за культуру быта. Но самое незабываемое, которое было у меня в жизни, то, что мне посчастливилось побывать в лагере «Артек». Это было в мае 1935 года. Мне исполнилось тогда 14 лет. На школу пришла путёвка и меня за отличную учёбу и за помощь колхозу послали в лагерь. Вместе с группой пионеров из Орджоникидзевского края я отбыла в Артек. Нас встретило Чёрное море ласковым плесканием волн, гомоном чаек. Нас направили в дружину «Солнечная», а отряд назывался «Дружба». В отряде было 50 человек. Ребят из других стран мира было очень мало, потому что лагерю было всего 10 лет. Я познакомилась польской девочкой Терезой Забивлицких, с Микой Никандо из Грециии др. В память о Чёрном море я привезла заспиртованных медуз, морскую воду, много гербариев, так же много подарков от друзей. Всё это я сдала в свою школу. Вот так прошли мои пионерские годы». Но больше всего меня поразило ее обращение к нашему поколению: «Я хочу обратиться к вам, ребята. Это очень хорошее дело, быть в поиске, находить новое, интересное, удивительное. Красные следопыты, будьте достойны ваших отцов и матерей, дедушек и бабушек! Будьте всегда в поиске! Удачи вам!» Это обращение поддерживает мое желание дальше заниматься исследовательской работой.
Я пошла к бабушке Дербинёвой Нине Павловне и узнала, как ее принимали в пионеры. Бабушка стала пионеркой в 1957 году. Она сетует: «Поколению, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, так же как и текст пионерской присяги («Я, такой-то, вступая в ряды юных пионеров Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь...). В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Как сейчас помню, как меня принимали в пионеры: галстуки повязывали лучшие пионеры. У меня был шёлковый, чем я очень гордилась и берегла его. Галстуки тогда завязывались по-другому». (Приложение 4) Бабушка подробно остановилась на символике и атрибутах пионерской организации: «Красное знамя пионерской организации,   флаг отряда, пионерский галстук  - все это символы пионерии.  Пионерский горн и барабан  символизировал  романтику пионерской жизни:  они придавали нашим делам особую праздничность  и торжественность. Тщательно выбирались девиз и лозунг. Девизы провозглашались на линейках при сдаче рапортов, ими начинались отрядные сборы. Мы готовились к пионерским линейкам. Это был целый ритуал. Ведь линейка – это традиционный, обязательный элемент жизни пионерского отряда. К ритуальным действиям линейки относились: строй, рапорт, салют, вынос государственного флага и его подъем, вынос Красного флага дружины и отрядных флагов. Я очень рада, что мои дети стали продолжателями пионерских традиций. (Приложение 5) Пионерская жизнь кипела не только в школе, но и в летних лагерях. Недалеко от Чограйского водохранилища, в живописном месте располагался лагерь «Степнячок», бессменным начальником которого многие годы был Голубничий Владимир Илларионович. Пионерский лагерь по праву считался одним из лучших лагерей края. Каждый был день насыщен интересными мероприятиями. Ребята совершали пешие и велосипедные походы, экскурсии на КМВ. В «Степнячке» не раз отдыхал мой сын Олег, особенно им нравился пионерский костёр и праздник «Нептуна». (Приложение 6)
Активной, насыщенной пионерскими делами были детство и юность моей мамы. Сейчас она - учитель начальных классов МБОУ СОШ №3, а в 80-е годы была пионеркой отряда имени Лени Голикова. Мама рассказала, почему отряду присвоено имя пионера героя Лени Голикова, какие подвиги он совершил: «Война в один момент разрушила его мирную спокойную жизнь -  фашисты ворвались в их деревню, убили его мать. Чужая недобрая сила вошла в его жизнь, и, казалось, выжгла в душе все, кроме гнева, тоски и жажды мстить, мстить. Леня в бою добыл оружие и никогда не расставался с ним. Он стал  глазами и ушами партизанского отряда, но и сам мстил, как мог. Однажды Лёня оставил в немецкой столовой для офицеров записку: «Здесь обедал партизан Лёня Голиков. Трепещите, гады!». Он стойко переносил все тяготы, никогда не жаловался. Едва вернувшись с задания,  снова просился в дело. Самой большой его удачей стал добытый им  портфель с важными документами, который он отобрал у немецкого генерала,  подорвав его машину. Но уцелевший немец бросился бежать, а увидев, что его преследует мальчик, стал стрелять в него. Началось настоящее противостояние – кто кого. Но рука Лени не дрогнула, и он застрелил немца. Лёня Голиков погиб 24 января 1944 года в жестоком бою у деревни Острая Лука. Он отстреливался до последнего патрона и остался навсегда там, где и встретил войну, на перекрёстке жизни ранней. Носить имя такого героя было почетно и очень ответственно. Мы старались сделать все так, чтобы нас ставили всегда в пример другим отрядам. (Приложение 7)
К 40-летию Победы в Великой Отечественной войне активизировалась работа в пионерской организации. В это время пионерские отряды стали бороться за присвоение им почетных имен пионеров героев. В пионерской дружине имени героя Гражданской войны А.К.Николенко появились отряды имени юных героев -пионеров имени Лёни Голикова, Зины Портновой, Вали Котика, Володи Дубинина. Между классами-отрядами постоянно шли соревнования за лучшую успеваемость Подтверждением этому являются документы школьного музея «Истоки» о создании отряда имени Вали Котика, который образовался 22 апреля 1984г. Пионеры этого отряда поделились, какое большое значение имела для них жизнь Вали Котика: «Для миллионов юных пионеров Валя Котик сделался примером в воспитании характера. В каждом пионере живет частичка его души, его храброго сердца. Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Наступил день, когда Валя совершил свой подвиг. Рев моторов становился громче - машины приближались. Уже хорошо были видны лица солдат. Со лбов, полузакрытых зелеными касками, стекал пот. Некоторые солдаты беспечно сняли каски. Передняя машина поравнялась с кустами, за которыми спрятались мальчики. Валя привстал, отсчитывая про себя секунды. Машина проехала, против него уже броневик. Тогда он поднялся во весь рост и с криком «Огонь!» одну за другой швырнул две гранаты... Одновременно прозвучали взрывы слева и справа. Обе машины остановились, передняя загорелась. Солдаты стремительно спрыгивали на землю, бросались в кювет и оттуда открывали беспорядочный огонь из автоматов. Слухи о нападении партизан на фашистов и гибели палача - шефа жандармерии быстро распространились в городе. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза». Мы гордились тем, что нашему отряду присвоили имя такого славного пионера. Лучшими пионерами нашего отряда были Шафорост М., Самокиш Д., Филатова С., Парщик С. Дядюшко Т.(Приложение 8).Они приобрели первый опыт организационной работы, который пригодился им в условиях современной России.
Жаль, что в 90-е годы после распада СССР пионерские организации самораспустились. И по сей день создаются молодежные организации. В них также присутствуют добрые цели, есть своя атрибутика и традиции. Но у всех, кто прошел школу советской пионерии, сохранил об этом самые добрые воспоминания. Они убеждены, что сейчас надо учить нас памяти о войне. Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие её факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя
Заключение.
В результате своей работы я узнала много нового и интересного о пионерах-героях Великой Отечественной войны, которые совершили геройские поступки, спасая Родину ценой своих жизней. Также я узнала историю пионерской организации нашей школы, о деятельности ее отрядов, носящих почетное звание пионеров-героев. Мне самой тоже захотелось стать пионером, членом какого-то детского движения. И в заключении я хочу передать самые важные слова, самый серьезный наказ нашему поколению: «Что пожелать вам, мальчишки и девчонки? С первого дня живите жизнью активных и веселых ребят. Стройте свою работу так, чтобы каждый новый день не был похож на предыдущий. Не забывайте, что вся наша жизнь строится на инициативе и творчестве самих ребят. Ведь только, то интересно, только то и запомнится, что придумано и сделано нами самими». Я думаю, что пионерские организации стоит развивать. Ведь в наших руках будущее школы, края и страны в целом!

Список литературы
1Методика  воспитательной работы с пионерами и октябрятами. Москва. Просвещение,1984 год.
2.Педагогика в пионерском лагере. Москва. Издательство « Педагогика».
3.Богданов Николай - «Будь готов – всегда готов!»; Издательство «Малыш»; Москва 1981г.
4.Журнал «Пионер»; Издательство «Правда»; Москва 1988 г.
5 Архивы музея «Истоки» МБОУСОШ №3 с.Арзгир Арзгирского района, Ставропольского края

Приложение 3

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


1. Из воспоминаний Поповича Григория Петровича
2. Из воспоминаний Панченко Марии Аксентьевны
3. Из воспоминаний Савиной Марии Михайловны
Из архива школьного музея «Истоки» МБОУ СОШ №3 с. Арзги






Приложение 4

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


1. Шевчук (Дербинёва) Нина с классом. Вторая справа в третьем ряду снизу Из семейного архива Дербинёвой Н.П.
2. Шевчук (Дербинёва) Нина 7 класс. Первая справа в верхнем ряду. Лучшие пионеры отряда
3. Из воспоминаний Дербинёвой Нины Павловны. Из архива школьного музея «Истоки» МБОУ СОШ №3 с. Арзгир









Приложение 5



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


























Приложение 7


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



1. Дербинёва (Симкова) Таня 4 класс. Вторая справа во втором ряду. Классный руководитель в 4 классе Медведева Валентина Прокопьевна в центре в первом ряду. Классный руководитель с первого по третий класс Андрющенко Татьяна Дмитриевна в центре во втором ряду.








Приложение 8


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Отряд имени Пионера Героя Вали Котика АВШ (Арзгирская восьмилетняя школа)
Из архива школьного музея «Истоки» МБОУ СОШ №3 с. Арзгир



Приложение 4


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


1. Дербинёва (Симкова) Таня 4 класс. Вторая справа во втором ряду. Классный руководитель в 4 классе Медведева Валентина Прокопьевна в центре в первом ряду. Классный руководитель с первого по третий класс Андрющенко Татьяна Дмитриевна в центре во втором ряду.
2. Дербинёва (Симкова ) Таня - октябрёнок
3. Дербинёва (Симкова) Таня - пионерка
Из семейного архива Симковой Т. М. (Дербинёвой Т.М.)































пионерская организация 028Рисунок 53\пионерская организация 028.jpgпионерская организация 029Рисунок 7C:\Users\Администратор\Desktop\ГОТОВАЯ РАБОТА СИМКОВА\ПО №3\пионерская организация 029.jpgпионерская организация 013F:\Симкова Алина краевая акция Юные герои войны, посвященной 70-летию Победы\пионерская организация\пионерская организация 013.jpg15