Водный проект Экологическое состояние реки Берёзовой

Российский национальный юниорский конкурс водных проектов старшеклассников














Экологическое состояние реки Берёзовой.







ЖуравлёваАнна
9класс МБОУ Первомайская ООШ
Коробейникова Татьяна Александровна
Учитель биологии
Ростовская обл.,
Милютинский р-н,
х.Николаевский,
ул.Молдёжная,4


2017 г.
Аннотация к проекту
Экологическое состояние реки Берёзовой.

Автор: ученица 9 класса МБОУ Пеовомайской ООШ х.Николаевского Ростовской области Журавлёва Аня
Руководитель: учитель химии и биологии 1 квалификационной категории МБОУ Пеовомайской ООШ х.Николаевского Ростовской области Коробейникова Татьяна Александровна.
Краткое содержание проекта: проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с ролью воды в нашей жизни. Материалы проекта могут быть использованы при изучении тем «Вода», «Охрана воды», «Экология воды», «Свойства воды», «Круговорот воды в природе». Работа над проектом помогает удовлетворить познавательный интерес учащихся, побуждает к поиску дополнительной информации, способствует приобретению навыков работы на компьютере, обогащает их жизненный опыт, в ходе решения практических задач с помощью наблюдений, измерений, сравнений. При реализации проекта учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Цель проекта:
выявить степень загрязнения воды реки Берёзовой и разработка предложений по профилактике загрязнений.
Объект исследования:
река Берёзовая на территории х.Николаевский.
Задачи исследования:
- составить общее описание реки Берёзовой,
- произвести отбор пробы и общий анализ воды на определение показателей:
- органолептических (запах, цвет, прозрачность),
- общих (общая жёсткость),
- разработать рекомендации по профилактике загрязнений реки.






Содержание
Аннотация.................................................................................................................3
Введение...3
Описание реки Берёзовой........................4
Выбор точки отбора......4
Изучение органолептических показателей воды..4
Определение цвета воды4
Определение прозрачности воды....5
Определение запаха воды..5
Оценка качества воды методами количественного и качественного анализа.......................................................................................6
Определение жёсткости воды6
Выводы.7
Заключение..7
Список использованной литературы9
Приложение..................................................................................................10


















Введение.
Вода - замечательное явление природы! Она  повсюду: в океанах, морях, реках и озёрах, в земле, в растениях, животных и даже в человеке. Человек пьёт воду, моется, готовит, поливает огороды, сады, избавляется от грязи с помощью воды. Без нее невозможна никакая жизнь! Она – сама жизнь! Каждый водоем, с точки зрения экологии, может стать природным наследием. От состояния водоемов зависит климат, здоровье человека. Жители нашего хутора замечают, что качество воды ухудшается с каждым годом. На данный момент река в некоторых местах "зацветает", становится источником болезнетворных бактерий. На берегах реки имеются отходы в виде битых бутылок, бумаги, пластика, банки,. Часто люди даже моют свои автомобили в реке пригоняют скот на водопой в летнее время, чтобы поддерживать реку в хорошем состоянии, нужно иметь представление о качестве воды.
В школьных лабораториях оборудование пока отсутствует, но существуют и доступные способы определения качества воды.
Цель проекта:
выявить степень загрязнения воды реки Берёзовой и разработка предложений по профилактике загрязнений.
Объект исследования:
река Берёзовая на территории х.Николаевский.
Задачи исследования:
- составить общее описание реки Берёзовой,
- произвести отбор пробы и общий анализ воды на определение показателей:
- органолептических (запах, цвет, прозрачность),
- общих (общая жёсткость),
- разработать рекомендации по профилактике загрязнений реки.
Гипотеза:
состояние водоема не соответствует нормам качества воды
Актуальность
Актуальность работы обусловлена значением чистой воды: где вода – там жизнь. Мы те, кому предстоит жить и трудиться в третьем тысячелетии на планете Земля. Уже сегодня нас тревожат сведения о том, что мы дышим грязным воздухом, едим загрязненную посторонними примесями пищу и пьём такую же плохую воду. В начале 21 века проблема рационального использования и охраны водных ресурсов становится одной из самых острых как во всем мире, так и в России. Актуальна эта проблема и в нашей местности. Вода из реки используется для удовлетворения некоторых потребностей человека (купание, живущие на берегу реки используют её для полива огорода), а для этого нужна чистая вода.
Методы исследования:
анализ и физические методы контроля воды.
Сроки проекта:
Исследование проводилось в течение трёх месяцев: сентябрь, апрель, май.
Место исследования: территория хутора Николаевский
Этапы работы:
-изучение литературы с целью подбора методик для определения показателей качества воды;
-отбор проб воды;
-анализ воды;
-обработка результатов экспериментальной работы и сравнение полученных показателей с санитарными нормами качества воды;
-формирование выводов и разработка рекомендаций по охране реки.
Общее описание реки Берёзовой.
Скорость течения реки средняя. Водная растительность присутствует в большом количестве. Прибрежная растительность – древесно-кустарниковые породы ивы.
Имеются отходы в виде битых бутылок, бумаги, пластика, банки,. Часто люди даже моют свой транспорт в реке, особенно в летнее время. В некоторых местах глубина реки составляет 2 метра и более.
Выбор точки отбора проб.
Была выбрана следующая точка отбора проб.
Территория рядом с местом купания летом.
Скорость течения на данном участке средняя. Прибрежной растительности – нет. По берегам имеются отходы в виде бутылок, бумаг, канистры. На воде замечены плёнки маслянистой жидкости, по запаху похожие на бензин. Скорее всего, это результат того, что на этом месте моют транспорт. Сюда же пригоняют домашних животных на водопой.
Изучение органолептических показателей воды.
Органолептические методы анализа основаны на оценке параметров окружающей среды при помощи органов чувств (органы зрения, обоняния).
Определение цвета воды
Цвет воды не должен обнаруживаться в столбике высотой 15 см.
Мы заполнили пробирку водой и сравнили его с белым фоном бумаги. Цвет воды был разный в зависимости от месяца отбора пробы. Данные занесли в таблицу 1.
(Приложение 1)
Инструктивная карточка №1
Определение цвета воды
Оборудование: стаканчики, лист белой бумаги, пробы воды
Ход работы:
Заполнили стаканчики пробами воды. Отметили цвет воды, сравнивая его с белым фоном бумаги (голубой, зелёный, серый, жёлтый, коричневый).
Определение прозрачности воды.
Инструктивная карточка №2
Определение прозрачности (мутности) воды
Оборудование: стаканчики, пробы воды, газета, линейка
Ход работы:
Мы заполнили стаканчики водой. Под пробирками расположили газетный текст на расстоянии 4 см от дна сосуда и попытались прочитать его. Линейкой измерили высоту столбика воды, результаты (в см) внесли в таблицу 1.
Определение запаха воды.
Инструктивная карточка №3
Определение запаха воды
Оборудование: стаканчики, крышки, пробы воды
Ход работы:
Мы налили в стаканчики пробы воды и закрыли крышками, хорошенько встряхнули. Поочередно открывали крышки и определяли запах воды с помощью таблиц, результаты записали в таблицу 1.
Интенсивность запаха воды.
БАЛЛ
Интенсивность запаха

0
отсутствует

1
Очень слабый

2
слабый

3
ощутимый

4
отчётливый

5
Очень сильный


Характер и род запаха
Характер запаха
Примерный род запаха

Ароматический
Огуречный, цветочный

Болотный
Илистый, тинистый

Древесный
Запах мокрой щепы, древесины

Землистый
Прелый, свежевспаханной земли

Плесневый
Затхлый, застойный

Рыбий
Рыбы, рыбьего жира

Травянистый
Скошенной травы, сена

Неопределённый

Не подходящий под предыдущие определения


Оценка качества воды методами количественного и качественного анализа.
Определение жёсткости воды.
Инструктивная карточка №4
Определение жёсткости воды
Оборудование: стаканчики, сода, чайная ложечка, пробы воды.
Ход работы:
К 100 мл. воды добавили чайную ложку соды. Если вода жёсткая, то выпадает осадок. Если осадка нет, то вода в реке – мягкая. Результаты внесли в таблицу 2.
Определение класса качества воды.
Инструктивная карточка №5
Загрязненность воды в водоеме принято оценивать с помощью классов качества воды. Существует семь классов качества:
1 класс – очень чистая вода
2 класс – чистая
3 класс – умеренно загрязненная
4 класс – загрязненная
5 класс – грязная
6 класс – очень грязная
7 класс – чрезвычайно грязная
Мы определили класс качества воды, результаты внесли в таблицу 2.
Выводы.
В ходе исследования гипотеза доказана состояние водоема не соответствует нормам качества воды. Мы описали реку Берёзовую нашей местности, отобрали пробы и сделали анализ воды. В начале июня совершили экскурсию по берегу реки, очистили берег реки площадью 300 квадратных метров.
Заключение.
Самое главное, чтобы не допустить экологической катастрофы на земле нужно начинать с себя. Мы должны беречь воду! Конечно, глобальные проблемы по охране воды мы не можем пока решить, но посильную лепту должны внести.
Это:
-очистка берегов водоемов от бытового мусора;
-посадка зеленых насаждений на берегах озер, рек;
-экономное использование водопроводной воды.
Если каждый из нас научится бережно и экономно расходовать воду, не будет проходить мимо нарушений, а будет останавливать людей, небрежно относящихся к воде, к ее охране, экономии, мы спасем и сохраним богатство, которое дарит людям природа, а вместе с ней - жизнь на Земле.
Давайте беречь воду, ту самую «простую» воду, что течет из водопроводного крана, плещется в реках и озерах, ту, что мы пьем из чистого, как слеза, родника, ведь беречь воду - это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира. Вода – это природный ресурс, без которого невозможно представить жизнь. А её чистота зависит от нас.
В исследовании воды реки Берёзовой принимали участие ученики 7-9 го класса.
Сейчас в «санитарный день », а это один раз в квартал, убираем мусор, чистим берег. Люди начали меньше выбрасывать свои отходы в реку. Благодаря администрации сельского поселения установили запрет на мытье транспорт, установлена урна для мусора в зоне отдыха. А это большой шаг к чистой воде и здоровому образу жизни.







Список использованной литературы
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.В., Гущина Э.В. Практикум по экологии. – уч. Пособие. – М.: АО МБС, 1996.
Белов Н.В «10 000 советов аквариумисту». – М.: Дрофа, 2000.
Кочетов А.М. Декоративное рыбоводство. – М.: Просвещение, 1991.
Махлин М.Д. Под охраной «голубых патрулей». М.: легкая и пищевая
пром-ть, 1981.
Секреты аквариумного рыбоводства. Сост. Смирнов В.А. – М.: Нива России, 1993.
Химия в школе. Журнал. № 2 – 2009.
Химия в школе. Журнал. № 7-2009.
























Приложение
Таблица 1.
Характеристика качества воды.
Номер пробы
Цвет
Запах
Прозрачность,
см
Характер и род запаха




При 200С
При 600С




1(апрель)
серый
Слабый(2 балла)
Слабый (2 балла)
10
Рыбий


2(май)
серый
Очень слабый
(1 балл)
Очень слабый
(1 балл)
10
Рыбий


3(сентябрь)
зеленоватый
Ощутимый
(3 балла)
Отчётливый
(4 балла)
7
Рыбий



Таблица 2

Номер пробы
Жесткость, мягкость
Класс качества воды

1(апрель)
мягкая
4 класс

2(май)
мягкая
4 класс

4(сентябрь)
мягкая
4 класс


















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415






15