Тема эссе «Я – воспитатель новой формации»


МБОО Пульниковская начальная общеобразовательная школа

















Тема эссе
«Я – воспитатель новой формации»














Воспитатель: Пульникова Ольга Викторовна









Если мы будем воспитывать сегодня так,
как мы воспитывали вчера,
мы украдем у наших детей завтра.

Джон Дьюи

Образование вчера, сегодня, завтра!?
Дети вчера, сегодня, завтра!?
Педагоги вчера, сегодня, завтра!?

Отличается ли работа воспитателя « сегодня» от работы «вчера»?
Я согласна с высказыванием Джон Дьюи, для того что бы изменить вчерашний день, я должна дать детям день завтрашний, быть воспитателем новой формации. Что значит быть воспитателем новой формации?
На мой взгляд, главная отличие воспитателя новой формации- это самообразование.
«Это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвивается и самоизменяется, создает не только духовное, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью» - считают авторы А. Г. Мыслевеченко, И.Л. Наумченко.
Любой воспитатель должен свое самообразование основывать с изучения нормативно правовых документов:
«Закон об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 года. Цель- которого предоставлять каждому ребенку максимальное доступные условия, что бы получить дошкольное образование и обязательное общее образование; в настоящем законе выделяю для себя следующее основное понятие: воспитание- это деятельность, направленная на развитие личности. «Закон Свердловской области от 17.10. 2013 года», где каждый дошкольник имеет право на образование, на посещение детского сада. И главная настольная книга моя и моих коллег с октября 2013 года - это федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Кроме изучения нормативных документов, я повышаю свое самообразование ,работая на семинарах Камышловского педагогического колледжа: в 2010 году - принимала участие в семинаре «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». ИКЦ «ИР-бис», 2012 год - «Проектирование деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Федеральными государственными требованиями», 2014 год – «Проектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», 2014 год – « Рабочая программа педагога ДОУ: алгоритм создания и особенности реализации». Принимаю активное участие в методических семинарах района: активный слушатель и участник профессионального обсуждения, все это мне позволило быть более открытой, а возникающие препятствия только стимулировали мою активность; анализирую свой опыт и чувства; нахожу обратную связь, которая помогает узнать и оценить себя.
Результатом самообразования и саморазвития меня и моих коллег стали призовые места нашего детского сада в районных конкурсах:
1 место «Тропинка здоровья» 2012 г.
3 место «Детский сад года» 2012 г.
3 место «Зеленый огонек» 2012 г.
????????????????????????? 2013г.
2 место «Рождественские подарки» 2014 г.

Считаю, что как воспитатель новой формации стремлюсь быть более открытой, получаю удовольствие от освоения нового ,и возрастающая ответственность меня не пугает.
Самообразование научило меня применять в своей работе новые интересные педагогические технологии- это главная, основная игровая технология (технология подражания), личностно-ориентированная, метод проекта и информационные технологии. Где ключевыми словами являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество». Знания и умение применять на практике инновационные технологии значительно изменили мою образовательную деятельность как воспитателя так воспитанника, позволили увидеть разницу между «вчера» и «сегодня»:я не определяю, а предлагаю на выбор; не демонстрирую им образец, а поощряю к самостоятельному поиску; не оцениваю сама, а поощряю детей самостоятельно оценивать результаты их работ и исправлять допущенные ошибки; побуждаю детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и вместе искать пути их решения.
Мое возросшее профессиональное мастерство ,современные педагогические технологии помогли выявить и организовать работу над главной проблемой, проблемой развития речи детей дошкольного возраста. Используя технологию проблемного обучения и проектную деятельность, которые помогли мне рассмотреть эту проблему комплексно. Это разнообразные по длительности, возрастным критериям и тематике проекты: творческие «Проект как средство развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста через русские народные сказки», «Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор», игровой проект «Мой любимый мишка» (младшая группа). С детьми подготовительной группы был подготовлен и реализован долгосрочный проект «Великая Отечественная война глазами детей». С детьми младшего дошкольного возраста проводится систематическая работа по развитию речи по средствам пальчиковой гимнастики. Проблема развития речи решается в интеграции с другими видами деятельности детей, что позволяет не только перераспределить учебную нагрузку, но и организовать нормальное функционирование речи в жизни детей. Мною проводится обязательная работа по выявлению исходного уровня и динамики речевого развития каждого ребенка и группы в целом. На основании полученных данных определяю перспективы работы по развитию речи детей. Активно привлекаю родителей к решению данной проблемы: провожу тематические родительские собрания «Развитие речи младших дошкольников» (см. Приложение № 2), анкета для родителей «Индивидуальные особенности вашего ребенка» (см. Приложение № 3), индивидуальные консультации по просьбе родителей:
«Использование игровой технологии моделирования в речевой деятельности» (см. Приложение № 1).
«Игротека в кругу семьи, игротека для родителей по развитию речи детей 6-7 лет» (см. Приложение № 4). «Пальчиковые игры помогают развить интеллект» (см. Приложение № 5). « Рекомендации для родителей по проведению пальчиковых игр с ребенком дома» (см. Приложение № 6). Использования в режимных моментах «Сказочные истории из жизни Язычка» (см. Приложение № 7).
Считаю, что преемственность, сотрудничество в воспитании и обучении детей воспитателя новой формации и семьи является непременным условием полноценного развития ребёнка дошкольного возраста.
Последовательная реализация сложившейся системы работы привела к достижению следующих результатов:
- дети способны четко и ясно выражать свою мысль, вступают в диалогическое общение, увеличился объём их словарного запаса,
- повысился уровень развития мелкой моторики рук, пальцы стали подвижными, улучшилась манипуляция с предметами,
- на праздниках и детских утренниках дети стали с удовольствием рассказывать стихи и показывать сказки,
- родители стали активными помощниками и  единомышленниками.
Результатом работы по данной проблеме стал обмен опытом
на районных педагогических чтениях с докладом «Пальчиковая гимнастика как средство развития звукопроизношения дошкольников». «Игровые технологии развития речи малышей» обсуждался на педагогическом совете коллектива.
Положительных результатов мне удалось достигнуть, изучив методическую литературу по данной тематике:
Архипова И.П. «Подготовка ребенка к школе» книга для родителей будущего первоклассника.
Афонькина Ю.А. «Практикум по детской психологии».
Бардышева Т.Ю. «Разговорчивые пальчики».
Интернет ресурсы:
maam.ru – Консультация воспитателям «Структура занятий по развитию речи»
nsportal.ru – Статья по развитию речи «Роль речи воспитателя в развитии речи детей»
dohcolonoc.ru – Консультация для воспитателей на тему «Позновательно-речевое развитие дошкольников».


Что бы все это понять и проанализировать, педагог новой формации должен быть не на одну, а на две головы выше прежней, вчерашней.
Воспитатель новой формации должен обладать следующими качествами:
профессиональная мобильность
самостоятельность и творчество
целеустремленность и настойчивость
профессиональная компетентность
ориентация на эффективность и качество
способность к самообучению и развитию
рефлексивная культура

Воспитатель новой формации призван сделать жизнь каждого ребенка легче, научить его работать успешно, рационально, без переутомления. Он должен помочь каждому ребенку увидеть плоды личных достижений, помочь ему полюбить не легкий труд познания.
Воспитатель должен быть –фасилитатором (фасилитатор анг. Facilitate-облегчать, способствовать, содействовать).

Я –фасилитатор. Почему? Как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя первейшая цель, как воспитателя - выявить уникальный потенциал каждого ребёнка. Смысл моей педагогической деятельности в убеждении ребёнка в том, что он кладезь возможностей, что он должен поверить в себя, свои силы, в предоставлении возможности получить удовольствие и радость от результата своего труда. «До свидания!», - говорю я ребятам, когда они уходят домой.
И опять завтра
Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу-
Не худшая всё-таки участь:
Мне кажется, не я их чему-то учу,
А это они меня учат!
(А.Дольский)








15