Урок русского языка в 3 классе по теме Именительный падеж имен существительных


Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России».
Тема: «Именительный падеж имён существительных»
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) познакомить с особенностями именительного падежа.
2) развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.
Результаты:
Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Познавательные: умение анализировать, делать простые выводы;
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать своё мнение и позицию
Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс, рабочая тетрадь, магнитная доска с экраном, «волшебный сундучок» со снежинками, пазлы для работы в паре, презентация, карточки с предложениями.Этапы урока Содержание урока Деятельность учащихся УУД
1.Орг.момент - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
- Мне очень нужна ваша помощь при выполнении одного задания. Поможете? Ответы
ЛУУД
2. Актуализация
знаний
- Но сначала я хочу вас испытать, проверить ваши знания. А вы будете себя проверять и оценивать при помощи оценочного листа и цветных карандашей. Критерии на доске.
- Зиму любите? За что?
- У меня есть вот такой замечательный волшебный сундучок, в него нападали снежинки, некоторые из них с сюрпризом. Раздай, пожалуйста, Оля всем ребятам по одной снежинке.
- У кого из вас они с сюрпризом? Приготовьтесь дать ответ.
1.Что такое подлежащее?
Вставить пропущенные (недостающие слова)
2 . Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.
3. Имена существительные изменяются по ________________и по ___________________
4.Как иначе называется изменение по падежам?
5 Назовите падежи и их вопросы
Оценивание: Красный – ответ полный и уверенный
Зелёный – ответ требовал небольших дополнений
Синий - ответ требовал исправлений.
- Закрасьте фишку в первой колонке тем цветом, который соответствует вашей работе на этом этапе. Дети берут из сундучка по одной снежинке.
Те, кому достались, вопросы, готовятся к ответу
ЛУУД
РУУД
ЛУУД
3.Самоопределение к деятельности - Испытание показало, что у вас можно просить помощь.
Сейчас на слайде появятся три предложения, прочитайте их:
Снег медленно падает на землю.
Мама любила первый снег.
Девочка упала в снег.
- Определите, в каком предложении существительное снег стоит в именительном падеже.
- Как вы определяли?
- Какой вопрос задали?
(прикрепляю на доску:1. КТО?ЧТО?)
- Есть ли ещё падеж с таким вопросом?
- Как же поступить?
- Кто может выйти из затруднения?
- Тогда давайте вместе находить выход из проблемной ситуации.
-. Какую задачу поставим на урок?
- Сформулируйте тему урока.
- Значит объект для исследования: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ. Пытаются определить
По вопросу
Что?
Да, винительный
Можно
Узнать особенности им.падежаКУУД
ПУУД
РУУД
4. «Открытие» нового знания
Физминутка - Откройте тетради и запишите число.
- Иногда лучше действовать от простого.
Запишите по диктовку несколько предложений:
(один у доски)
Ночью был буран. Ветер гудел в трубе. Белая вьюга кружила над деревней.
- Нет ли на доске ошибок? Сличите свою запись с эталоном, исправьте ошибки и оцените себя.
- Подчеркните главные члены.
- Найдите существительное в именительном падеже. Что для этого сделаем? Какие вопросы?
(обращаюсь к карточке:1. КТО?ЧТО?)
- Что общего в этих предложениях?
- Какой вывод можно сделать?
Имя существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.
(прикрепляю на доску: 2. Подлежащее.)- Вернёмся к предложениям о снеге.
- Что надо определить? Определите, в каком предложении снег является подлежащим.
- Что это означает?
- Если в первом предложении СНЕГ стоит в именительном падеже, то в других в каком?
- Посмотрите на них ещё раз
Снег медленно падает на землю.
Мама любила первый снег.
Девочка упала в снег.
- Ребята, вы помогли мне заметить ещё одну особенность именительного падежа! Кто ещё её заметил?
Существительные в именительном падеже не употребляются с предлогами.
( прикрепляю на доску:Нет предлога
- Давайте откроем учебники на стр.42 и прочитаем Сведения о языке.
- Что вы можете сказать?
- Оцените своё участие в работе над открытием нового и составлении алгоритма.
-Как живёшь?
-Вот так!
Как идёшь?
-Вот так!
-А бежишь?
-Вот так!
-Ночью спишь?
-Вот так!
-Как берёшь?
-Вот так!
-А даёшь?
-Вот так!
-Как шалишь?
-Вот так!
-А грозишь?
-Вот так!Один у доски, остальные в тетрадях
По вопросам КТО? ЧТО?
Все существительные в именительном падеже – подлежащие
Делают вывод
В первом
Оно стоит в именительном падеже
В третьем предложении слово с предлогом
Делают вывод
Читают вывод, сравнивают со своим
Отвечают учителю «Вот так!», показывая движениями все действия РУУД
КУУД
ПУУД
КУУД
ПУУД
РУУД
5. Первичное закрепление и осмысление - Ребята, пока мы отдыхали, мой ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК опять наполнился! Здесь письмо.
- Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд,
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы-кто? И что?
Ни с кем не спутает никто!
- А ещё тут задание от Именительного падежа, в котором он проверит не только усвоение материала, но и умение договариваться, работая в паре. Вы любите собирать пазлы?
- Какое предстоит выполнить задание?
- Верно, восстановить предложения.
(работают в паре)
- Сверьтесь с эталоном. Оцените
- Молодцы! Спишите текст. Подчеркните главные члены и укажите падеж выделенных имён существительных.
- Что вы можете сказать о выделенных существительных?
- Какие открытия вы можете сейчас применить в доказательство?
- Проверьте работу по слайду. Оцените себя.
Работают в паре
Определяют задание
Собирают пазлЧитают полученные предложения
Выполняют дополнительную работу
Они стоят в именительном падеже
КУУД
ПУУД
ЛУУД
РУУД
4 Итог урока и рефлексия - Посмотрите на свои оценочные листы. Поднимите те, в которых красных фишек больше. Отличная работа!
- Что вам понравилось на уроке?
- Какой этап запомнился больше всего?
- На память о нашем уроке я дарю вам снежинки КУУД3