Конспект урока по русскому языку «Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже»


Валеева Зульфия ШугаюповнаУМК «Школа России»
Русский язык, 4 класс, МБОУ «Тахталымская СОШ»
Тема урока «Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже»
Тип урока: изучение нового материала
Цели: развивать умение распознавать имена существительные в дательном падеже; познакомить с окончаниями имен существительных в дательном падеже; совершенствовать умение списывать текст.
Планируемые результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
Называть признаки имен существительных в дательном падеже; выбирать способы проверки безударных окончаний имен существительных в дательном падеже; объяснять написание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже; сопоставить формы имен существительных, имеющих окончание -е,-иПонимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей; активно сотрудничать при работе в парах; находить способы выхода из конфликтных ситуаций Осознавать значимость межличностных отношений, умения сохранять дружественные отношения с окружающими
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Самоопределение к учебной деятельности
Приветствие. Организация рабочего места. Эмоциональный настрой.
Создание благоприятной психологической обстановки.
Минутка чистописания Ребята, выполните все действия, о которых написано на экране.
Повернись к гостям! Поздоровайся.
Улыбнитесь другу, подруге, однокласснику, однокласснице!
Подари улыбку учительнице!
Как изменилось ваше настроение? (стало хорошее настроение, на душе стало теплее, обстановка в классе стала уютнее, атмосфера в классе стала приятной).
Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Вы у меня очень способные ученики.
Я уверена, у нас с вами все получится.
Записываем число в тетрадях, на доске написано.
Игра «Оживи» буквы согласных звуков.
Нужно вписать буквы гласных, чтобы получились слова.
Мрз, млк, квртр, птх, кмнт, схр. Читают задание с доски и выполняют.
Поворачиваются к гостям и здороваются, улыбаются друг другу и учительнице.
Учащиеся пишут число в тетрадях
Дети читают и записывают слова в тетради
Мороз, молоко, квартира, петух, комната, сахар.
Актуализация знаний – Что общего у всех слов, выделенных шрифтом? гостям, другу, подруге, учительнице, однокласснику.
Проверим ваши знания о именах существительных при помощи блиц-опроса.
Ответы фиксируются на экране
1. Часть речи, обозначающая название предмета…
2. Часть слова без окончания …
3. Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?. 4. Имена существительные бывают. . .
5. Имена существительные изменяются по … Все слова имена существительные.
имя существительное
основа
имя существительное
одушевленные и неодушевленные
числам (ед.ч.; мн.ч.)
падежам (И.П; Р.П; Д.П; В.П; Т.П; П.П)
Постановка учебной проблемы Попробуйте сформулировать тему урока.
Вы правы. Прочитаем тему урока на доске. (До этого момента тема урока прикрыта)
Какие цели поставим перед собой на уроке? (на доске ключевые слова: научиться, запомнитьВыступает ученик:
Если б я названияПадежам давал,Я б тогда дарительнымДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А еще как размечтаюсь,Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу:Братику, сестричке, псу.
А еще КОМУ? ЧЕМУ?Птенчику, коню, сому,Кошке, зайцу, бегемоту,Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,По земле лечу, несусь!Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь!
Имена существительные в дательном падеже.
Научиться, задавая вопросы различать имена существительные в дательном падеже. Запомнить окончания имен существительных в дательном падеже
Организация познавательной деятельности
Работа по карточкам в парах 1).-Давайте прочитаем текст.
-Каким было первоначальное значение дательного падежа.
2). Упр. 211, с. 114
– Лев Успенский в своей книге «По дорогам и по тропам языка» назвал главу о Дат падеже «Щедрый падеж». Как вы думаете почему?
3).
- Чтобы узнать Д.п., какое слово надо поставить?
- Какие вопросы ставим к Д.п.?
4) Составьте словосочетания состоящие из глагола и имени существительного с предлогом или без, в дательном падеже.
Какие предлоги мы использовали для словосочетаний?
Карточка
Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.
От дуба, по тропинке, на ёлке, до дороги, по небу,
из дома, вокруг леса, над полем, к бабушке, у окна.
Работа по учебнику.
Дать, подарить.
Кому? Чему?
Работают самостоятельно
- к, по.
Работают в парах
ФизминуткаЯ проговариваю словосочетания. Как только слышите сущ в Д.п. вы хлопаете. Нет – вы приседаете.
Плывёт по реке(Д), вижу сестру(В), подарок бабушке(Д), вышел из школы(Р), подошли к лесу (Д), варенье из вишни(Р), стоит у стены(Р), подъехали к городу (Д).
- Молодцы. Коллективная работа учащихся.
Контроль и оценка Что вы нового узнали на уроке?
Оцените, пожалуйста, себя по лесенке успеха
– Я понял, что существительные в дательном падеже называют адресата.
– Существительное в дательном падеже в предложении является второстепенным членом.
– Я поняла, что существительные в дательном падеже могут быть с предлогами и без предлогов. А если есть предлоги: к, по значит эти существительные в дательном падеже.
– Я узнал, что существительное с предлогом по надо проверять по вопросу, чтобы не ошибиться при определении падежа.– Я повторила, как проверять окончание существительных.
Оценивают свою работу на уроке и комментируют вместе с учителем
Домашнее задание с объяснением с.115 упр. 212
Записать по памяти и определить падеж иен существительных
Учитель: Ребята, вы были активными на уроке, это помогло нам разобраться в новой теме. Ваша работоспособность радовала меня. Спасибо за урок!