Конспект урока по русскому языку на тему Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже (4 класс)


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
ТЕМА: Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже
Тип урока: Освоение нового материала.
Педагогические задачи:
Создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже; совершенствовать умение правильно писать безударные окончания имен существительных в дательном падеже; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые предметные результаты:
Познакомятся с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже; научатся правильно писать безударные окончания имен существительных в дательном падеже; определять склонение имен существительных; морфологический разбор слова.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Личностные результаты:
Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; владеть навыками сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Оборудование: интерактивная доска, документ камера, электронное приложение к учебнику, карточки, учебник.
Ход урока
I. Организация начала урока
- Проверим готовность к уроку (на столе учебник, тетрадь, дневник, пенал, таблицы).
- Сегодня у нас гости на уроке, поприветствуем их.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
- Что называется именем существительным?
Что такое склонение? Сколько склонений? Какие имена относятся к 1 склонению? 2 склонению? 3 склонению?
Как отличить имена существительные И.п. от В.п.? В.п. от Р.п.?
Какие способы проверки безударных падежных окончаний вы знаете?
Что мы будем делать, чтобы распознать Р.п. и В.п. одушевленных имен существительных 2 склонения?
( Использовать приём замены именами существительными 1 скл. – лиса).
Работа в парах. Проверка при помощи документ камеры.
- Вспомним правила работы в группах ( работаем тихо, слушаем друг друга внимательно, после окончания работы поднимаем руки вверх).
- Задание:

Проверка домашнего задания ( упр.204) при помощи интерактивной доски и электронного приложения к учебнику.
Определяют падеж выделенных имен существительных. Называют главные члены предложения.
Лебедь около плывет, злого коршуна ( В. п.) клюет. Куртка шофера ( Р. п.) пахнет бензином. Мы не заметили жука ( В. п.) и рамы зимние закрыли. Незнайка нарисовал Пончика
( В. п.) таким толстым, что он даже не уместился на портрете. Карп Карлыч у Карла (лисы, Р. п.) Карпыча карпа ( В. п.) купил. Тут Иван с конька ( Р. п.) слезает
Минутка чистописания.
- Открыли тетради, записали число, классная работа.
Сегодня мы прописываем букву Дд. Что вы знаете об этой букве? (Она обозначает парный звонкий согласный звук)
Прописываем построчки Дд, и полстрочки буквосочетания.
Орфографическая минутка.
- Прочитай слова, объясни написание пропущенных букв.
Дру… , друж…к, друз…я, друж…т.
- Как можно назвать эти слова? Какие еще слова можно подобрать? Спиши, разбери по составу.
Физкультминутка.
Я такой, какой я есть.
И я очень счастлив здесь.
Я могу быть маленьким,
Могу быть и большим,
Могу быть полненьким,
Могу быть и худым.
Но я такой, какой я есть
И я очень счастлив здесь!
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.
- Прочитайте тему урока и сформулируйте цели и задачи.
(Сегодня на уроке я научусь…)
IV. Объяснение нового материала.
– Вспомните признаки, по которым можно определить дательный падеж.
1. Слово-помощник – дать. (Поэтому этот падеж можно назвать самым щедрым)
2. Падежные вопросы – кому? чему?
3. Смысловые вопросы – где? куда?
4. Предлоги – к, по.
5. Роль в предложении – второстепенный член предложения.
6. Окончания : (работа с карточками у доски) 1 скл. –е, 2 скл. – у,ю, 3 скл. – и
Вывод: ударные и безударные окончания у имен существительных в дательном падеже пишутся одинаково.
– Как проверить написание безударного окончания имени существительного в дательном падеже?
V. Первичное закрепление знаний.
 Работа по учебнику и интерактивной доске (упражнение 209)
К добру и миру тянется мудрец,
К войне и распрям тянется глупец.
- Прочитайте.
-Каким синонимом можно заменить слово распри? (Ссоры, беда)
-Обсудите, справедливы ли эти слова. О чем заставляют они нас задуматься? (Только добром можно добиться хорошего для себя и других).-Назовите антонимы. (Мир-война, мудрец-глупец).
- Подчеркните главные члены предложения. (Тянется мудрец, тянется глупец).
- Дайте характеристику предложению. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространенное).
– Спишите. Укажите имена существительные в форме дательного падежа единственного числа. Выделите их окончания. Почему окончания у имен существительных в дательном падеже разные?
VI. Закрепление и обобщение полученных знаний и умений.
Работа по учебнику (упражнение 210).
– Прочитайте. Объясните, одинаковые ли окончания будут у имен существительных, данных в скобках, в форме дательного падежа. (Окончания будут разные, так как имена существительные относятся к разным склонениям).
– Запишите, ставя имена существительные из скобок в форму дательного падежа. Укажите склонение, выделите окончание.
Работа в парах (упражнение 211).

Работа в парах
– Определите, в каких словосочетаниях существительное употреблено в дательном падеже. Если слово в дательном падеже – обведите букву в столбике.
А купался в море
М подъехал к дому
К лежу под деревом
Б пишу сочинение
О скользят по воде
Ж в морской воде
Л гулять по городу
Ё сижу за партой
Цотъехал от берега
О купил сестре
М лежит на столе
Д подарить другу
Н спросил у учителя
Е идти по тропинке
Цписьмо другу
VII. Итог урока.
Рефлексия.
- Вспомните, какие мы ставили цели и сделайте вывод: достигнут результат или нет?
– Какие окончания надо писать у имен существительных 1, 2, 3-го склонения в дательном падеже?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
Домашнее задание
– Выполнить упражнение 212 в учебнике страница 115.
Окончен урок и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились
Ведь знания ваши нам всем пригодились.