Урок: «Образование имен существительных в винительном падеже»

Конспект подгруппового занятия
по формированию лексического и грамматического строя речи

1. Тема: Образование имен существительных в винительном падеже.
2. Цели:
Изучение новой темы «Образование имен существительных в винительном падеже»
Развитие умения употреблять имена существительные в винительном падеже.
Развитие умения отвечать на вопросы винительного падежа.
Повторение лексической темы «профессии».
Развитие внимания, памяти.
Развитие мелкой моторики
3. Оборудование: раздаточный материал, учебники, тетрадь, ручка, карандаш.
4. Ход занятия:

Организационный момент:
Ножками затопали,
Зашагали по полу.
Там – там – там –
Тихо сели по местам.

Пальчиковая гимнастика (по показу):
Сжимание пальцев в кулак и разжимание (ладонями вверх, вниз, обеих рук одновременно, по очереди).
Вращение кистями рук ( 5 раз: в правую и в левую сторону, вовнутрь, наружу).
Выгибание кистей рук (по 5 - 10 раз: одновременно, правой и левой рукой по очереди).
Прогибание кистей рук (5 – 10 раз: одновременно, по очереди).
Чередование выгибания и прогибание.
Соприкосновение подушечек пальцев – «Пальчики здороваются».
«Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев (по 5 – 10 раз).
Задание 1.
Ответьте на вопросы,
1. Кого дети увидели в зоопарке? В лесу? В поле? В реке? В болоте?
л
2. Что дети увидели в огороде? В поле? В саду? На лугу? На болоте?
3. Кого (Что?) дети увидели в лесу? В поле? На реке?
Образец ответа: Слона, крокодила, обезьян и т. д.
Игра «Самый наблюдательный».
Логопед предлагает детям во время прогулки внимательно посмотреть вокруг и заметить как можно больше разных предметов. На следующем занятии они должны рассказать, что видели. Выиграет тот, кто больше запомнит и назовет предметов.
Образец ответа: Я видел дерево, цветы, бабочку, детей и т. д.

Задание 2.
Закончите предложения по вопросам. Произнесите их целиком.
а) Почтальон разносит (ч т о?) б) Учитель учит (кого?) ... .
Повар варит (что?) ... . Врач лечит (кого?) ... .
Парикмахер стрижет (что?) Пастух пасет (кого?) ... .
Машинист ведет (что?) Ветеринар лечит (кого?)
Водитель ведет (ч т о?) ... . Птичница кормит (кого?)
Художник рисует (что?) Конюх кормит (кого?) ... .
Часовщик чинит (что?) Доярка доит (кого?) ... .
Портниха шьет (что?) ... . Артисты приветствуют (кого?)...

Задание 3.
Ответьте на вопросы полным предложением.
Что варит сталевар? Кого разводит пчеловод?
Что добывает шахтер? Кого ведут в детский сад?
Что моет посудомойка? Кого нарисовал художник?
Что копает землекоп? Кого боится мышка?
Что рубит лесоруб? Кого боится кошка?

Задание 4.
Дополните предложения подходящими по смыслу словами.
В овощном магазине Коля купил ... и ... »
В лесу ребята видели ... и ... .
Садовник окопал ... и ... .
К празднику октябрята разучивали ... и ... .
В огороде дети пололи ... и ... .
Бабушка связала Лене ... и ... .

Задание 5.
К каждому слову-действию придумайте слова-предметы, отвечающие на
вопросы к о г о? ч то?
а) жду .... ...; встречаю ... и ...; догоняю ..., ..,; ловлю ... и ...; спрашиваю ..., ...; пасу ... и ...; кормлю ... и ...
б) читаю ..., ...; рисую ..., ...; варю ..., ...; поливаю ..., ...; покупаю .., ...; стираю ..., ...; шью ..., ...; штопаю ..., ...; решаю ..., ...; пишу .... ...; жарю ..., ...

Задание 6.
Закончите предложения, отвечая на вопрос: что делают люди названных профессий?
О б р а з е ц ответа: Землекоп копает землю.
Землекоп . Врач ... ... . Учитель . Сталевар .
Цветовод . Пчеловод . Лесник ... . Писатель ... ... .
Рыболов ... ... . Каменщик . Рудокоп . Шахтер ... ... .
Стекольщик ... ... . Кровельщик .

Задание 7.
Ответьте на вопросы: что бы вы нарисовали зеленым, желтым, красным, синим, коричневым карандашами? Почему вы рисовали зеленым, желтым и т. д. карандашами?
Образец ответа: Зеленым карандашом я нарисовал траву. Трава зеленая.

Подведение итогов.












13PAGE 15


13PAGE 14315




15