Технологическая карта урока русского языка по теме Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.


Технологическая карта урока
РУССКИЙ ЯЗЫК
4 КЛАСС (УМК «Школа России», Канакина В. П.)
Тема: Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. Тип урока: изучение нового материала
Цель:
формирование умений распознавать имена существительные в дательном падеже и правильно писать их безударные падежные окончания.
Задачи:
развитие умений выделять признаки имен существительных в дательном падеже;
формирование умений использовать имена существительные в форме дательного падежа;
формирование умений осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных форм имён существительных;
развитие интереса к урокам русского языка;
воспитание внимания, самостоятельности.
Планируемые результаты
Предметные:
называть признаки имен существительных в дательном падеже;
выбирать способы проверки безударных окончаний имен существительных в дательном падеже;
объяснять написание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже;
сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончания –е, -и. Метапредметные:
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели;
- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
-анализ объектов с целью выделения их признаков.
Регулятивные УУД:
- постановка и сохранение в памяти учебной задачи;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
- оценивание качества и уровня усвоения материала.
Комуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- контроль, коррекция и оценка действий одноклассника. Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Межпредметные связи: литературное чтение.
Ресурсы урока:
учебник (ч.1), рабочая тетрадь, рабочая программа;
компьютер, мультимедийный проектор, доска SMART, презентация «Правописание безударных окончаний имен существительных».
карточки с таблицами на каждого ученика «Знаю-Не знаю-Хочу узнать – Источник информации»;
карточки с творческим домашним заданием для каждого ученика.
№ п/п Ход урока УУД
Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Мотивация познавательной деятельности.
Цель: способствовать формированию положительной мотивации -5397563500 (Слайд № 2)
Мотивирует уч-ся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
-Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы её понимаете? Высказывают свои предположения. Л. Высказывают своё понимание смысла пословицы.
2.Проверка д/з
Цель:
- актуализация изученного способа распознавания винительного падежа одушевленных имен существительных. Актуализирует изученные способы распознавания родительного падежа одушевленных имен существительных.
Проверка д/з (рабочая тетрадь, упр.142)
-Какие знания вам были необходимы, чтобы выполнить д/з?
- Что должны уметь?
- С какими трудностями вы встретились при выполнении д/з?
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте, правильно ли составлено предложение с существительным в форме родительного падежа.
- Докажите, что существительное использовано в форме родительного падежа.
- Как распознать родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных 2скл.?
- Сделайте вывод.
Определяют круг знаний, необходимых для выполнения д/з:
-знать правописание слов с непроверяемыми безударными гласными;
-знание падежей.
Что должны уметь: определять падеж, различать родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.
Называют трудности, возникшие при выполнении д/з.
Делают вывод:
Чтобы различать родительный и винительный падеж одушевлённых имен сущ-ых 2скл., надо заменить их сущ-ым 1скл. П: самостоятельное высказывание алгоритма.
Р: формулируют учебную задачу, оценивают качество усвоения материала; исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения домашнего задания.
К: выражают свои мысли в соответствии с учебной задачей; участвуют в учебном диалоге.- формирование умения писать скоро с соблюдением правил каллиграфии;
- актуализация изученного способа распознавания именительного и винительного падежей имен существительных;
Организует постановку цели данного этапа урока. Чистописание. (Слайд № 3-4)
- Начнем урок с чистописания.
- Догадайтесь, какую букву мы будем писать сегодня. Она обозначает звук: согласный, твердый парный, звонкий парный в слове – «доброта», но мягкий парный в слове «дети».
- С какой целью мы проводим чистописание?
Дд
подарок дарить Дарёнка-29210-63881000- Какие эти слова? Докажите.
- Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы.
П…дарила ос..нь праз…ничный наря.. . .
- Вставьте пропущенные орфограммы. Определите падеж существительных.
- Покажите графически орфограммы.
Учитель обобщает.
- Мы вспомнили, как различить винительный и именительный падежи имен сущ-ых, родительный и винительный падежи одушевленных существительных. Распознают букву по характеристике звука, который она обозначает.
Определяют цель данного этапа урока. (Написать правильно, чисто, красиво.)
Ученик на доске SMART пишет прописную и строчную буквы Дд.
Прописывают в тетрадях буквы, слова и предложение.
Обосновывают свой ответ (Однокоренные слова сходны по смыслу и имеют общую часть).
Класс указывают графически орфограммы.
Один ученик работает у доски, вставляет орфограммы, показывает графически и объясняет их.
Рассказывает, как отличить существительные в именительном падеже от винительного. Р: формулируют учебную задачу, оценивают качество усвоения материала.
Р: исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения домашнего задания.
К: выражают свои мысли в соответствии с учебной задачей; участвуют в учебном диалоге3.Постановка проблемы
Цель:
формулировка темы урока, познавательной цели
Мотивирует учащихся к пробному учебному действию.
(Слайд № 5)
- Прочитайте строки из сказок.
1. Ветер по морю гуляет
-46355-33147000 И кораблик подгоняет.
2. Воротился старик ко старухе.
3. Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали.
- Из каких произведений эти строки?
- Выпишите словосочетания с выделенными существительными, определите их падеж, выделите окончания.
- Что заметили?
Читают строки, называют автора и его произведения:
А.С.Пушкин.
«Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Выписывают словосочетания.
Делают вывод: все существительные стоят в Д.п., но имеют разные безударные окончания.
Безударные окончания – орфограмма.
Один ученик у доски расставляет падежи и выделяет окончания сущ-ых. П: применяют знания, полученные на уроке литературного чтения.
Постановка проблемы (Слайд № 6)
Организует постановку проблемного вопроса учащимися.
-4064040703500Используя прием ТРКМ «Прогнозирование», предлагает учащимся предположить, почему разные окончания?
Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока.
- Что нам предстоит выяснить на уроке?
- Обозначьте тему урока.
Определяют проблему: почему в указанных существительных разные окончания, хотя стоят они в одном падеже?
Ставят цель, определяют тему урока.
Определяют задачи, которые перед ними стоят:
- выяснить признаки дательного падежа;
- учиться правильно писать падежные окончания существительных.
П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
К: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Р: определяют и формулируют учебную задачу.
4. Поиск решения проблемы.
Цель: построить проект выхода из затруднения, обдумать способ и средства выхода из затруднения. Организует обсуждение способов выхода из затруднения.
- Давайте постараемся решить эту проблему на нашем уроке.
- Предложите пути выхода из создавшегося затруднения.
Учащиеся предлагают способы выхода из затруднения, пути решения проблемы:
- обобщение имеющихся знаний;- получение информации с помощью учебника, словаря. П: анализ объектов с целью выделения их признаков.
К: участвуют в учебном диалоге: определяют цель своей деятельности.
5.Реализация построенного проекта.
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие с целью решения проблемы, направленного на приобретение недостающих знаний;
- зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках;
-организовать решение исходной задачи, и зафиксировать преодоление затруднения;
Организовывает реализацию построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний.
-На сайде открываются вопросы, вы даете ответы и заносите их в таблицу. Если информация вам не известна, фиксируете её во втором столбике.
Знаю Не знаю Хочу узнать Источник информации
(Слайд № 7)
Вопросы:
1.На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?
2. С какими предлогами употребляются эти существительные?
19685-864235003. Какие окончания имеют существительные в дательном падеже 1, 2, и 3 скл.?
4. Чем они являются в предложении?
(Слайд № 8)
107954635500- Объединитесь в группу и найдите нужную информацию в учебнике.
Работают с таблицей в учебнике с.113.
Проверка выполнения заданий в группе.
По ходу выступления учащихся на слайде открываются ответы. Учащиеся определяют границу знания – незнания.
На основе данных таблицы определяют учебные задачи:
- уточнить признаки, по которым можно определить д. п.,
-учиться правильно писать безударные окончания имен сущ-ых в Д.п.
Класс объединяется в группу и находит информацию в таблице учебника.
Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.
Делают вывод: окончание существительного в Д.п. зависит от склонения.
Предлагают воспользоваться алгоритмом. К: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, контроль, коррекция и оценка действия товарища; принятие другой точки зрения, способность договариваться друг с другом.

Р: планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, выстраивание логической цепочки рассуждения.
Л: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
П: формулируют полученные знания; делают выводы о результатах совместной работы
П: формулируют алгоритм.
Л: участвуют в диалоге
-уточнить общий характер нового знания. (Слайды № 9)
- Какой вывод можно сделать о правописании окончаний имён сущ. в Д.п. 1 скл., 2 скл., 3 скл.?
Рефлексия
- Вернёмся к началу нашего урока. Подтвердилось ли ваше предположение?
-48895-68135500- Почему в указанных существительных разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже?
Задает проблемный вопрос.
- Так как же проверить написание безударного окончания сущ-ого? - Сформулируем правило. Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо . . .
Построение алгоритма определения безударного окончания имени существительного.
Подобрать существительное того же склонения и падежа, но с ударным окончанием
Определить падеж.

2. Определить склонение.

3. Вспомнить окончание в этом падеже и склонении.

Проговаривают алгоритм определения безударного окончания у существительного.
-Определить падеж имени существительного.
-Определить склонение имени существительного.
-По падежу и склонению вспомнить окончание имени существительного.
- Подобрать имя сущ-ое такого же склонения, но с ударным окончанием. 6. Физкультминутка. (Слайд № 9)
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
- организовать усвоение детьми способа определения безударного окончания сущ-ого при выполнении типовых заданий с
проговариванием во внешней речи. Организует усвоение детьми нового способа действия.
- Как вы думаете, чем теперь нам необходимо заняться на уроке?
Слайд № 10.
- Вставьте пропущенные окончания существительных.
-228606032500бежал по деревн…
подарил дочер…
скачет по дорожк… .
Несколько сущ-ых разбираются фронтально с классом, с целью дать образец проговаривания способа определения безударного окончания существительного.
Предлагают поупражняться в написании окончаний.
Учащиеся на доске SMART вставляют окончания сущ-ых, проговаривая алгоритм.
П: решают учебную задачу; учатся работать по алгоритму, сохранять учебную задачу;
К: выстраивают цепочку рассуждений,
самоконтроль.
К: обсуждают результаты самостоятельной работы, объясняют причины возникновения ошибок.
Р: Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели:
-проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;
-организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы. (Слайд 11)
Организует самостоятельную деятельность учащихся с последующей проверкой по эталону.
Упр. 210 (учебник)
Предлагает выбрать форму работы.
- Предположите, какие будут у сущ-ых окончания? Почему?
- Запишите три первые пословицы.
Организует рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.
Проверка.
- Объясните, какие окончания вы вставили и почему?
- Подтвердились ли ваши предположения?
Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?
- Кто допустил ошибки в работе?
-Кто не смог справиться с заданием?
-В чем была трудность?
Читают задание. Предполагают, что у сущ-ых будут разные окончания, потому что разное склонение.
Выбирают форму работы – индивидуально или в парах.
По окончании работы проверяют свое предположение, называют окончания.
Используя алгоритм, учащиеся доказывают, почему они написали такие окончания.
Делают вывод: окончание сущ-ых зависит от склонения.
Объясняют окончания, выявляют трудности. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
-провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
- оценить собственную деятельность на уроке;
- обсудить и записать домашнее задание. (Слайд № 12)
Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.
- Какие задачи стояли перед нами?
- Вернёмся к таблице, с которой вы работали в начале урока.
- В чем были затруднения?
-Над чем еще предстоит поработать?
- Вернёмся к началу урока, который я начала с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
- Какую частицу мудрости вы взяли с нашего урока?
- С какими трудностями столкнулись?
(Слайд 13)
Домашнее задание:
РТ, упр. 145
Творческое задание:
- Собери строки так, чтобы получилось четверостишье.
Догадайся, какое отношение имеют эти строки к нашему уроку?
Я б тогда дарительнымЕсли б я названия
Падежам давал,Падежам давал,
Дательный назвал!Я б тогда дарительнымЕсли б я названияДательный назвал!
Пользуясь таблицей, составляют сообщение о ом, что узнали на уроке.
Пользуясь таблицей, отмечают, что достиг каждый.
Указывают, в чем были затруднения.
Знакомятся с домашней работой, задают вопросы. Р: выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
П: формулируют полученные знания; делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.
Л: строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения.