Типы склонения.Алгоритм определения склонения имён существительных.


Конспект открытого урока
В 4 классе МБОУ « Зерновская школа»
22.11.2016г. Учитель : Казакова Оксана Петровна
Русский язык №51
Тема : Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.
Цель : закрепить знания о типах склонения имён существительных; отрабатывать умение распознавать имена существительные 1,2,3 склонения; познакомить с алгоритмом определения склонения имени существительного; развивать логику, память, воспитывать любовь к родному языку.
Формирование УУД:
Познавательные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
Регулятивные : постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения материала.
Коммуникативные : инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками ,разрешение конфликтов, контроль , коррекция, оценка действий партнёра.
Личностные : установление связи между учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование : учебник, разноуровневые карточки для работы в парах, карандаш, линейка.
Ход урока
1.Организационный момент
- Подарите улыбку друг другу, возьмите с собой на урок хорошее настроение, и пусть уверенность в себе не покинет вас.
2 . Проверка домашнего задания.
Запись числа. Проверка наличия домашнего задания.
Проверка качества выполнения: -Какие существительные 1,2,3 –го склонения вы написали.( одну работу на проверку учителю).
3. Актуализация знаний.
1) Каллиграфическая страничка
Пп оп уп яп юп( Пп)ейзаж (Пп)авлуша (Пп)етухЗадание: комментированное письмо.
-Что объединяет эти слова? - Какое « лишнее»? Почему ?Разбор по составу слова Павлуша.
2) Деформированное предложение
На доске : частицу мудрости
день каждый
день прибавляет
Задание : составить предложение, полный разбор.
Каждый день прибавляет частицу мудрости.
3) Работа над ошибками
Задание : поставь в начальную форму, определи орфограмму.
У врача, без вещи, с малышом, на гараж ,из печи, по грязи.
- Что общего и в чём различие этих слов ?( им.сущ., правописание шипящих, разное склонение)
3. Самоопределение к деятельности.
- Как вы думаете , о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Сформулируйте задачи урока.( вспомнить ,как определять склонение им.сущ., поупражняться в определении склонения в косвенной форме).
4. Физкультминутка на внимание
5. Работа по теме.
1)Работа в парах. Разноуровневые задания :Базовый уровень:
- Соедините стрелками типы склонения и их признаки.
Склонение
Признаки
1-е
Им. существительные
среднего рода с окончанием –о,-емужского рода с нулевым окончание
2-е
Им. существительные
женского рода с нулевым окончанием
3-е
Им. существительные
женского и мужского рода
с окончаниями –а,-яПовышенный уровень:
-Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибки.
В предложении « По земле стелются клочья тумана» три имени существительных : земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание –е. Это существительное 2-го склонения. В слове клочья окончание –я. Это существительное 1-го склонения. В слове тумана окончание –а. Это существительное 1-го склонения.
- В чём заключается ошибка ученика? ( он не определил род существительного, не поставил их в начальную форму.)
- С чего надо начинать определение склонения им. существительного?
( сначала надо поставить им.существительное в начальную форму)
Что нужно делать дальше ? ( определить род, выделить окончание)
2) составление схемы –алгоритма
3) предложение - подготовка к ВПР.
Труд – это дело чести, доблести и славы.
Задание : подчеркнуть грамматическую основу , выписать им. сущ. в той форме, как они стоят в предложении.
Труд- м.р.ед.ч., 2-е скл.
Дело – ср.р ед.ч, 2-е скл.
Чести - ж.р. ед.ч.,3-е скл.
Доблести - ж.р. ед.ч.,3-е скл.
Славы - ж.р. ед.ч.,1-е скл.
4) Работа с учебником.
-Ребята, у меня появились сомнения, что мы всё делаем правильно. Как быть? ( проверить по учебнику)
Стр. 100 - чтение алгоритма хором.
Вывод: мы всё делали правильно.
6. Домашнее задание
Упражнение 177, правило стр. 100
7 . Рефлексия
Графический диктант: « ДА или НЕТ»
Слово дождь – это прилагательное.
Слово нежность – ж.рода
2-е склонение имеет окончание –о,-е.
Слово полем стоит в Р.п.
Слово осень – 3 скл.
Слово зима – 1 скл.
Слово лето – 3 скл.
Во множественном числе род не определяется.
– 2) + 3) +4)- 5) + 6) + 7) – 8) +
8. Итог урока .
- Назовите признаки трёх типов склонения имён существительных.
- Расскажите алгоритм определения склонения.