Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий Посуда Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе без предлога


Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий
Возраст: 5 лет
Речевое заключение: ОНР (III уровень речевого развития)
Тема: «Посуда»
Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе без предлога.
Цели:
1. Уточнение и расширение словаря прилагательных по теме «Посуда».
2.Образование существительных в творительном падеже без предлога от существительных именительного падежа.
3.Согласование прилагательных в роде, числе, падеже.
4.Развитие фразовой речи.
5. Развитие слухового, зрительного внимания, памяти, логического мышления, тактильных ощущений, мелкой моторики рук.
Оборудование:
Предметные картинки к чайному сервизу, кофейному, столовому; разрезные картинки с изображением предметов посуды; предметы посуды из разного материала: деревянное блюдо, пластмассовый стакан, алюминиевая кружка, стеклянный стакан, бумажное блюдце, фаянсовая, фарфоровая чашки; желтые треугольники, фланелеграф.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Развитие слухового внимания, логического мышления.
Игра «Что лишнее, почему?»
-чашка, стакан, яблоко, блюдо;
-сковорода, кастрюля, картошка, стакан и т.д.
2.Введение в тему. Развитие логического мышления, мелкой моторики рук.
Игра «Собери разрезную картинку».
-Соберите разрезные картинки, они подскажут, о чем мы будем говорить на занятии.
-Какую картинку ты собрал?
-Чем ты любуешься?
-Чем вы любуетесь?
Мы любуемся чашкой, кастрюлей, сковородой, чайником, стаканом.
-Как все эти картинки назвать одним словом?
-Посуда.
-О чем мы будем говорить на занятии?
-На занятии мы будем говорить о посуде.
3.Повторение пройденного. Расширение словаря прилагательных по теме «Посуда». Развитие тактильных ощущений.
На столе стоят предметы посуды. Логопед предлагает потрогать их, постучать по предметам посуды, погладить, взвесить.
Игра «Назови слово» (каждый ребенок свое слово выкладывает на фланелеграфе в виде желтого треугольника в линейный ряд)
-Какая бывает посуда?
-Посуда бывает красивая.
-Посуда бывает прочная.
-Посуда бывает гладкая.
-Посуда бывает стеклянная. И т.д.
4.Изучение нового материала. Образование существительных творительного падежа от существительных именительного падежа без предлогов. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
-Что стоит на столе?
-Чем мы любуемся?
-Какой чашкой мы любуемся?
Примерные ответы детей:
-На столе стоят чашка, кастрюля, стакан, блюдо.
-Мы любуемся чашкой, кастрюлей, блюдом, стаканом.
-Мы любуемся красивой, белой, фаянсовой, маленькой чашкой.
Физкультминутка.
Игра «Прошагай-ка».
Логопед предлагает прошагать столько шагов, сколько слогов в слове: чаш-ка, кув-шин, та-рел-ка, ско-во-род-ка и т.д.
6.Закрепление. Игра «Путанница»
Логопед предлагает разложить чайную, кофейную, столовую посуду.
-Чем мы любуемся?
-Мы любуемся чайным, кофейным, столовым сервизом.
-Чем ты любуешься?
-Я любуюсь чашкой, блюдцем, сахарницей и т.д.
7. Итог занятия.
-О чем мы сегодня говорили?
-Какую посуду вы можете назвать?
-Молодцы, ребята!