Статья по литературе Рисуночное письмо при заучивании наизусть


Рисуночное письмо при заучивании наизусть Методические рекомендации для учителей и родителей
Разработала Корота Лилия Викторовна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 20
Не секрет, что современные дети, погружаясь с головой в современные компьютерные игры, загружают порой ненужной информацией свои головы и с трудом справляются с домашним заданием. Наибольшие затруднения приносит заучивание наизусть, так как необходимо сначала понять текст, а затем потратить много времени на его заучивание. Я предлагаю достаточно интересный метод для быстрого заучивания текста.
Начну с того, что данная методика основана на личном опыте и не раз отработана на практике. Я обратила внимание, что мой ребёнок с совсем уж юного возраста запоминает стихи, помогая себе руками, забавными движениями-подсказками. Когда, будучи ученицей в классе 5-6, столкнулась моя дочь с проблемой – невозможно выучить стихотворение, я пыталась разными способами помочь ( и анализировали текст, и читали вслух, декламировали вместе и по очереди и т.д.) – безрезультатно. Тогда мы вернулись в детство и решили поиграть: разбили стихотворение на сегменты и «нарисовали» его: к каждому слову или словосочетанию придумывали образ, сформировали вместо стихотворения большой ребус. Через 5 минут стихотворение мы уже знали наизусть.
-889031115000Приведу наглядный пример:
1729323144660Б 1
1729322570347080251149357035098764В Г
9149163782? он Австралия
13906576209334513081023114026098560071032385? он Краснодарский край
(Белеет парус одинокийВ тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?) Этот метод я неоднократно использовала в работе с классом. Мы совместно обрабатывали несколько текстов, я – у доски, ребята – в тетрадях. Пробовали индивидуально «кодировать» текст, а потом вместе отгадывали. На сегодняшний день некоторые ребята часто пользуются «рисуночным письмом» при заучивании стихотворного или прозаического текста. И в старших классах, и в начальных дети всё ещё любят играть, а такая работа не воспринимается как тяжёлый умственный труд, скорее, наоборот – полезная занимательная игра.
Если попытаться этот метод объяснить теоретически, обратимся к энциклопедии.
Нагля́дно-о́бразное мышле́ние — совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета, например, узнать в постаревшем лице школьного товарища. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств.
За наглядно-образное мышление отвечает правое полушарие мозга. Наглядно-образное мышление приводит к мгновенному получению результата.
Исключительно наглядно-образным мышлением мыслят животные и дети до 5 лет. Позже, с приобретением навыков общения, человек постепенно переходит на абстрактную (словесную) форму мышления.
Около 30 % учащихся с 4-го по 6-й класс пользуются преимущественно образным мышлением для запоминания правил и решения задач, около 25 % — преимущественно последовательно-логическим, 45 % — используют оба полушария.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Таким образом, можно сказать, что мы не просто вернулись в детство, мы использовали заложенные природой механизмы для серьёзной практической работы. Сегодня не возникает никаких проблем при заучивании любого текста. Для этого необходим черновик, ручка и полчаса времени.

Придумывая ребус по стихотворению, мы делаем сразу несколько важных дел: развиваем фантазию, логику, закладываем основы анализа и синтеза. Ребёнок не просто заучивает стихотворение, если проводит такую работу, он ПОНИМАЕТ, о чём идёт речь. А понимание и есть основа знания.