РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ для 4 класса УМК Начальная школа XXI века

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»
г. Гая Оренбургской области


«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»
Директор школы Зам. Директора по УВР Руководитель МО
Алтухов А. Н. / / _Хвостова Р. В. /_________/ Николаева Т. Ю./ /
Приказ № _____ от Протокол № __ от
«_____»________201__г. «_____»________201__г. «_____»________201__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
И
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ
В 4 КЛАССЕ
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Учитель: Савочкина Т. В.
Образование: высшее, ОГПИ им. Т. Г. Шевченко г. Орска
по специальности «Педагогика и методика начального образования»,
квалификация – учитель начальных классов
Квалификационная категория: высшая
Стаж педагогической деятельности: 22 года.
Недельная нагрузка: 2 часа


2013-2014 учебный год
Пояснительная записка

1. Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту.
Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе авторской программы Е.А. Лутцева. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е издание, доработанное и дополненное – М.: Вентана-Граф, 2011г. – 176 с.).
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по технологии создана на основе федерального компонента Государственного стандарта наначального образования. Рабочая программа по курсу « Технология» разработана на основе Концепции стандарта втвторого поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального обобщего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по тетехнологии, авторской программе Е. А.Лутцевой «Технология. Ступеньки к мастерству» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учтрудиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы фоформирования универсальных учебных действий.

2. Кому адресована программа.
Программа адресована обучающимся четвертых классов общеобразовательных школ.

3. Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе.
«Технология. Ступеньки к мастерству.» - общее развитие, включающее в себя и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики, под психическим - развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств. Курс “Технология. Ступеньки к мастерству” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Общие закономерности, лежащие в основе любого вида человеческой деятельности, являются сутью понятия “технологичность” и “технология” и отражаются в отдельных видах этой деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.

4. Цели и задачи программы.
цель обучения технологии: развитие личности младшего школьника, формирование умений и навыков учебной деятельности, готовности к самостоятельному учебному труду и др., позволяют обеспечить качественно новый, высокий уровень подготовки младшего школьника к обучению в среднем звене школы. На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании рабочей программы  предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения: - развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида; - освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных  представлений о мире профессий; - овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых  объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;  умениями использовать компьтерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; - воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Обучение технологии способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них: умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.

5. Принципы, лежащие в основе построения программы.
Органическое сочетание обучения и воспитания.
Усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей.
Практическая направленность обучения.
Выработка необходимых для этого умений.
Учебный предмет «Технология» в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря предметно-практической направленности курса на уроках технологии у младших школьников закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

6. Специфика программы.
Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. «Технология. Ступеньки к мастерству.» - общее развитие, включающее в себя и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики, под психическим - развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств. Курс “Технология. Ступеньки к мастерству” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Общие закономерности, лежащие в основе любого вида человеческой деятельности, являются сутью понятия “технологичность” и “технология” и отражаются в отдельных видах этой деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.

7. Образовательные технологии и приемы.
Курс предполагает применение в практике учителя широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:
-ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов представления на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность;
- значительный воспитательный потенциал;
- преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие с целью овладения универсальными учебными действиями;
- проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;
- практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
-возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;
- возможности для работы с современной информационно-образовательной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений
- ориентация на здоровьесбережение младших школьников;
- возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.

8. Основные содержательные линии курса (разделы, структура).

Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры.
Элементы материаловедения. Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.)
Основы технико-технологических знаний и умений. Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.
Агротехнические приемы выращивания луковичных растений, размножение растений клубнями и луковицами. Деятельность человека в поиске и открытии пищевых технологий. Влияние их результатов на здоровье людей. Селекция и селекционирование как наука и технология, связанная с выведением новых и улучшением существующих сортов сельскохозяйственных растений и пород животных (общее знакомство).
Дизайн (в технике, интерьере, одежде и др.) его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля вприкреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
Техника ХХ – ХХ1 веков. Ее современное назначение (бытовые, профессиональные, личные потребности, исследование опасных и труднодоступных мест на Земле и за ее пределами и др.). современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др..).
Современный информационный мир и информационные технологии. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования компьютером, которые помогут сохранить здоровье. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Знакомство с основными программами. Поиск информации. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки). Создание, преобразование, сохранение, удаление файлов, вывод на печать.
Энергия и современная энергетика. Использование атомной энергии человеком.
Из истории технологии
Преобразовательная деятельность человека в ХХ веке, научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, прорывы в науке, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы, и роль разума человека в ее предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газ, нефть) в промышленности и быту.
Развитие авиации и космоса, ядерной энергетики, информационно-компьютерных технологий.
Самые яркие изобретения начала ХХ века (в обзорном порядке) – электрическая лампочка и фонограф Эдисона, телефон, радио, самолет; в середине ХХ века - телевидение, ЭВМ, открытие атомной реакции, лазера и др. рубеж ХХ – ХХ1 веков – использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека.


9.Ценностные ориентиры изучения курса
Ценностные и межпредметные ориентиры содержания учебного предмета
Математика – моделирование ( преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.) , выполнение расчетов вычислений, построение форм с учетом основ геометрии ; работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно – прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально- культурной среды обитания. Изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности ( описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки, сообщение о ходе действий и построении плана деятельности, построение логических связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов ).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

10. Требования к уровню подготовки обучающихся.


К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
Иметь представление:
- о современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;
- о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природную среду;
- о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;
- об отдельных элементарных аспектах экономических знаний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама и др.);
- о понятиях «технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др).
Знать:
- современные профессии, появившиеся в ХХ – ХХ1 веках и связанные с изученным содержанием;
- технические изобретения конца Х1Х – начала ХХ века, вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.)
- названия основных частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок и их назначение;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);
- названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;
- этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
- петельную, крестообразную строчки и их варианты;
- луковичный и клубневой способы размножения растений;
Уметь:
- определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;
- подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае;
- эстетично оформлять изделия;
- соединять детали из ткани петельной и крестообразными строчками;
- выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, грамотный уход за домашними животными, выращивание деревьев, кустарников, цветов, культура общения – речь, этикет и т. д.)
Самостоятельно:
- разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;
- организовывать их; распределять обязанности в группе;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах;
При помощи учителя:
-выбирать темы для практических и проектных работ;
- искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.


11.Результаты освоения учебного предмета

Результаты изучения технологии в 4 классе
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;
понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Уметь:
самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);
предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;
осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД
искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и
обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать ее для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные УУД
формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;
слушать других, уважительно относиться к позиции другого,
пытаться договариваться;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Знать на уровне представлений:
о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых производствах;
об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Уметь:
организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;
бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером);
выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
2. Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты.
Знать:
названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);
последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
основные линии чертежа (осевая и центровая);
правила безопасной работы канцелярским ножом;
петельную строчку, ее варианты, их назначение;
названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;
о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;
стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
художественных техниках (в рамках изученного).
Уметь самостоятельно:
читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
3. Конструирование и моделирование
Знать:
простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4. Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)
Иметь представление:
об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.
Знать:
названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
Уметь с помощью учителя:
создавать небольшие текс ты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией;
работать в программах Word, Power Point.


12. Виды и типы уроков.

Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков, уроков-экскурсий. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, - продуктивные, включающие в себя наблюдения, размышления, обсуждения, “открытия” новых знаний,

13.Формы организации урока.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

14. Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью проверочных работ по основным проблемам курса и уроков - выставок.

15. Объем и сроки изучения.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
1четверть – 18 ч. 2 четверть – 14 ч. 3 четверть – 20 ч. 4 четверть – 16 ч.

16. Библиографический список
для обучающихся.
Лутцева Е. А., Технология: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 160 с.: ил.
Лутцева Е. А., Технология. Учимся мастерству: 4 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 64 с.: ил.


17.Библиографический список
для учителя.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2012 г. Лутцева Е.А. + CD-ROM


18. Место курса в учебном плане

Согласно базисному ( образовательному ) плану всего на изучение технологии в начальной школе выделяется 203 ч, из них в первом и втором классах 33 ч ( 1 ч в неделю, 33 учебные недели – 1 класс, 34 учебные недели – 2 класс ) . по 68 ч в 3 и 4 классах ( 2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе ).

19. Материально-техническая база
Печатные пособия
Демонстрационный материал (картинки, предметные таблицы) в соответствии с основными требованиями программы обучения.
Лента букв
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Персональный компьютер
Интерактивная доска
Сканер, принтер,
Планшеты
ЭОР (диск)
дидактические материалы, пособия.
Медиатека, интернет – ресурсы.
Диск СD «Вентана – Граф». УМК «Начальная школа ХХI».
- Предметные программы.
- Программа формирования УУД.
-Программа коррекционной работы.
- Планируемые результаты освоения ООП.
- Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. wikipedia. orq/wiki.



Содержание курса
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта НОО, в авторскую программу изменения не внесены.
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.


4 класс (68 ч)
Технико-технологические знания и умения,
основы технологической культуры (40 ч)
Элементы материаловедения. Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.).
Основы технико-технологических знаний и умений.
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.
Агротехнические приемы выращивания луковичных растений, размножения растений клубнями и луковицами. Деятельность человека в поиске и открытии пищевых технологий. Влияние их результатов на здоровье людей. Селекция и селекционирование как наука и технология, связанная с выведением новых и улучшением существующих сортов сельскохозяйственных растений и пород животных (общее знакомство).
Дизайн (в технике, интерьере, одежде и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля вприкреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
Техника ХХ-ХХ1 веков. Ее современное назначение (бытовые, профессиональные, личные потребности, исследование опасных и труднодоступных мест на Земле и за ее пределами и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономич-ность и др.).
Современный информационный мир и информационные технологии. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования компьютером, которые помогут сохранить здоровье. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Знакомство с основными программами. Поиск информации. Работа с простейшими инфомационными объектами (тексты, рисунки). Создание, преобразование, сохранение, удаление файлов, вывод на печать.
Энергия и современная энергетика. Использование атомной энергии человеком.
Из истории технологии (28часов)
Преобразовательная деятельность человека в XX веке, научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, прорывы в науке, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы, и роль разума человека в ее предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газ, нефть) в промышленности и быту.
Развитие авиации и космоса, ядерной энергетики, информационно-компьютерных технологий.
Самые яркие изобретения начала XX века (в обзорном порядке) электрическая лампочка и фонограф Эдисона, телефон, радио, самолет; в середине XX века телевидение, ЭВМ, открытие атомной реакции, лазера и др. Рубеж ХХ-ХХ1 веков использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека.
Средства контроля:
Практические работы. Работа с наглядно представленными на экране информационными объектами: текстом, звуком, графикой, таблицей, цифровым фото- и видеоизображением. Простейшие действия в текстовом редакторе (набрать, удалить, вставить часть текста, изменить шрифт и др.). Набор небольших текстов, конструирование простых изображений. Вывод на печать.
Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера.
Безопасные приемы труда при работе на компьютере.

График контроля знаний


1 ч.
2 ч.
3 ч.
4 ч.
итого

Урок-выставка, проверочная работа
1
1
1
1
4


Урок – выставка - 3
Проверочная работа – 1






Календарно – тематическое планирование уроков технологии в 4 классе
1 ЧЕТВЕРТЬ – 18 часов

раздел
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся
Вид контроля
д\з
дата
коррекция


Научно-технический прогресс. Совершенствование технологий производства
(8 ч)

Штучное и массовое. Подставка для карандашей и ручек

1
Комб.
Работать по инструкционной карте, соединять объемные детали.
тек
Подготовить материалы





Штучное и массовое. Подставка для карандашей и ручек. Оформление .

1
Комб.

тек
Подготовить материалы





От мастерской ремесленника –
к промышленному комбинату. Чеканка по фольге.
1
Комб.
Применять приемы получения точек, линий, выпуклостей, вогнутостей.
тек
Подготовить материалы





От мастерской ремесленника –
к промышленному комбинату. Рамка для изделия.
1
Комб.

тек
Подготовить материалы





Как люди совершают открытия. Модель автомобиля.
1
Комб.
Различать виды чертежных деталей Собирать простую модель автомобиля
тек
Подготовить материалы





Как люди совершают открытия. Модель автомобиля. Оформление изделия.
1
Комб.

тек
Подготовить материалы





Как люди совершают открытия. Информационный проект по теме: «Научные открытия»
1
Комб.
Уметь работать с дополнительными источниками, организовывать самостоятельную работу, работать в группе, объяснять свой выбор , оценивать свою работу.
тек
Подготовить материалы





Как люди совершают открытия. Защита проектов.
1
Комб.

тек
Подготовить материалы




Природа-кормилица. Добыча, переработка сырья (10 ч)

Чёрное золото.
Как добывают нефть и газ. Свойства материала. Синтетические материалы. Изделие из поролона.
1
Комб.
Характеризовать организацию работы предприятия.
Работать коллективно, распределять роли, выполнять проекты.
тек
Подготовить материалы





Что изготавливают из нефти. Изделия из пластиковой бутылки.

1
Комб.
Изучать и сравнивать свойства материалов. Выполнять изделия из вторсырья.

тек
Подготовить материалы





Что изготавливают из нефти. Изделия из вторсырья.

1
Комб.

тек
Подготовить материалы





Проблемы экологии.
Что такое предприятия высокой технологии. Изделие из фантиков.
1
Комб.
Изучать и сравнивать свойства материалов. Выполнять изделия из вторсырья.

тек
Подготовить материалы





Проблемы экологии.
Что такое предприятия высокой технологии. Изделие из мусорного мешка.
1
Комб.

тек
Подготовить материалы





Проблемы экологии.
Что такое предприятия высокой технологии. Создание плаката по теме: Береги природу
1
Комб.
Характеризовать организацию работы предприятия.
Работать коллективно, распределять роли, выполнять проекты.
тек
Подготовить материалы






1
Комб.

тек
Подготовить материалы





Работа над созданием и оформлением плаката. Коллективная работа.
1
Комб.

тек
Подготовить материалы





Защита работ по теме: Береги природу
1
Комб.

тек
Подготовить материалы





Урок- выставка. Выбор лучших работ, изготовленных в четверти
1
Комб.
Уметь работать с дополнительными источниками, организовывать самостоятельную работу, работать в группе, объяснять свой выбор , оценивать свою работу.
тек
-------------






2 ЧЕТВЕРТЬ – 14 часов

раздел
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Требования к уровню подготовки
Вид контроля
д\з
дата
коррекция


Природа-кормилица. Добыча, переработка сырья ( 2 ч)

Новые технологии в земледелии и животноводстве.
Природоохранные сельскохозяйственные технологии. Кормушка для птиц.
1
Комб.
Выполнять изделия из вторсырья.
тек
Подготовить материалы





Новые технологии в земледелии и животноводстве.
Природоохранные сельскохозяйственные технологии. Кормушка для птиц. Оформление изделия.
1
Комб.

тек
Подготовить материалы




Жилище человека (9 ч)
О чем рассказывает дом. Коллективный проект загородного дома. Подготовка.

1
Комб.
Выполнять эскиз общего вида, изготавливать макет дома. Читать схематические рисунки.
тек
Подготовить материалы





О чем рассказывает дом. Коллективный проект загородного дома. Работа в группе.

1
Комб.

тек
Подготовить материалы





Дом для семьи. Проект сферы обслуживающих предприятий. Интерьер дома.

1
Комб.
Читать схематические рисунки.
Выполнять эскиз общего вида, изготавливать макет дома.
тек
Подготовить материалы





Дом для семьи. Проект сферы обслуживающих предприятий. Оформление интерьера

1
Комб.

тек
Подготовить материалы





Коллективная информационная работа по теме: Люди, стоящие и обслуживающие дома. Подготовка.
1
Комб.
Уметь работать с дополнительными источниками, организовывать самостоятельную работу, работать в группе, объяснять свой выбор , оценивать свою работу.
тек
Подготовить материалы





Коллективная информационная работа по теме: Люди, стоящие и обслуживающие дома. Групповая работа.
1
Комб.

тек
Подготовить материалы





Коллективная информационная работа по теме: Люди, стоящие и обслуживающие дома. Защита работ.
1
Комб.

тек
Подготовить материалы





Какие бывают города.
Города будущего. Эскиз города.
1
Комб.
Читать схематические рисунки.
Выполнять эскиз общего вида, изготавливать аппликацию.
тек
Подготовить материалы





Какие бывают города.
Города будущего. Объемная аппликация города.
1
Комб.

тек
Подготовить материалы




ДИЗАЙН (3 ч)
Что такое дизайн. Дизайн упаковки.

1
Комб.

тек
Подготовить материалы





Подготовка индивидуальной работы по теме: Мой дизайн (техники, рекламной продукции, комнаты)
1
Комб.
Уметь работать с дополнительными источниками, организовывать самостоятельную работу, работать в группе, объяснять свой выбор , оценивать свою работу.
тек
Подготовить материалы





Защита индивидуальной работы по теме: Мой дизайн (техники, рекламной продукции, комнаты) Выставка работ
1
Комб.

тек
----------------




3 четверть - 20 часов

раздел
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся
Вид контроля
д\з
дата
коррекция


Компьютерный мир ( 20 часов)
Что такое компьютер?
1
Комб.
Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
тек
Учебник, с.98-101.





Основные устройства компьютера

1
Комб.

тек
Учебник, с.98-101.





Изучение внешнего и внутреннего устройства компьютера. Техника безопасности.
1
Комб.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
тек
Учебник, с.102-103.
Выучить названия компьютерных приспособлений.





Современный информационный мир и информационные технологии. Правила техники безопасности при работе с компьютером.
1
Комб.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
тек
Подготовить сообщение о правилах ТБ при работе с компьютером.





Что умеют компьютеры.
1
Комб.
Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
тек
Учебник, с.103-104. Прочитать.





Компьютеры в быту. Правила пользования компьютером.
1
Комб.

тек
Подготовить материалы





Компьютеры в медицине. Правила пользования компьютером.
1
Комб.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
тек
Учебник, с.104-105. Прочитать.





Компьютеры и прогнозирование погоды. Правила пользования компьютером.
1
Комб.

тек
Учебник, с.105. Прочитать.





Компьютеры в учреждениях, на предприятиях. Правила пользования компьютером.
1
Комб.
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
тек
Учебник, с.106-109. Прочитать.





Практикум овладения компьютером. Как создать документ.
1
Комб.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
тек
Учебник, с.109-111. Повторить алгоритм.





Файлы и папки.
1
Комб.

тек
Учебник, с.112-114.





Создание текстов.
1
Комб.
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
тек
Создать текст на любую тему из 5 предложений





Форматирование текста.
1
Комб.
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
тек
Учебник, с.115-117. Повторить алгоритм.

















Как вставить картинку в документ.
1
Комб.
Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
тек
Учебник, с.118-119. Повторить алгоритм.






1
Комб.

тек
Учебник, с.120-123. Повторить алгоритм.





Создание таблиц.
1
Комб.

тек
Повторить алгоритм.





Создание таблиц.
1
Комб.

тек
Повторить алгоритм.





Закрепление знаний о компьютере
1
Комб.
Уметь работать с дополнительными источниками, организовывать самостоятельную работу, работать в группе, объяснять свой выбор , оценивать свою работу.
тек
Создать свою таблицу





Практикум овладения компьютером. (текст со вставками картинок и таблиц)


Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Текст, картинки, таблица





Проверь себя. Проверочная работа по теме «Компьютер»


Уметь работать с дополнительными источниками, организовывать самостоятельную работу, работать в группе, объяснять свой выбор , оценивать свою работу.

Повторить алгоритм.





4 ЧЕТВЕРТЬ – 16 Ч.

раздел
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Требования к уровню подготовки
Вид контроля
д\з
дата
коррекция


Дизайн. Художественное конструирование
(10 ч)
Что такое дизайн
1
Комб.
Знать особенности дизайна
тек
Дизайн упаковки
1.04




Дизайн техники
1
Комб.

тек
Эскиз макета технического устройства
4.04




Дизайн рекламной продукции
1
Комб.
Выполнять эскиз рекламной продукции
тек
Реклама изделия в любой форме
8.04




Дизайн рекламной продукции. Оформление.
1
Комб.

тек
Оформление работы
11.04




Дизайн ландшафта.
1
Комб.
Выполнять эскиз ландшафтного дизайна
тек
Оформление двора
15.04




Дизайн одежды
1
Комб.

тек
Эскиз дизайна одежды
18.04




Пять задач дизайнера-модельера
1
Комб.
Уметь работать с дополнительными источниками, организовывать самостоятельную работу, работать в группе, объяснять свой выбор, оценивать свою работу.
тек
Эскиз закончить
22.04




Отделка одежды. Эскизы.
1
Комб.

тек
Сбор информации для проекта
25.04




Создание коллективного работы по теме: Дизайн.
1
Комб.

тек
Закончить проект
29.04




Защита коллективных работ по теме: Дизайн.
1
Комб.

тек
----------------
6.05



Экология (4 ч)
Экологические проблемы в мире
1
Комб.
Знать основные экологические проблемы мира, предлагать пути их решения, создавать информационные проекты по данной теме.
тек
Сбор информация
13.05




Пути решения экологических проблем
1
Комб.

тек
Высказать предположения, сбор информации
16.05




Коллективная работа по теме: Экология
1
Комб.
Уметь работать с дополнительными источниками, организовывать самостоятельную работу, работать в группе, объяснять свой выбор , оценивать свою работу.
тек
----------------
20.05




Урок-защита по теме: Экология. Выставка работ.
1
Комб.

тек
----------------
23.05













sђ Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915