Статья Использование приема мнемотехники Ассоциации при изучении фонетики на уроках английского языка в начальной школе

УДК 372.462:81`366
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА МНЕМОТЕХНИКИ
«АССОЦИАЦИИ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОНЕТИКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Вариченко Татьяна Сергеевна
учитель английского языка
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия № 3» г. Армянска
Аннотация
В статье обосновывается важность использования приемов мнемотехники при обучении младших школьников на уроках английского языка и характеризуются основные элементы приема «Ассоциации».
Ключевые слова: мнемотехника, ассоциации, младшие школьники.
Summary
The article explains the importance of using some [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]s of [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] during the learning process of younger students and describes some basic elements of the  «Аssociation» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Key words: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], «Аssociation», younger students.
Постановка проблемы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту одной из целей обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Необходимым условием для реализации данной цели является изучение фонетики как основы языка. В эпоху информационных технологий, когда объемы изучаемой информации для учащегося начальной школы достаточно велики, усвоить учебный материал с интересом и в сжатые сроки поможет применение приемов мнемотехники.
Использование приемов мнемотехники соответствует психологическими особенностями учащихся младшего школьного возраста. К ним относятся: формирование познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции, интенсивное развитие интеллектуальной сферы [4, с. 12].
Отличительной возрастной особенностью младших школьников является относительная слабость произвольного внимания. В большей степени у них развито непроизвольное внимание [4, с. 12]. Интерес учащихся вызывает все необычное, удивительное, яркое. Сделать процесс изучения иностранного языка более ярким, интересным, запоминающимся поможет мнемотехника, некоторые приемы которой соответствуют психологическим особенностям именно младших школьников [1, с. 4].
Цель статьи – охарактеризовать прием ассоциаций как один из основных приемов мнемотехники, используемый при изучении фонетики на уроках английского языка в начальной школе.
Анализ исследований и публикаций. Применение приемов и способов мнемотехники в научных исследованиях и публикациях рассматривается с различных точек зрения. Одни исследователи для запоминания не связанной по смыслу информации выделяют искусственные ассоциативные связи (В. Козаренко), другие считают необходимым создание условий для запоминания, учет возрастных особенностей, создание положительных эмоций (В. Фармаковский, М. Зиганов). Мнемонику как «искусство памяти» рассматривали   Аристотель, Йейтс, В. Ляудис, Цицерон; условия развития запоминания как психического процесса изучали А. Захаров, А. Лурия, С. Рубинштейн, А. Смирнов; понятие мнемотехники как суперактивации памяти раскрывал С. Гарибян с точки зрения запоминания при помощи эмоций. Экспериментальные исследования в сфере мнемотехники относительно систем и совокупностей действий, выступающих в качестве приемов и способов запоминания, проводили Л. Занков, А. Леонтьев, В. Ляудис, А. Смирнов, В. Шадриков, Л. Черемушкина. В настоящее время мнемотехника как педагогическая технология разрабатывается М. Зигановым, А. Колеченко, И. Матюгиным, И. Рыбниковой, Е. Сафроновой и др.
Изложение основного материала. Мнемоника или мнемотехника – это специально разработанные приёмы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации путем образования искусственных ассоциаций [3, с. 8]. Одним из основных принципов мнемотехники является построение ассоциативного ряда, замещение абстрактных объектов визуальными, аудиальными либо чувственными ассоциациями с целью упрощения процесса запоминания материала. Ассоциация – возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого.
При изучении фонетики на уроках английского языка в начальной школе используются следующие элементы мнемотехнического приема «ассоциации»:
1) Визуальные ассоциации – легче и лучше запоминается то, что можно представить. У детей младшего школьного возраста хорошо развито воображение. Используя эту особенность, можно разнообразить изучение английских букв и звуков. К примеру, при изучении буквы Aa, которая стоит первой в английском алфавите, можно предложить детям следующую ассоциацию: буква Aa – это машинист паровоза, в котором едут все буквы алфавита, этот машинист машет другим буквам из первого вагона и кричит: «Эй, за мной». При запоминании данной буквы можно помахать рукой, будто машинист. Этот прием обеспечит привлечение внимания школьников и запоминание учебного материала.
Визуальная ассоциация способствует и запоминанию буквы Hh и ее звука [h]. К примеру, при изучении данного звука необходимо обратить внимание детей на то, что он похож на стул со спинкой. Когда уставший человек садится на стул, он откидывается на спинку и говорит «h-h-h».
Также использование зрительной ассоциации помогает учащимся дифференцировать похожие по написанию и звучанию буквы Ww и Vv. Визуализация толстой буквы Ww, которая постоянно ела сладости и от этого стала в два раза толще своей подруги Vv, заинтересует младших школьников и поможет им запомнить различие как этих букв, так и их звуков. Толстая буква Ww и звучать будет важно, округло [w], а худышка Vv не будет раздуваться от важности и скромно скажет [v].
2) Аудиальные ассоциации – соотнесение абстрактных понятий со слуховыми ассоциациями. Данный прием позволит активизировать внимание учащихся на восприятии звуков [2, с. 16]. Интерес младших школьников привлечет аудиальная ассоциация, основанная на рассказанной учителем истории о двух друзьях-буквах, у которых дружба была так сильна, что даже звук они делили один на двоих: ng - [
·]. Этот звук «забрал» половинку от N и половинку от G. При написании звука видим, что у него «длинный нос», учащиеся узнают, что этот «носатый звук» и произносится тоже «в нос» и надолго запоминают, как правильно его произносить. Также при помощи аудиальной ассоциации можно рассказать учащимся о Пузатом Принце Pp, который Пыхтел, когда Поднимался по ступенькам своего волшебного замка [p-p-p].
3) Чувственные ассоциации – одна из форм упрощения запоминания содержания материала при помощи ощущений. Применение данного приема способствует активизации памяти и внимания младших школьников, в особенности при изучении букв и звуков английского языка. Букву Ii дети запомнят, представив иголку, которой нечаянно укололи палец, пришивая пуговицу. Буква Oo заставит удивиться неожиданным новостям: младшие школьники с удовольствием и интересом будут показывать, как они узнали страшный секрет, удивленно поднимая брови и старательно проговаривая [u]. А буква Ss не оставит их равнодушными, если запомнится им хитрой змеей, которая постоянно злится на все буквы и шипит [s-s-s]. Механизмы памяти младших школьников позволят им легко запомнить звучание английского [r], при помощи грустной истории о добром тигренке, который не умел рычать.
Выводы. Таким образом, использование некоторых приемов мнемотехники на уроках английского языка в начальной школе помогает учащимся лучше запомнить представленный им учебный материал. В силу психологических особенностей развития памяти и внимания младших школьников особое значение приобретает ассоциативный прием мнемотехники, который может быть выражен в визуальном, аудиальном и чувственном запоминании. Данный прием помогает учителю организовать учебный процесс, сделать его наиболее эффективным и продуктивным.
Литература
1.Беленькая Т.Б. Мнемотехника для начальной школы: тренируем память у младших школьников /Т.Б. Беленькая. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 40 с.
2. Волков Б. С. Младший школьник: как помочь ему учиться / Б. С. Волков. – М. : Академический Проект, 2004. – 143 с.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/ М.Зиганов, В.Козаренко. – М. : Школа рационального чтения, 2001. – 173 с.
4. Мальцева К. П. Особенности памяти младшего школьника / К. П.  Мальцева // Психология младшего школьника. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 2009. – 261 c.