Итоговая таблица крестовых походов для учащихся 6 классов по курсу История Средних веков

Крестовый поход
характеристика

Первый крестовый поход 1096 - 1099 гг.
Год весной 1096
Цель :многих влекли эгоизм и корысть, они грезили захватом сокровищ или власти в завоеванных странах.
Участники беспорядочные толпы поселян и монахов двинулись вдоль Рейна под предводительством двух рыцарей
итоги завоевание Святой земли все же было лишь поверхностным

Второй крестовый поход
1147 - 1149 гг.
Крестоносцев возглавляли король Франции Людовик VII и германский император Конрад III.
Второй крестовый поход окончился безрезультатно, осознав невозможность расширить пределы Иерусалимского королевства.

Третий крестовый поход
(1188-1192)
Во второй половине XII века султаном противостоящего крестоносцам Египта стал Саладин (Салах ад-Дин), талантливый полководец. Он разбил крестоносцев при Тивериадском озере и в 1187 году захватил Иерусалим. В ответ был провозглашен Третий крестовый поход, который возглавили император Фридрих Барбаросса, французский король Филипп II Август и король Англии Ричард Львиное Сердце и крупнейшие феодалы.
Третий крестовый поход закончился неудачно. Алчность и жажда наживы привели крестоносцев к позорному поражению.Без помощи французских рыцарей Ричард так и не смог взять Иерусалим. 2 сентября 1192 года английский король подписал с Салах ад-Дином мир, по которому под контролем крестоносцев осталась только прибрежная полоса от Тира до Яффы, причем Яффа и Аскалон были предварительно разрушены мусульманами до основания.

Четвертый крестовый поход 1202 - 1204 гг
четвертый крестовый поход, превратившийся из "пути ко Гробу Господню" в венецианское коммерческое предприятие, приведшее к разграблению Константинополя латинянами, обозначил глубокий кризис крестоносного движения. Четвертый крестовый поход начался в 1202 году и закончился в 1204 завоеванием вместо Палестины Константинополя и значительной части владений христианской Византии. Султан аль-Адиль Абу Бакр заключил с крестоносцами мирный договор, уступив им ранее отвоеванную египтянами Яффу, а также Рамлу, Лидду и половину Сайды. После этого в течение десятилетия между египтянами и крестоносцами не было крупных военных конфликтов.

Пятый крестовый поход
1217 - 1221 гг
Пятый крестовый поход был организован для завоевания Египта. Его возглавили король Венгрии Андраш II и герцог Леопольд Австрийский.На смену венграм в Палестину в 1218 году прибыли голландские рыцари и немецкая пехота. крестоносцы запросили мира. В это время египетский султан больше всего опасался монголов, уже появившихся в Ираке, и предпочел не искушать счастья в борьбе с рыцарями. По условиям перемирия крестоносцы оставили Дамиетту и отплыли в Европу

Шестой крестовый поход 1228 - 1229 гг.
Шестой крестовый поход возглавил германский император Фридрих II Гогенштауфен. Сам император перед началом похода был отлучен от церкви папой Григорием IX, назвавшим его не крестоносцем, а пиратом, который собирается "похитить королевство в Святой земле". Фридрих был женат на дочери иерусалимского короля и собирался стать владетелем Иерусалима. Запрет похода никак не повлиял на крестоносцев, которые шли за императором в надежде на добычу.1229 года 18 марта крестоносцы без боя вошли в Иерусалим. Затем император вернулся в Италию, разбил посланную против него армию папы и вынудил Григория по условиям Сен-Жерменского мира 1230 года снять отлучение и признать договор с султаном. Иерусалим, таким образом, перешел к крестоносцам лишь за счет угрозы, которую их армия создавала аль-Камилю, да еще благодаря дипломатическому искусству Фридриха.

Седьмой крестовый поход 1239 г
Седьмой крестовый поход состоялся осенью 1239 года. Фридрих II отказался предоставить для армии крестоносцев во главе с герцогом Ричардом Корнуэллским территорию Иерусалимского королевства. Крестоносцы высадились в Сирии и, по настоянию тамплиеров, вступили в союз с эмиром Дамаска для борьбы с султаном Египта, но вместе с сирийцами были в ноябре 1239 года разгромлены в битве при Аскалоне. Таким образом, седьмой поход закончился безрезультатно.

Восьмой крестовый поход 1248 - 1254 гг.
Целью Восьмого крестового похода вновь было отвоевание Иерусалима, захваченного в сентябре 1244 года султаном ас-Салих Эйюб Наджм ад-Диномв крестовом походе ведущую роль играл французский король Людовик IX, а общее число крестоносцев определялось в 15-25 тысяч человек, из которых 3 тысячи составляли рыцари.
Египтяне потопили флот крестоносцев. Страдающая от голода армия Людовика покинула Мансуру, но до Дамиетты добрались немногие. Большинство было уничтожено или попало в плен.Первым мамлюкским султаном стал Муиз Айбек. При нем активные боевые действия против крестоносцев практически прекратились. Людовик еще четыре года оставался в Палестине, но, так и не получив подкреплений из Европы, в апреле 1254 года вернулся во Францию.

Девятый крестовый поход 1270 г.
Крестовый поход опять возглавил Людовик IX Святой, а участвовали в нем только французские рыцари. На этот раз целью крестоносцев стал Тунис.
Предполагалось установить контроль над Средиземноморьем, чтобы беспрепятственно отправлять отряды крестоносцев в Египет и Святую Землю.
8 июня 1270 высадки в Тунисе в лагере крестоносцев вспыхнула эпидемия чумы, 25 августа умер Людовик, а 18 ноября войско, так и не вступив ни в одно сражение, отплыло на родину, везя с собой тело короля.
Дела в Палестине шли все хуже, мусульмане отбирали город за городом, и 18 мая 1291 пала Акра - последний оплот крестоносцев в Палестине.


Крестовый поход детей
Ввиду неудач крестоносцев в массовом сознании европейцев возникло убеждение в том, что Господь, не давший победы сильным, но грешным, дарует ее слабым, но безгрешным. Весной и в начале лета 1212 в разных частях Европы стали собираться толпы детей, заявлявших, что они идут освобождать Иерусалим (т. н. крестовый поход детей, не включаемый историками в общее число Крестовых походов). Церковь и светские власти отнеслись к этому спонтанному взрыву народной религиозности с подозрением и всячески препятствовали ему. Часть детей умерла в пути по Европе от голода, холода и болезней, часть достигла Марселя, где ловкие купцы, обещав переправить детей в Палестину, привезли их на невольничьи рынки Египта.

Итоги походов и их значение
Историки спорят о том, что дали крестовые походы. Одни говорят, что Европа благодаря им познакомилась с древнегреческими авторами, чьи труды были известны только в арабских переводах, что европейцы заимствовали многие технические достижения, даже правила гигиены. Другие отмечают, что все это было бы достигнуто в процессе торговли или благодаря мирным контактам с арабами Испании или Сицилии, и единственным приобретением в результате крестовых походов оказалось привезенное с Востока растение - абрикос.
Оказавшись на Востоке, западные европейцы вступили в тесный контакт с иной цивилизацией, во многом отличавшейся от западно-европейской. Несмотря на ожесточенные войны и религиозные конфликты, европейцы научились видеть в
мусульманах не только врагов. Мусульманин Саладин поразил воображение европейцев и надолго остался в их памяти как идеальный рыцарь и мудрый правитель. Эта возможность признания за чужим, иноверцем, благородства и добродетели - один из итогов крестовых походов. И вместе с тем крестовые походы показали, что вера в Бога и религиозное рвение европейцев сочетались с предельной жестокостью и агрессивностью.
Историки по-разному оценивают итоги крестовых походов. Одни считают, что эти походы способствовали контактам между Востоком и Западом, восприятию мусульманской культуры, науки и технических достижений. Другие считают, что все это могло быть достигнуто путем мирных связей, и крестовые походы останутся лишь феноменом бессмысленного фанатизма.































































Крестовый поход детей
Ввиду неудач крестоносцев в массовом сознании европейцев возникло убеждение в том, что Господь, не давший победы сильным, но грешным, дарует ее слабым, но безгрешным. Весной и в начале лета 1212 в разных частях Европы стали собираться толпы детей, заявлявших, что они идут освобождать Иерусалим (т. н. крестовый поход детей, не включаемый историками в общее число Крестовых походов). Церковь и светские власти отнеслись к этому спонтанному взрыву народной религиозности с подозрением и всячески препятствовали ему. Часть детей умерла в пути по Европе от голода, холода и болезней, часть достигла Марселя, где ловкие купцы, обещав переправить детей в Палестину, привезли их на невольничьи рынки Египта.

Итоги походов и их значение
Историки спорят о том, что дали крестовые походы. Одни говорят, что Европа благодаря им познакомилась с древнегреческими авторами, чьи труды были известны только в арабских переводах, что европейцы заимствовали многие технические достижения, даже правила гигиены. Другие отмечают, что все это было бы достигнуто в процессе торговли или благодаря мирным контактам с арабами Испании или Сицилии, и единственным приобретением в результате крестовых походов оказалось привезенное с Востока растение - абрикос.
Оказавшись на Востоке, западные европейцы вступили в тесный контакт с иной цивилизацией, во многом отличавшейся от западно-европейской. Несмотря на ожесточенные войны и религиозные конфликты, европейцы научились видеть в
мусульманах не только врагов. Мусульманин Саладин поразил воображение европейцев и надолго остался в их памяти как идеальный рыцарь и мудрый правитель. Эта возможность признания за чужим, иноверцем, благородства и добродетели - один из итогов крестовых походов. И вместе с тем крестовые походы показали, что вера в Бога и религиозное рвение европейцев сочетались с предельной жестокостью и агрессивностью.
Историки по-разному оценивают итоги крестовых походов. Одни считают, что эти походы способствовали контактам между Востоком и Западом, восприятию мусульманской культуры, науки и технических достижений. Другие считают, что все это могло быть достигнуто путем мирных связей, и крестовые походы останутся лишь феноменом бессмысленного фанатизма.

15