Даты крестовых походов История


Крестовые походы
 
1095-1096 - Поход нищеты или крестьянский поход 1095-1099 - Первый крестовый поход 1147-1149 - Второй крестовый поход 1189-1192 - Третий крестовый поход 1202-1204 - Четвертый крестовый поход 1202-1212 - Детский крестовый поход 1218-1221 - Пятый крестовый поход 1228-1229 - Шестой крестовый поход 1248-1254 - Седьмой крестовый поход 1270-12?? - Последний крестовый поход КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1096-1270), военно-религиозные экспедиции западных европейцев на Ближний Восток с целью завоевания Святых мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа — Иерусалима и Гроба Господня.Предпосылки и начало походов
 
Предпосылками крестовых походов были: традиции паломничеств к Святым местам; изменение взглядов на войну, которая стала считаться не греховным, а благим делом, если велась против врагов христианства и церкви; захват в XI в. турками-сельджуками Сирии и Палестины и угроза захвата Византии; тяжелое экономическое положение Западной Европы во 2-й пол. 11 в.
 
26 ноября 1095 папа Урбан II призвал собравшихся на поместном церковном соборе в г. Клермон отвоевать захваченный турками Гроб Господень. Взявшие на себя этот обет нашивали на одежду кресты из лоскутов и потому именовались «крестоносцами». Отправившимся в Крестовый поход папа сулил земные богатства в Святой Земле и райское блаженство в случае гибели, они получали полное отпущение грехов, с них запрещалось на время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви.Первый крестовый поход
 
В марте 1096 начался первый этап Первого крестового похода (1096-1101) — т. н. поход бедноты. Толпы крестьян, с семьями и скарбом, вооруженные чем попало, под руководством случайных вожаков, а то и вовсе без них, двинулись на восток, отметив свой путь грабежами (они полагали, что, поскольку они воины Божьи, то любое земное имущество принадлежит им) и еврейскими погромами (в их глазах евреи из ближайшего городка были потомками гонителей Христа). Из 50-тысячного войска Малой Азии достигли всего 25 тысяч, и практически все они погибли в битве с турками под Никеей 25 октября 1096.
left0Осенью 1096 в путь двинулось рыцарское ополчение из разных частей Европы, вождями его были Готфрид Бульонский, Раймунд Тулузский и др. К концу 1096 — началу 1097 они собрались в Константинополе, весной 1097 переправились в Малую Азию, где совместно с византийскими войсками начали осаду Никеи, взяли ее 19 июня и передали византийцам. Далее путь крестоносцев лежал в Сирию и Палестину. 6 февраля 1098 была взята Эдесса, в ночь на 3 июня — Антиохия, год спустя, 7 июня 1099 они осадили Иерусалим, а 15 июля захватили его, учинив в городе жестокую резню. 22 июля на собрании князей и прелатов было учреждено Иерусалимское королевство, которому подчинялись графство Эдесское, княжество Антиохийское и (с 1109) графство Триполи. Главой государства стал Готфрид Бульонский, получивший титул «защитник Гроба Господня» (его преемники носили титул королей). В 1100-1101 в Святую Землю отправились новые отряды из Европы (историки называют это «арьергардным походом»); границы Иерусалимского королевства установились лишь к 1124.
 
Выходцев из Западной Европы, постоянно живших в Палестине, было немного, особую роль в Святой Земле играли духовно-рыцарские ордена, а также образовывавшие особые привилегированные кварталы в городах Иерусалимского королевства переселенцы из приморских торговых городов Италии.
 
Второй крестовый поход
 
После того, как в 1144 турки завоевали Эдессу, 1 декабря 1145 был объявлен Второй крестовый поход (1147-1148), возглавленный королем Франции Людовиком VII и германским королем Конрадом III и оказавшийся безрезультатным.
 
В 1171 власть в Египте захватил Салах-ад-Дин, который присоединил к Египту Сирию и весной 1187 начал войну против христиан. 4 июля в длившейся 7 часов битве близ деревни Хиттин христианское войско было разбито, во второй половине июля началась осада Иерусалима, и 2 октября город сдался на милость победителя. К 1189 в руках крестоносцев осталось несколько крепостей и два города — Тир и Триполи.Третий крестовый поход
 
29 октября 1187 был объявлен Третий крестовый поход (1189-1192). Поход возглавлял император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, короли Франции Филипп II Август и Англии — Ричард I Львиное Сердце. Немецкое ополчение 18 мая 1190 захватило г. Иконий (ныне Кония, Турция) в Малой Азии, но 10 июня при переправе через горную речку Фридрих утонул, и деморализованное этим немецкое войско отступило. Осенью 1190 крестоносцы начали осаду Акры — города-порта, морских ворот Иерусалима. Акра была взята 11 июня 1191, но еще до этого Филипп II и Ричард поссорились, и Филипп отплыл на родину; Ричард предпринял несколько безуспешных наступлений, в т. ч. два на Иерусалим, заключил 2 сентября 1192 крайне невыгодный для христиан договор с Салах-ад Дином и в октябре покинул Палестину. Иерусалим остался в руках мусульман, столицей Иерусалимского королевства сделалась Акра.
 
Четвертый крестовый поход. Взятие Константинополя
 
left0В 1198 был объявлен новый, Четвертый крестовый поход, состоявшийся много позднее (1202-1204). Предполагалось нанести удар по Египту, которому принадлежала Палестина. Поскольку у крестоносцев не хватило денег на оплату кораблей для морской экспедиции, Венеция, обладавшая самым мощным в Средиземноморье флотом, запросила в уплату помощь в завоевании христианского (!) г. Задар на Адриатическом побережье, что и произошло 24 ноября 1202, а затем побудила крестоносцев двинуться на Византию, главную торговую соперницу Венеции, под предлогом вмешательства в династические распри в Константинополе и соединения православной и католической церквей под эгидой папства. 13 апреля 1204 Константинополь был взят и жестоко разграблен. Часть завоеванных у Византии территорий отошла к Венеции, на другой части была учреждена т. н. Латинская империя. В 1261 православные императоры, закрепившиеся в не оккупированной западными европейцами Малой Азии, с помощью турок и соперницы Венеции — Генуи — снова заняли Константинополь.
 
Крестовый поход детей
 
left0Ввиду неудач крестоносцев в массовом сознании европейцев возникло убеждение в том, что Господь, не давший победы сильным, но грешным, дарует ее слабым, но безгрешным. Весной и в начале лета 1212 в разных частях Европы стали собираться толпы детей, заявлявших, что они идут освобождать Иерусалим (т. н. крестовый поход детей, не включаемый историками в общее число Крестовых походов).
 
Церковь и светские власти отнеслись к этому спонтанному взрыву народной религиозности с подозрением и всячески препятствовали ему. Часть детей умерла в пути по Европе от голода, холода и болезней, часть достигла Марселя, где ловкие купцы, обещав переправить детей в Палестину, привезли их на невольничьи рынки Египта.
 
 
Пятый крестовый поход
 
left0Пятый крестовый поход (1217-1221) начался экспедицией в Святую Землю, но, потерпев там неудачу, крестоносцы, не имевшие признанного вождя, в 1218 перенесли военные действия в Египет. 27 мая 1218 они начали осаду крепости Дамиетта (Думьят) в дельте Нила; египетский султан пообещал им за снятие осады Иерусалим, но крестоносцы отказались, взяли Дамиетту в ночь с 4 на 5 ноября 1219, попытались развить успех и занять весь Египет, но наступление захлебнулось. 30 августа 1221 был заключен мир с египтянами, по которому воины Христовы возвращали Дамиетту и уходили из Египта.
 
Шестой крестовый поход
 
Шестой крестовый поход (1228-1229) предпринял император Фридрих II Штауфен. Этот постоянный противник папства был накануне похода отлучен от церкви. Летом 1228 он отплыл в Палестину, благодаря умелым переговорам заключил союз с египетским султаном и в качестве за помощь против всех его врагов, мусульман и христиан (!), получил без единого сражения Иерусалим, куда вступил 18 марта 1229. Поскольку император находился под отлучением, возвращение Святого Города в лоно христианства сопровождалось запретом богослужения в нем. Фридрих вскоре отбыл на родину, заниматься Иерусалимом ему было недосуг, и в 1244 египетский султан снова и окончательно взял Иерусалим, устроив резню христианского населения.
 
Седьмой и Восьмой крестовые походы
 
Седьмой крестовый поход (1248-1254) был делом почти исключительно Франции и ее короля Людовика IX Святого. Объектом нападения снова стал Египет. В июне 1249 крестоносцы вторично взяли Дамиетту, но позднее были блокированы и в феврале 1250 сдались в плен в полном составе, включая короля. В мае 1250 король был отпущен за выкуп в 200 тыс. ливров, но не вернулся на родину, а переехал в Акру, где напрасно дожидался помощи из Франции, куда и отплыл в апреле 1254.В 1270 тот же Людовик предпринял последний, Восьмой крестовый поход. Целью его был Тунис, самое сильное мусульманское морское государство Средиземноморья. Предполагалось установить контроль над Средиземноморьем, чтобы беспрепятственно отправлять отряды крестоносцев в Египет и Святую Землю. Однако вскоре после состоявшейся 18 июня 1270 высадки в Тунисе в лагере крестоносцев вспыхнула эпидемия, 25 августа умер Людовик, а 18 ноября войско, так и не вступив ни в одно сражение, отплыло на родину, везя с собой тело короля.Дела в Палестине шли все хуже, мусульмане отбирали город за городом, и 18 мая 1291 пала Акра — последний оплот крестоносцев в Палестине.И до, и после этого церковь неоднократно провозглашала крестовые походы против язычников (поход против полабских славян в 1147), еретиков и против турок в 14-16 вв., но они не включаются в общее число крестовых походов.
 
Урок 29: «Крестовые походы. Причины и участники
крестовых походов, их последствия».
Цель урока:Раскрыть основные причины крестовых походов на Восток и цели их участников. Показать роль церкви как вдохновителя и организатора этих походов. Способствовать формированию представлений учащихся о захватническом и колониальном характере крестового движения.
План изучения нового материала:
Причины и участники крестовых походов.
Первый крестовый поход и образование государств крестоносцев.
Последующие походы и их результаты.
Духовно-рыцарские ордена.
Последствия крестовых походов.
1.
В начале урока учитель может актуализировать знания учащихся о роли католической церкви в жизни средневекового общества.
Переходя к изучению новой темы, учитель уделяет внимание раскрытию истинных причин крестовых походов:
Желание римских пап распространить свою власть на новые земли;
Желание светских и духовных феодалов приобрести новые земли и увеличить свои доходы;
Стремление итальянских городов установить свой контроль над торговлей в Средиземном море;
Стремление избавиться от рыцарей-разбойников;
Глубокие религиозные чувства крестоносцев.
Крестовые походы – военно-колониальное движение западно-европейских феодалов в страны Восточного Средиземноморья в XI-XIII веках (1096-1270гг).
Повод для начала крестовых походов:
В 1071 году Иерусалим был захвачен турками-сельджуками и был прекращен доступ к Святым местам.
Обращение Византийского императора Алексея I Комнина к папе с просьбой о помощи.
В 1095 году папа Урбана II призвал к походу на Восток и освобождению гроба Господнего. Девиз рыцарей: «Так хочет Бог».
Всего было совершено 8 походов:
Первый – 1096-1099 гг. Второй – 1147-1149 гг. Третий – 1189-1192 гг.
Четвертый – 1202-1204 гг. ……. Восьмой – 1270 год.
Используя возможности компьютерной презентации, учитель может предложить учащимся ознакомиться с социальным составом участников крестовых походов, их целями и достигнутыми результатами.
Участники крестовых походов и их цели:
Участники Цели Результаты
Католическая церковь Распространение влияния христианства на Восток.
Расширение земельных владений и увеличение числа налогоплательщиков. Авторитета крестовые походы церкви не добавили.
Земли не получила.
Короли Поиски новых земель в целях расширения королевского войска и влияния королевской власти. Усилилась тяга к красивой жизни и роскоши.
Герцоги и графы
Обогащение и расширение земельных владений.
Изменения в быту.
Включение в торговлю.
Заимствование восточных изобретений и культур.
Рыцари Поиски новых земель. Многие погибли.
Земли не получили.
Города (Италия)
Купцы Установление контроля за торговлей в Средиземном море.
Интерес к торговле с Востоком. Оживление торговли и установление контроля Генуи и Венеции над торговлей в Средиземном море.
Крестьяне Поиски свободы и собственности. Гибель людей.
В конце работы с таблицей учащиеся самостоятельно должны сделать вывод о характере крестовых походов (захватнический).
2.
Традиционно на уроках истории подробно рассматриваются первый, третий и четвертый крестовые походы.
Первый крестовый поход (1096-1099 гг.)

Весна 1096 года Осень 1096 года
(поход крестьян) (поход рыцарей Европы)

поражение победа

1097 г. 1098 г. 1099 г.
Никея Эдесса Иерусалим
АнтиохияРабота с картой в рабочей тетради Е.А.Крючковой (задание 98 сс.55-56) или задания по контурной карте «Западная Европа в ХI-ХIII вв. Крестовые походы» (указать государства крестоносцев и обозначить их границы).
Государства крестоносцев

Иерусалимское Эдесское Антиохское Трипольское
королевство королевство королевство королевство
(главное государство в Восточном Среди-
земноморье)Значение Первого крестового похода:
Показал насколько влиятельной силой стала католическая церковь.
Переместил огромную массу людей из Европы на Ближний Восток.
Усиление феодального гнета местного населения.
На Востоке возникли новые христианские государства, европейцы захватили новые владения в Сирии и Палестине.
Причины непрочности государств крестоносцев:
вместе с феодальными отношениями сюда неизбежно переносились феодальная раздробленность и междоусобицы;
удобных для обработки земель здесь было немного, а следовательно желающих за них бороться становилось меньше;
покоренные местные жители оставались мусульманами, что приводило к двойной ненависти и борьбе.
Последствия завоеваний:
разграбление;
захват земель, привнесение феодальных отношений;
огромные налоги (от 1\3 до 1\2 урожая + налоги королю + 1\10 - церкви);
создание духовно-рыцарских орденов.
3.
Причины начала второго крестового похода:
Итоги первого Борьба Освобождение Призыв к новому
крестового покоренных Эдессы крестовому
похода народов от крестоносцев походу
Второй крестовый поход (1147-1149 гг.) – возглавили германский
император Конрад III и французский король Людовик VII.
Поход на Эдессу и Дамаск закончился поражением крестоносцев.
Третий крестовый поход (поход трех королей) (1189-1192 гг.) –
Фридрих Барбаросса за Иерусалим Салах-ад-Дин (Саладин)
Ричард Львиное Сердце (объединил Египет, Месопо- Филипп II. тамию, Сирию, вернул
Иерусалим) 2-летняя осада Акры
Перемирие.
Иерусалим не вернули, но добились согласия Салах-ад-Дина на допущение христианских паломников к иерусалимским святыням.
Причины поражения Третьего крестового похода:
смерть Фридриха Барбаросса;
ссора Филиппа II и Ричарда Львиное Сердце, уход Филиппа в разгар сражения;
недостаточно сил;
нет единого плана похода;
крепли силы мусульман;
нет единства среди государств крестоносцев в Восточном Средиземноморье;
огромные жертвы и трудности походов, уже нет столько желающих.
Четвертый крестовый поход (1202-1204 гг.) - организовал папа
Иннокентий III

Захват Задара Захват Константинополя погромы и грабеж

Распад Византийской империи
Борьба с христианами
Образование Латинской империи (до 1261 г.)
Вскрыта грабительская
сущность походов

Утрата религиозной сущности походов
В этом походе наиболее ярко проявились захватнические, грабительские цели крестоносцев.
Постепенно крестоносцы теряли свои владения в Сирии и Палестине. Уменьшалось количество участников походов. Пропал душевный подъем.
Наиболее трагичным в движении крестоносцев являлся организованный
в 1212 год детский крестовый поход.
Вопрос:
Почему католическая церковь поддержала призыв отправить освобождать гроб Господний детей?
Ответ:
Церковь утверждала, что взрослые бессильны освободить гроб Господний, поскольку греховны, и Бог ждет подвига от детей.
часть детей вернулась домой;
В результате часть умерла от жажды и голода;
часть продана купцами в рабство в Египет.
Восьмой крестовый поход (1270 год)

в Тунис и Египет

Поражение.
Потеря всех своих земель в мусульманском мире.
В 1291 году пала последний оплот крестоносцев - крепость Акра.
История крестовых походов – это история о том, как два разных мира не смогли научиться терпимости друг к другу, о том, как взошли семена ненависти.
4.
Одним из главных последствий завоеваний крестоносцев на Востоке явилось создание духовно-рыцарских орденов.
Признаки духовно-рыцарских орденов:
возглавлялись магистрами;
подчинялись Римскому папе, не зависели от местных властей;
их члены отказывались от собственности и семьи – становились монахами;
но – имели право на ношение оружия;
создавались для борьбы с неверными;
имели привилегии: освобождались от десятины, подвержены только папскому суду, имели право принимать пожертвования и дары;
им запрещались: охота, игра в кости, смех и лишние разговоры.
Три основных рыцарских ордена
Тамплиеры Госпитальеры Тевтонцы
Орден рыцарей храма («тампль» - храм) – «храмовники».
Создан в1118-1119 гг.
Резиденция в Иерусалиме.
Символ – белый плащ с красным восьмиконечным крестом.
Орден поддерживал еретиков.
Занимались ростовщичеством и торговлей.
В 1314 году магистр ордена де Мале сожжен на костре, а орден прекратил своё существование. Орден всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского – иониты.
Создан в XI веке в Иерусалиме.
Основан госпиталь купцом Мауро.
Символ – белый восьмиконечный крест на черной мантии, позднее – на красном плаще.
Позже поселились на острове Родос (родосские рыцари), затем на острове Мальта (мальтийские рыцари).
Мальтийский орден существует поныне. Резиденция в Риме. Орден дома святой Марии Тевтонской.
(«тевтонец» – немец)
Создан в XII веке в Иерусалиме.
Основан госпиталь немецкоязычных паломников.
Символ – белый плащ с черным крестом.
В XIII веке объединился с Ливонским орденом.
Разбиты в битве при Грюнвальде в 1410 году.
От них фашисты позаимствовали крест.
В Германии Тевтонский орден существует до сих пор.
5.
В качестве домашнего задания учащимся может быть предложено заполнение таблицы:
Последствия крестовых походов:
Положительное Отрицательное
оживление торговли между Западом и Востоком;
толчок к развитию европейской торговли, переход контроля над торговлей в Средиземном море к Венеции и Генуе;
с Востока пришли в Европу новые культуры (арбузы, сахарный тростник, гречиха, лимоны, абрикосы, рис);
на Восток распространились ветряные мельницы;
европейцы научились изготовлять шелк, стекло, зеркала;
произошли изменения в европейском быту (мытье рук, баня, смена одежды);
западные феодалы еще больше потянулись к роскоши в одежде, еде, оружии;
расширились знания людей об окружающем мире. бедствия народов Востока;
огромные жертвы с обеих сторон;
уничтожение памятников культуры;
усиление вражды между православной и католической церковью;
распад Византийской империи;
еще глубже стали противоречия между мусульманским Востоком и христианским Западом;
ослабли влияние и власть папы римского, не сумевшего осуществить столь грандиозные планы.
Последствия крестовых походов:
Положительное Отрицательное
оживление торговли между Западом и Востоком;
толчок к развитию европейской торговли, переход контроля над торговлей в Средиземном море к Венеции и Генуе;
с Востока пришли в Европу новые культуры (арбузы, сахарный тростник, гречиха, лимоны, абрикосы, рис);
на Восток распространились ветряные мельницы;
европейцы научились изготовлять шелк, стекло, зеркала;
произошли изменения в европейском быту (мытье рук, баня, смена одежды);
западные феодалы еще больше потянулись к роскоши в одежде, еде, оружии;
расширились знания людей об окружающем мире. бедствия народов Востока;
огромные жертвы с обеих сторон;
уничтожение памятников культуры;
усиление вражды между православной и католической церковью;
распад Византийской империи;
еще глубже стали противоречия между мусульманским Востоком и христианским Западом;
ослабли влияние и власть папы римского, не сумевшего осуществить столь грандиозные планы.
Последствия крестовых походов:
Положительное Отрицательное
оживление торговли между Западом и Востоком;
толчок к развитию европейской торговли, переход контроля над торговлей в Средиземном море к Венеции и Генуе;
с Востока пришли в Европу новые культуры (арбузы, сахарный тростник, гречиха, лимоны, абрикосы, рис);
на Восток распространились ветряные мельницы;
европейцы научились изготовлять шелк, стекло, зеркала;
произошли изменения в европейском быту (мытье рук, баня, смена одежды);
западные феодалы еще больше потянулись к роскоши в одежде, еде, оружии;
расширились знания людей об окружающем мире. бедствия народов Востока;
огромные жертвы с обеих сторон;
уничтожение памятников культуры;
усиление вражды между православной и католической церковью;
распад Византийской империи;
еще глубже стали противоречия между мусульманским Востоком и христианским Западом;
ослабли влияние и власть папы римского, не сумевшего осуществить столь грандиозные планы.
Домашнее задание:
Учебники:
А - §§ 22, 23; Б - §§ 25, 27; Бр - § 24; В - § 17; Г - § 4.4; Д - §§ 22, 23; К - § 30;
КнЧ – сс.250-264, 278-307.
Заполнение таблицы: «Последствия крестовых походов».