Внеклассное мероприятие «XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве (архитектура, живопись, литература, мода, музыка)»

Внеклассное мероприятие

«XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве
(архитектура, живопись, литература, мода, музыка)»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

-ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ УСЛОВИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КЛАССИЦИЗМА
-ДАТЬ ПОНИМАНИЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛАССИЦИЗМА
-ПОЗНАКОМИТЬ С ЕГО ОСНОВНЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ
-ПРОБУЖДАТЬ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ИСКУССТВА

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, презентация

ХОД занятия:

1. Объявление темы занятия. Постановка целей и задач.
- Сегодняшнее мероприятие посвящено классицизму – стилю и художественному направлению в искусстве. С понятием «классицизм» вы столкнулись в начале 9 класса на уроках литературы. Мы с вами говорили о характерных чертах классицизма в литературе, о представителях классицизма (как западноевропейских, так и русских: Мольер, Расин, Ломоносов, Фонвизин, Державин), познакомились с несколькими литературными произведениями классицизма.
- На сегодняшнем занятии мне бы хотелось показать вам, как зародилось это направление и что, кроме литературы, оно в себя включает.
- Итак, 17 век. (СЛАЙД 1)
- Культура XVII в. воплощает в себе всю сложность этого времени. Трудно найти столетие, которое бы дало столько блестящих имен во всех областях человеческой культуры. Европа XVII в. – это эпоха мануфактурного производства и водяного колеса – двигателя. Развитие мануфактурного производства порождало потребность в научных разработках. Такие ученые, как Коперник, Галилей, Кеплер внесли принципиальные изменения во взглядах на библейскую картину мироздания. В разработках Лейбница, Ньютона, Паскаля была раскрыта несостоятельность средневекового видения природы. Все это позволило сделать массу открытий и изобретений. Созданы алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальные уравнения и интегральное исчисление в математике, сформирован ряд важнейших законов в физике, химии, астрономии. Для духовной жизни общества XVII в. большое значение имели великие географические и естественнонаучные открытия: первое плавание Христофора Колумба в Америку, открытие Васко да Гаммой морского пути в Индию, кругосветное путешествие Магеллана, открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца, исследования Галилея.
- Когда общество переживает политический, экономический, идеологический кризис, то на смену старым идеям приходят новые, меняется сознание людей, идеология.
- В XVII веке появляется потребность в новой идеологии, которая способствовала бы созданию единого мощного государства.
Классицизм – это художественная система, которая сложилась не только в литературе, а и в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, садово-парковом искусстве.

-Давайте посмотрим план, по которому будем работать. (СЛАЙД 2)

ПЛАН
-У колыбели классицизма (Людовик XIV, Ришелье).
-Наука – искусству (Декарт).
-Визитная карточка классицизма.
-Архитектура и садово-парковое искусство:
а) Версаль,
б) Петродворец.
-Отражение идеалов классицизма в скульптуре (Козловский).
-Живопись (Пуссен, Давид, Лосенко).
-Литература эпохи классицизма (Буало, Корнель, Расин, Мольер).
-Мода – составная часть культуры.
-Искусство муз.
-Проверь себя.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

-Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии.
-Что такое абсолютизм?
(Форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть)
-Таким монархом, правление которого во Франции явилось апогеем абсолютизма, был Людовик 14, король из династии Бурбонов. (СЛАЙД 3)

- Его называли “король-солнце”. Людовик не получил глубокого образования, но обладал незаурядными природными способностями и превосходным вкусом. Согласно легенде, в 1655 году молодой король явился на заседание парижского парламента в охотничьем костюме и произнес: “Государство – это я”. Тем самым он дал присутствующим понять, что служение государству это, прежде всего служение ему лично.

-Не менее знаменитой личностью при дворе Людовика XIV был кардинал Ришелье, Арман Жан дю Плесси. (СЛАЙД 4)
-С каким произведением и художественным фильмом связано это имя?
(“Три мушкетера”)
-Действительно, благодаря усилиям Дюма-отца мы знаем увлекательную историю приключений трех храбрых мушкетеров: Атоса, Портоса и Арамиса и их друга д Артаньяна, смело и бескорыстно борющихся против козней Ришелье.
Политика Ришелье была такова: искусство призвано прославлять монарха, служить украшением двора, и потому первый министр всячески содействовал развитию культуры. При его поддержке была основана Французская Академия, прошла реконструкция Сорбонны (по завещанию Ришелье оставил ей свою богатейшую библиотеку). Герцог покровительствовал художникам и литераторам, поощрял таланты.

-С возникновением классицизма связано и имя философа, физика, математика Декарта. (СЛАЙД 5)
- С какими ассоциациями связано это имя?
(С системой координат)
- Действительно, Рене Декарт ввел систему координат на плоскости или в пространстве со взаимно перпендикулярными осями.
Рационализм Декарта выражен во фразе: “Мыслю, следовательно, существую”.

-Само название классицизм подчеркивало тот факт, что художники этого направления наследовали античную “классику”. Но классицисты взяли у греков и римлян не все, а только то, что считали воплощением порядка, логики, гармонии. Как известно, в основе античной архитектуры лежит принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты воспринимали его как выражение приоритета разума, логики над чувствами. Античное искусство импонировало классицистам еще и тем, что в нем широко была представлена патриотическая, гражданская тематика. А служение монархии, преданность королю, как мы уже говорили, много значили во Франции XVII века. Классицизм должен воспевать государство.

- Так что же такое классицизм и каковы его признаки? (СЛАЙД 6)

Классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) – стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX века, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.

Принципы классицизма
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга.
Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее.
Следование античности как образцу.
Подражание “украшенной” природе.
Главная категория – красота.

-Версаль – резиденция французских королей (СЛАЙД 7) – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра. Природа приняла в нем рациональные, подчас строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.
Для французского классицизма было характерно стремление к парадности, к раскрытию видов на дворец и от дворца, симметричное построение обеих частей сада с весьма широкой центральной аллеей.
Ленотр планировал аллеи не под прямыми углами, как раньше, а расходящимися, как спицы колеса, а вернее, как лучи солнца. Тематика солнца отнюдь не случайна, ибо это был символ самого Людовика 14, Короля-Солнца. Лучи аллей расходились из спальни Короля-Солнца в центре дворца, точнее даже – непосредственно от его пышного ложа, и символизировали солнечный свет, который король распространяет по всей Франции. Содружество искусств во французском классицизме подчеркивалось грандиозными празднествами, устраивавшимися в садах, садовыми балетами и музыкой, специально писавшейся композитором Жаном Батистом Люлли.

-Замечательным образцом садово-паркового искусства является и российский Петродворец. (СЛАЙД 8) Хотя он создавался почти на столетие позже, в нем, как и в Версале, воплотились многие сильные стороны классицизма. Прежде всего, это строгая внутренняя соразмерность грандиозного ансамбля в целом, в котором сочетаются архитектурные строения, огромные фонтанные каскады, скульптурные группы и строгая разбивка парка, поражающая своими просторами и чистотой пропорций.
Разумная правильность, уравновешенность пропорций, исключение всего лишнего, второстепенного стали нормой в эпоху классицизма.
Замысел и исполнение проекта принадлежат Андреасу Шлютеру и Варфоломею Растрелли. (СЛАЙД 9)
- Стиль Растрелли не узнать невозможно. Современники называли его волшебником. Он создавал архитектурные сооружения торжественные и ликующие, полные величия и государственной представительности. Творения Растрелли сохранились до наших дней – Зимний дворец и Петергоф, Царское Село и Смольный монастырь. В искусстве мастера органично сочеталась бурная фантазия и простота, вычурность декора и рациональность. Он умел вписывать сооружаемое здание в любую местность, будь то садово-парковый ансамбль или городская застройка.
-Перед вами самый крупный петергофский фонтан “Самсон, разрывающий пасть льва”(СЛАЙД 10) созданный скульптором Михаилом Козловским.
- Вспомните, кто такой Самсон?
- Самсон - один из ветхозаветных судей. Скульптура показывает Самсона, который продемонстрировал свою сверхчеловеческую силу, убив льва голыми руками. Он коленом прижимает льва к земле и одновременно выворачивает челюсть страшного зверя руками. Скульптура создана в год 25-летия со дня Полтавской битвы. Богатырь Самсон олицетворял Петра I и русское воинство, а лев – поверженных шведов, на государственном гербе которых был изображен лев.

-Как вы думаете, почему это классицистическое произведение?
(Античный герой, его красота, патриотическая тематика, прославление монарха)

- Взгляните на скульптуру Михаила Козловского “Суворов”. (СЛАЙД 11)
- В этом памятнике автор создает обобщенный образ воина, не стремясь добиться портретного сходства. Суворов показан как защитник справедливости. Он стоит с обнаженным мечом в правой руке, а левая прикрывает щитом священный алтарь с эмблемами государств, на выручку которым спешила в Европу российская армия в 1799 году.
На герое доспехи с элементами древнеримского вооружения. Он остановлен в движении. Сильный шаг, неотразимый взмах меча. Это особенно заметно при взгляде справа.

-Живописцы классицизма были не в меньшей степени, чем зодчие, верны принципам этого направления. Обратимся к творчеству знаменитого художника 17 века Никола Пуссена.
(СЛАЙДЫ 12,13)
Картина “Аркадские пастухи” написана на античный сюжет. Аркадия - райский уголок, в переносном смысле – счастливая страна.
По античному преданию, счастливые пастухи Аркадии не знали зла и смерти. Но надпись на гробнице: “И я был в Аркадии”, - повергает их в смущение и печаль. Сцене присущи торжественность, величавость, соответствующие философскому осмыслению жизни.

- Картина другого живописца – Жака Луи Давида “Клятва Горациев” излагает сюжет древнеримской истории. (СЛАЙД 14)

- Рим соперничал с соседним городом – Альба Лонгой. По обычаю того времени самые сильные и отважные юноши должны были сразиться между собой перед началом боя. Три римлянина, три брата Горация, должны были выступить против трех братьев Куриациев.
Мы видим внутренний дворик древнеримского жилища, где старый отец семейства и глава рода провожает своих сыновей на сражение с врагами Рима. Горации клянутся выполнить свой патриотический долг.
Три человека – и единый порыв. Три человека – и единая воля. Решительны и мужественны их лица, крепки и мускулисты руки. Высоко поднял боевое оружие старый отец, благословляя сыновей на ратный подвиг, призывая небо в свидетели произнесенной ими клятвы – победить или умереть.
Композиция картины проста и логична. Пространство распределено неравномерно: группа воинов с отцом занимают значительно больше места, чем группа женщин, расположенных в правой части. Фигура отца является центром полотна.

- Тема гражданского подвига воплощена в картине русского художника-классициста Антона Лосенко “Прощание Гектора с Андромахой”. (СЛАЙД 15)

- Троянский герой Гектор уходит сражаться с врагом, осадившим город. Ему предстоит скрестить оружие с Ахиллом, и исход единоборства предрешен. Ахилл был неуязвим, так как мать окунула его в священные воды реки Стикс. Однако Гектор желает подать пример мужества защитникам Трои и собственной гибелью укрепить их стойкость. Герой прощается с женой и маленьким сыном на многолюдной площади. Главные фигуры помещены в центре, выделенные цветом и светом. Позы героев торжественны. Для Гектора единоборство между личным и общественным заканчивается победой патриотического порыва. Андромаха тоже смирилась с происходящим. “Прощание Гектора с Андромахой” - прославление героизма и любви к отечеству.


-Теоретик французского классицизма Никола Буало-Депрео (СЛАЙД 16) в своем труде “Поэтическое искусство” изложил принципы классицизма в литературе.
Труд написан в стихах.

Основные требования классицизма в литературе (СЛАЙД 17)
Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.
Герою своему искусно сохраните черты характера среди любых событий. От недостойных чувств пусть будет он свободен И даже в слабостях могуч и благороден! Великие дела он должен совершать.

2. Исключалось использование простонародного языка.
Бегите подлых слов и грубого уродства. Пусть низкий слог хранит и строй и благородство.

3. Требование композиционной строгости.

4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия.
Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести. Единство места в нем вам следует блюсти. Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет.

5. Строгое деление на жанры.
“Высокие”: трагедии, эпические поэмы, оды, гимны
Они должны разрабатывать важные общественные проблемы, прибегая к античным сюжетам. Их сфера – жизнь государства и двора, религия. Язык торжествен, украшен эпитетами и мифологическими параллелями, эпитетами
“Низкие”: комедии, сатиры, басни
Их тематика – жизнь частных лиц, народный быт. Язык – просторечный.
Смешивать жанры считалось недопустимым!

- Крупнейшие художественные достижения французского театра связаны с именами Пьера Корнеля, Жана Расина и Жана-Батиста Мольера. Первые двое писали трагедии, а Мольер – комедии. Кстати, Корнелю покровительствовал Ришелье.

- Обратимся снова к Буало.
Писать отточено, изящно, вдохновенно, Порою глубоко, порою дерзновенно. И шлифовать стихи, чтобы в уме свой след Они оставили на много дней и лет, - Вот в чем Трагедии высокая идея. Коль вы прославиться в Комедии хотите, Себе в наставницы природу изберите.

-А вот мнение Мольера: “Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”.

-Мода, как известно, также отражает веяния и требования эпохи. Кстати, склонность Людовика 14 к роскоши и увеселениям сделали Версаль самым блестящим двором Европы и законодателем моды. Как мужская, так и женская одежда этого времени свободна, легка, живописна. (СЛАЙД 18)

-Круглый кружевной мужской воротник, до этого падавший на плечи, уменьшился и превратился в легкий кружевной платок. Штаны так расширились вокруг колен, что стали похожи скорее на короткую женскую юбку. Под эти штаны надевались более короткие штаны с выходящими наружу кружевными манжетами. К концу XVII века сформировались три важнейших компонента, из которых сегодня состоит мужская одежда, - сюртук, жилет и штаны. Довольно узкие штаны до колен закреплялись над коленями и удерживали чулки, большей частью цветные – красные или светло-синие. Плотные полусапожки были на высоких, большей частью красных каблуках.
После того, как Людовик XIV начал лысеть, стали модными мужские парики, заменяющие настоящие волосы. Парики были большими, завитыми, золотистыми или рыжеватыми, расчесанными на пробор посередине темени. Мужская голова становится похожей на голову льва. При таком обилии волос на голове с лица они полностью исчезают. Лицо украшали маленькими черными наклейками – мушками.
- В женском костюме сохраняется плотный удлиненный лиф и разделенная спереди юбка Характерным является широкий вырез. Рукава и корсаж обильно украшены кружевами и лентами.

-Музыка менее всего подчинялась регламентации и нормативности. Тем не менее, композитор Люлли стал создателем классицистической оперы. (СЛАЙД 19)
- Примером классицизма в музыке может быть клавирная соната Моцарта, пронизанная светом и ясной гармонией. Нам она известна под названием “Турецкое рондо”.

3. Подведение итогов
- Проверь себя.
Одним- двумя словами дети отвечают на вопросы, появившиеся на экране.
-Кому принадлежат эти слова: “Государство – это я”?
-Назовите автора утверждения “Мыслю, следовательно, существую”
-Под каким именем в романе Дюма изображен Арман Жан дю Плесси?
-Кого называли Королем-Солнцем?
-Кто считал, что “задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”?
-Почему аллеи версальского парка соотносятся не под прямыми углами, а расходятся от центра, как спицы колеса?
-Символом чего является лев в скульптуре Михаила Козловского “Самсон, разрывающий пасть льва”?


-Как вы думаете, зачем современному человеку знать о классицизме?
(ответы учащихся)

- Спасибо помощникам за работу.























ЂЂ window.google_render_ad(); Заголовок 115