Представление собственного инновационного педагогического опыта


Описание собственного инновационного педагогического опыта
учителя-логопеда Шмагиной И.Ф.
«Современный подход в работе по коррекции дисграфии у
младших школьников»
1.1 Актуальность и перспективность.
Исследования ученых показывают, что за 70 лет число младших школьников, испытывающих трудности в обучении возросло с 8,7% до 70% и продолжает расти.
Рассматривая количество детей, зачисленных на логопункт МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» за последние пять лет, то данные таковы:
2009-2010 учебный год- 30%
2010-2011 учебный год-28%
2011-2012 учебный год-30%
2012-2013 учебный год-30%
2013-2014 учебный год-34%
Типичные проявления - бедность словарного запаса, неумение правильно построить предложения и пересказать текст, много ошибок на письме. При этом дети тратят много времени и сил на выполнение домашнего задания. У детей накапливается эмоциональная и физическая усталость. И как следствие – отвращение к учебе уже в начальной школе. Учитывая вышеизложенные факты можно говорить об актуальности данной темы.

1.2. Концептуальность.
По данному направлению специальная педагогика располагает обширным арсеналом знаний. Сегодняшний день диктует новые условия. Теоретические и практические наработки классической логопедии необходимо поставить на рельсы нового мирровозрения. Общеизвестно, что хорошо развитые зрительное восприятие, зрительная память фонематический слух являются гарантией школьной успеваемости. Недостаточно сформированные зрительное восприятие, зрительная память и фонематический слух не только отрицательно влияют на общий уровень успеваемости ребенка, но и могут вызвать определенные трудности письма:
- трудности формирования зрительного образа буквы
- нарушение строки
-замены и перестановки букв
-ухудшение подчерка и т.д.
Следовательно, развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и фонематического слуха является обязательной частью коррекционно-развивающей работы с детьми, которые страдают различными нарушениями речи - как устной, так и письменной.
Именно поэтому работа по коррекции дисграфии должна носить комплексный характер и включать в себя работу по развитию фонематического слуха, звукобуквенного анализа, звуко-слогового анализа и синтеза, зрительного восприятия и зрительной памяти, грамматического строя речи.

1.3. Наличие теоретической базы опыта.
Для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением письменной речи, были разработаны программы И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Н, Н. Яковлевой, Е.В. Мазановой. Программы разработаны в соответствии с основными принципами логопедического воздействия и реализации коррекционных методов и приемов на всех этапах. Программа опирается на следующие принципы:
- системности учета структуры речевого нарушения
- комплексности
- дифференцированного подхода
-поэтапности
-учета личностных особенностей
-использования обходного пути
Программа И.Н. Садовниковой направлена не только на коррекционную, но и профилактическую направленность. Работа строится одновременно над всеми компонентами речевой системы - звуковой стороны речи на первом этапе, лексико-грамматическим строем - на втором этапе и третий этап- восполнение пробелов в формировании связной речи.
В данном направлении автор выделяет следующие задачи:
- развитие речемыслительной активности и самостоятельности
- формирование полноценных учебных умений и рациональных приемов организации учебной работы
- формирование коммуникативных умений
- предупреждение или устранение дисграфии
А в свою очередь Е.В. Мазанова предлагает:
- уточнять и расширять объем зрительной памяти
- формировать и расширять зрительное восприятие и представления
- развивать зрительный анализ и синтез
-развивать зрительно-моторные координации
- формировать речевые средства
- учить дифференцировать смешиваемые звуки, буквы
Преодоление дисграфии с помощью систематической коррекционной работы ведет к достижению положительной динамики развития письменной речи у младших школьников.

1.4. Ведущая педагогическая идея.
Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (И.Н.Ефименкова, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Е.А.Логинова, Л.Г.Парамонова, И.Н.Садовникова, Е.Ф.Соботович, О.А.Токарева, С.Б.Яковлев и др.). Однако и до настоящего времени эффективность логопедической работы по коррекции дисграфии недостаточно высока.
В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей коррекции дисграфии. Логопедические методики профилактики, диагностики и коррекции нарушений у детей навыков письма и письменной речи остаются почти неизменными на протяжении уже многих десятилетий, и ограничиваются традиционными педагогическими подходами, связывающим нарушение письма либо с неполноценным лингвистическим развитием детей, либо с оптико-пространственными нарушениями. Между тем, практика работы логопедов с современным поколением младших школьников, страдающих дисграфией, свидетельствует о необходимости внесения существенных изменений в организацию и содержание логопедической работы. Это продиктовано, в первую очередь, изменениями в развитии детей, произошедшими в последние десятилетия. Многочисленные исследования психологов и нейропсихологов свидетельствуют о том, что соматические и психические статусы ребенка неправомерно ограничивать исходя из норм вчерашнего дня. Развитие современных детей имеет как темповые, так и качественные особенности и это необходимо учитывать специалистами при организации как диагностической, так и коррекционной работы. Помимо закономерных изменений в развитии детей, специалисты констатируют значительный рост числа детей с соматическим и психическим здоровьем. Это сказывается и на увеличении количества детей, испытывающих затруднения в процессе школьного обучения. По данным ученых число неуспевающих школьников, в категорию которых попадают дети с дисграфией, составляют от 15 до 40% всех учащихся начальных классов. Необходимого уровня готовности к школьному обучению достигают менее 50% детей шестилетнего возраста. Ученые также отмечают резкое усложнение структуры отклонений в развитие детей, появление новых форм отклонений и несформированности определенных сфер психического развития ребенка. Усложняется и дифференциальная диагностика в отношении пограничных случаев отклонений в развитии детей. Важным условием правильной организации логопедической коррекционной работы является своевременное и тщательное проведение психолого-педагогического обследования ребенка. Цель обследования - определение возможных механизмов расстройства письма, выявление структуры дисграфического дефекта, характера и степени выраженности нарушения. Содержание логопедического обследования школьников включает в себя изучение у детей состояние устной и письменной речи, невербальных компонентов, входящих в состав функциональной системы письма и чтения. Сенсомоторные и графические пробы, требующие слуховой и зрительной дифференциации элементов, распределение внимания, активной работы памяти и четкой организации движения руки, позволяет логопеду значительно расширить информацию о ребенке. Этой же цели послужит исследование у школьника с дисграфией ориентировки в пространстве и времени. Недостаточность ориентировки может обусловить трудности ребенка в различении форм, времени и видов глагола, в усвоении пространственных и временных предлогов и в их правильном обозначении на письме. В обследовании школьников с дисграфией невозможно обойтись без диагностики состояния когнитивных функций и интеллекта, что традиционно относится к психологической диагностики. Логопедическое обследование не включает, как правило, исследования состояния слухоречевой памяти. Между тем, полноценность этой психической функции необходима для успешного овладения ребенком навыками произвольного осознанного анализа речи и членения ее на общепринятые языковые единицы. У школьников, страдающих дисграфией, часто отмечаются низкие показатели слухоречевой памяти. Это нужно учитывать в коррекционной работе, включая в нее упражнения по использованию ребенком различных приемов запоминания, повышающих продуктивность памяти. Для правильной организации коррекционной работы важно изучить у школьников с дисграфией особенности состояния внимания и произвольной регуляции действий.
Для коррекции дисграфии существует целый ряд способов и приемов, которые можно применять как самостоятельно, так и в ходе урока русского языка. При коррекции дисграфии большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков. Большое внимание уделяется работе по уточнению и дифференциации оптических образов смешиваемых звуков. Важное место при коррекции дисграфии имеет словарная работа. Уточнение и обогащение словаря проводится, прежде всего, в процессе работы над прочитанными словами, предложениями, текстами.

1.5 Оптимальность и эффективность средств.
Для коррекции дисграфии у младших школьников необходимо проведение с ними строго целенаправленной работы в течение достаточно продолжительного времени и обязательно с использованием большого количества тщательно подобранного однотипного речевого материала и заданий на развитие фонематического восприятия, зрительного внимания, зрительной памяти. Работа строится в игровой форме, но носит обучающий характер. Для достижения эффективности в работе с детьми реализую несколько направлений:
- пробудить интерес к занятиям;
- мобилизовать деятельность детей;
- создание благоприятных условий для полноценного осознания учащимися материала;
Важными приемами для достижения поставленной цели считаю:
-игру
-работу в парах
-использование ИКТ
Побудить учащихся к реализации скрытых возможностей позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации занятий:
-занятие – путешествие
-занятие – сказка
-занятие-игра
Практика показывает, что материал, полученный на стандартном занятии забывается быстрее, чем на нестандартном.
1.6. Результативность опыта.
Системный подход в работе по преодолению дисграфии у младших школьников приносит свои результаты. Так, проанализированные за пять лет результаты позволяют судить о правильно взятом направлении.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Диаграмма анализа зачисленных и выпущенных учащихся с логопункта по годам.
1.7. Возможность тиражирования.
Опыт моей работы: конспекты занятий, составленные презентации, выступления на методических объединениях учителей-логопедов, консультации для родителей поможет разнообразить деятельность учителей-логопедов. Познакомиться с моими наработками можно на сайте
zubоvоsсhооl2@mаil.ru
1.8. Наличие обоснованного числа приложений.
1. Мною обобщены и систематизированы упражнения по развитию зрительного внимания, зрительной памяти, фонематического слуха.
2. Составлены и проведены занятия по коррекции дисграфии с использованием компьютерных технологий на темы:
«Звукобуквенный анализ»
«Дифференциация звуков р-л»
«Состав слова»
«Состав слова»
«Деление слов на слоги»
«Дифференциация гласных и согласных звуков»