Сценарий открытого урока по дисциплине: «Экономика организации» на тему: «Составление бизнес — плана»


Министерство образования и науки РТ
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
Лениногорский политехнический колледж
Сценарий открытого урока
по дисциплине: «Экономика организации»
на тему:
«Составление бизнес - плана»
Разработала: преподаватель экономических дисциплин
В. Ю. Ершова
Урок – лекция
Цель: способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности.
Подцели: 1. образовательная: закрепление и осмысление изученного материала;
2. развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям; 3. воспитывающая: совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре, предмету экономике. В ходе изучения данной дисциплины и темы планируется развитие профессиональных компетенций обучающихся:
способности к экономическому анализу и синтезу;
способности к организации и планированию;
способности к разработке проектов;
исследовательские способности;
способность применять
Развитие общепрофессиональных компетенций:
способность к самостоятельной работе;
персональная ответственность;
готовность принимать самостоятельные решения;
готовность обучаться самостоятельно;
готовность к работе в группе;
готовность разрешать конфликтные ситуации.
Задачи:
Развивать у учащихся познавательные компетенции;
Развивать коммуникативные способности учащихся;
Развивать готовность использовать новые идеи, находить выход из проблемных ситуаций;
Адаптировать учащихся к самостоятельной деятельности на рынке труда;
Использовать современные информационные технологии в процессе подготовки и защиты проекта.
ХОД УРОКА
Организационный момент (5мин):
приветствие,
проверка отсутствующих,
обозначение темы и навыков,
прочее.
Повторение пройденного материала (7мин)
Экономические ребусы

(Собственность) (Деньги)

(Налог) (Кредит)
Дайте определение:
Финансовые ресурсы фирмы – это
Доходы фирмы – это
Расходы фирмы – это
Прибыль фирмы – это
Валовая прибыль –
Валовой доход –
Балансовая прибыль –
Чистая прибыль –
Нераспределенная прибыль –
Что такое коммерческие риски, какими они бывают.
Что такое себестоимость и цена продукции.
Какими способами можно рассчитать себестоимость и цена товара.
Что такое структура предприятия.
Для чего составляется финансовый план предприятия.
Основная часть урока (20 мин)
Всем известно, что главная цель любого руководителя предприятия, предпринимателя – это получение прибыли. Но также самым главным является правильно составленный бизнес – план развития организации.
Что такое бизнес план?
Из каких разделов он состоит?
Для чего вообще нужно составлять бизнес – план?
Бизнес-план – это комплексная оценка возможностей инновационного проекта в первую очередь для начинающего предпринимателя, позже - и для кредитора.
Он нужен предпринимателям, которые собираются заняться собственным делом, руководителям, которые желают расширить бизнес путем увеличения номенклатуры продукции, и пр.
Бизнес-план позволяет исследовать и оценить возможности проекта: определить его коммерческую эффективность, спрогнозировать возможные проблемы и пути их решения, предположить суммы капиталовложений и чистую прибыль.
Составлению бизнес-плана должны предшествовать маркетинговые исследования состояния целевого рынка, потребности целевой его аудитории, а также конкурентов и своих перспектив и возможностей. В случае грамотного написания бизнес-плана предприниматель получает реальную экономическую эффективность проекта, таким образом, предотвращая капиталовложения при неудачном проекте.
С чего же начать написание бизнес-плана?
С чего же начать написание бизнес-плана? Существует типовая схема его написания:
1. в титульном листе указываются реквизиты компании и ее собственников, суть проекта, исполнители и дата составления;
2. резюме должно быть составлено таким образом, чтобы у кредиторов возникал интерес к проекту;
3. описание компании, начиная с истории создания, и заканчивая достижениями и местом на рынке;
4. подробное описание продукта;
5. маркетинговый анализ: сравнение свойств и характеристик продукта с существующими аналогами-конкурентами;
6. стратегия продвижения товара, определяющая потребительскую категорию, методы и каналы сбыта продукции;
7. производство продукта – расчеты затрат на закупку материалов для производства, ремонт и обслуживание, и т.д.;
8. план по персоналу - информация о необходимом количестве и квалификации кадров, расчеты затрат на оплату труда;
9. в финансовом плане рассчитываются все денежные потоки предприятия - затраты, выручка от реализации, налоги и прибыль. Он показывает, какие финансовые ресурсы и в какие периоды времени потребуются для реализации проекта;
10. анализ рисков описывает возможные риски проекта и стратегию по их минимизации;
11. в приложениях приводятся документы, на базе которых был составлен бизнес-план: данные маркетинговых исследований, спецификации, характеристики конкурентов, копии рекламных материалов, прайс-листов и каталогов, заключения экспертов и т.д.
Существует один испытанный принцип составления любого бизнес-плана: ОН ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ КРАТКИМ.
Рассмотрим последовательность подготовки и составления бизнес-плана
Обложка (титульный лист)
Народная мудрость гласит: по одежке встречают, а провожают по уму. Поэтому если Вы хотите сразу расположить к себе предполагаемых инвесторов, то начните с обложки.
Будет лучше, если обложка сделана на фирменной бумаге, с эмблемой и логотипом Вашей фирмы. Это придаст Вашему бизнес-плану определенную солидность.
В то же время сделайте обложку как можно проще. Укажите себя, т. е. Ваше предприятие, организацию или того, кому Вы адресуете Ваше предложение, дату представления плана.
1. Информация о Вашем предприятии:
– название предприятия;
– юридический адрес предприятия;
– номера телефонов и телефаксов (если таковые имеются);
– e-mail;
– Ф.И.О. лица, с которым можно контактировать по данному вопросу.
2. Деловая часть: описание целей, потенциальных возможностей и перспектив.
3. Размер необходимых инвестиций – текущие и ожидаемые потребности.
4. Если возможно, укажите Ваших поручителей.
Оформление
Лучше оформить бизнес-план либо в твердый переплет, либо в специальную папку с пружинками и прозрачной обложкой.
В содержании бизнес-плана необходимо перечислить все пункты Вашего бизнес-плана с указанием страниц по тексту.
Содержание (структура) бизнес-плана
Кратко перечислим и раскроем основные пункты бизнес-плана:
1. Деловое резюме
Резюме – это часть бизнес-плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в определенном смысле представляет собой «визитную карточку» Вашего дела. По сути, это единственная часть бизнес-плана, которую Ваши инвесторы будут читать наиболее внимательно. Поэтому Вам следует убедиться, что резюме можно прочесть за несколько минут.
В резюме Вы должны в нескольких пунктах раскрыть бизнес-план в сжатой форме, при этом обязательно отметив:
– Основные задачи бизнес-плана;
– Привлекательность вашего бизнеса;
– Ваши перспективные оценки будущих прибылей и объемов продаж;
– Процедуры возврата займов и кредитов инвесторам;
– Размер требуемого капитала.
Такое резюме производит определенный обзор всего бизнес-плана в быстро читаемом виде. Никогда не пренебрегайте этим разделом – именно он показывает потенциальным инвесторам, можете ли Вы четко сосредоточиться на Ваших целях и заявить достойно о том, кто Вы, что Вы хотите и куда Вы стремитесь.
Анализ рынка
Во-первых, данный раздел подготавливает Вашего читателя (инвестора) к лучшему пониманию того, что Вы ему предлагаете, т. е. как Ваше предприятие вписывается в общую картину, какие существуют перспективы в той отрасли деятельности, к которой относится Ваш бизнес. Раздел обязательно должен включать следующие пункты:
– Возможности роста бизнеса.
– Названия новых продуктов, разработок и услуг.
– Экономические тенденции в отрасли.
– Перспективы и тенденции в сфере Вашей деятельности.
Во-вторых, Вы должны описать:
– основных потребителей Вашей продукции,
– основные рынки сбыта (в т. ч. Ваши сегменты рынка, их размер и месторасположение, перспективы на будущее),
– факторы, влияющие на вашу деятельность (например, сезонность, уровень жизни населения и пр.),
– основные тенденции и прогнозируемые изменения на Ваших основных рынках сбыта;
– результаты анализа рынка;
– Вашу рыночную стратегию развития предприятия.
Описание предприятия, проектируемой продукции или предоставляемых услуг
В этом разделе Вы должны подробно описать:
– Вашу продукцию или комплекс услуг.
– Способность удовлетворять рыночные потребности.
– Достоинства и недостатки Вашей продукции (услуг).
– Уникальные преимущества по сравнению с продукцией или услугами конкурентов.
– Жизненный цикл продукта (услуг).
– Торговые секреты, патенты, авторские права.
– Исследовательские и конструкторские работы (если они ведутся или планируются в будущем).
– Ваше предприятие, его организационно-правовую форму.
– Основные и оборотные средства Вашего предприятия
– Общую потребность в капитале.
Продвижение товара на рынок (маркетинг), в т. ч.:
– Стратегия продвижения товаров на рынок (маркетинговая стратегия).
– Выявление условий снабжения и производства продукции.
– Ваши каналы сбыта продукции.
– Организация сбыта продукции.
– Рекламная политика продукции или услуг.
– Ценообразование на продукты (услуги).
Производство
В данном разделе дается описание следующих ключевых моментов вашего бизнеса:
1. Определение потребности в ресурсах, в т. ч.:
– Производственное и/или торговое помещение (размер и местоположение).
– Ваши производственные мощности.
– Оборудование и оснастка.
– Персонал.
– Капитал.
2. Планирование потребности в оборотных средствах:
– Сырье и материальные ресурсы.
– Топливо и энергия.
– Инструменты.
3. Описание:
– Технологии.
– Сущности технологического процесса (можно вынести в приложение к бизнес-плану).
– Схемы производственных потоков (откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия).
4. Календарный план (увязывает все необходимые работы, исполнителей и сроки выполнения).
Оценка риска и страхование
Данный раздел, как правило, разбивается на две части:
1. Определение всех типов рисков, которые могут возникнуть в процессе деятельности Вашего предприятия (пожары, землетрясения, забастовки, политическая нестабильность, инфляция, изменения в налоговом законодательстве, колебания валютных курсов), а также их источников и момента возникновения;
2. Решение задачи по снижению рисков и потерь (указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь, приводится программа страхования от рисков).
В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов, и на какие суммы планируется их приобрести (в производственной или торговой деятельности предприятия существует возможность застраховать любой шаг от неудачи, начиная от покупки помещения и заканчивая поставкой некачественного сырья или простоем оборудования).
Финансовый прогноз Ваших будущих действий
Данный раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении. Вам необходимо составить:
– баланс денежных расходов и поступлений;
– отчет о прибылях и убытках;
– отчет о движении денежных средств;
– график достижения безубыточности;
– рассчитать срок окупаемости Вашего бизнеса;
– определить сумму требуемого вам капитала;
– рассчитать прибыль и рентабельность производства и пр.
Приложения
В качестве заключения к бизнес-плану Вы должны сделать необходимые приложения. Желательно, чтобы приложений было не больше, чем листов в основной части бизнес-плана, иначе это может произвести не очень благоприятное впечатление на Вашего будущего инвестора.
Данный раздел бизнес-плана может включать следующие документы:
– библиографию;
– примечания по тексту;
– статьи, вырезки из информационных источников, тематические отчеты;
– биографии;
– графики;
– чертежи;
– копии контрактов и соглашений;
– глоссарий терминов;
– рекомендации.
Студенты по ходу урока постепенно с объяснениями преподавателя выполняют творческую работу, закрепляют полученную информацию. Систематизируют полученные знания – составляют краткий бизнес – план.
Список литературы
Волков А. С., Марченко А. А. Бизнес-планирование: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2007
Гомола, А. Н. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. И. Гомола, П. А. Жанин.- 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008
Черняк, В. З. Бизнес-планирование: учеб, для вузов/ В. З. Черняк. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009
Чечевицына, Л. Н. Экономика предприятия (фирмы): учеб./ Л. Н. Чечевицына – Ростов н/Д: изд-во “Феникс“, 2007
Шевчук, Д. А. Бизнес-планирование: учеб. пособие / Д. А. Шевчук. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007