ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ДО


«Қостанай қаласы әкімдігінің Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 2 бөбекжай бақшасы» МКҚК
ГККП «Ясли – сад № 2 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная»
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ДО
Костанай, 2017 г.
1 слайд тема на трех языках
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ДО
2 слайд слова президента
«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высоко- образованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык — государственный, русский язык, как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику»
Н. А. Назарбаев
3 слайд ДО как часть мирового поликульт. простр.
Современная образовательная ситуация в Казахстане требует не только принципиально новых моделей описания культуры, но и внедрения в практику образования инновационных парадигм. В связи с этим, проблема поликультурного образования сегодня, становится более чем актуальной. Дошкольная организация является важной частью Республиканского и мирового поликультурного пространства.
4 слайд взаимодействие субъектов ДО
На базе я/сада № 2 созданы условия для развития поликультурной среды, в которой взаимодействуют и сотрудничают все субъекты образовательного пространства. Особенность взаимодействия и сотрудничества, обусловлена особым контингентом детей дошкольной организации. Из общего числа - 281 ребенок, 111 – дети с нарушениями зрения, большая часть которых имеет и нарушения речи, различной степени сложности. Именно поэтому с детьми занимаются не только воспитатели, учителя языковеды, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, но и тифлопедагог, логопеды, также дети получают комплексное офтальмологическое сопровождение.
5 слайд направления работы
Каждый из перечисленных специалистов работает по нескольким направлениям, формируя необходимые навыки у детей дошкольного возраста, важное место, среди которых занимают непосредственно коммуникативно-языковые навыки.
Работе с родителями уделяется большое внимание, всеми специалистами ДО, разрабатываются и проводятся тематические консультации и рекомендации, родительские собрания, праздничные мероприятия на которых происходит тесное поликультурное и полиязыковое взаимодействие между родителями, детьми и педагогами. Воспитателями реализуется масштабная проектная деятельность по привлечению родителей к процессу приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа и народов, живущих в нашей стране. Ежегодно воспитанники ДО участвуют в городском фестивале, где демонстрируют творческие способности и навыки выступления на казахском и английском языках. Все педагоги ДО занимаются разработкой методических и дидактических пособий, содержащих презентации, игры, задания с применением полиязычного компонента.
6 слайд формы взаимодействия между субъектами
Для формирования и развития необходимых учебных навыков у дошкольников, непрерывно осуществляется взаимодействие в системах педагог-ребенок, педагог-педагог.
Взаимодействие в системе педагог - ребенок включает целый ряд направлений работы. Данные направления работы применяются на практике всеми педагогами. При этом происходит тесное взаимодействие и сотрудничество между педагогами:
Музыкальный руководитель совместно с воспитателем осуществляет подготовку и проведение праздничных мероприятий, утренников, на которых дети показывают свои учебные навыки, творческие способности, эстетическое воспитание, владение полиязычием, способность межкультурного взаимодействия.
Учителя казахского и английского языков совместно с воспитателем проводят интегрированную организованную учебную деятельность, учат практическому применению навыков поляизыкового общения у детей, а также разрабатывают рекомендации и консультации для воспитателей и родителей по освоению необходимого словарного минимума у детей в рамках определенной лексической темы. Предлагают использование рабочих тетрадей для закрепления материала и обогащения словарного запаса у детей дома, на лексическом материале, изученном в детском саду.
Инструктор по физической культуре совместно с воспитателем проводит спортивно-оздоровительные мероприятия «Спортивная ярмарка», «Мои друзья всегда со мной», «Состязания батыров», где закрепляет навыки межкультурного взаимодействия и сотрудничества, умение решать задачи коллегиально, поддерживать друг друга и радоваться общим победам.
Тифлопедагог в специальной коррекционной учебной деятельности использует полиязычный компонент, поддерживает инициативу ребенка в желании назвать предмет или действие предмета на казахском, английском языках.
Учителя - логопеды в специальной коррекционной учебной деятельности используют полиязычный компонент при знакомстве с существительными в рамках определенной лексической темы, с опорой на опыт ребенка во владении полиязычным компонентом.
Каждую 1 и 3 неделю педагоги ДО посещают уроки английского, каждую 2 и 4 неделю уроки казахского языка, где отрабатывают навыки общения на изучаемом языке, закрепляют лексический минимум для применения его во время организованной учебной деятельности с детьми.
7 слайд задачи, решаемые педагогами
Содержание языкового обучения, поскольку оно социально по своей природе, необходимо рассматривать сквозь призму современных тенденций развития общества. Подчеркивая преимущества дошкольного возраста, нужно отметить, что общеразвивающее значение воспитания в многоязычной поликультурной среде достаточно велико и дает большие преимущества для личностного развития.
8 слайд цель и направления деятельности
«Поликультурная личность - это индивид с развитым лингвистическим сознанием». Знание родного и государственного языков, изучение иностранных языков расширяют кругозор личности, содействуют ее многогранному развитию, способствуют формированию установки на толерантность и объемное видение мира.
9 слайд качества, формируемые у ребенка
Дошкольный возраст - это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка.
Одним из важнейших условий успешного языкового развития является организация и обеспечение стабильного функционирования полноценной системы обучения языкам, являющейся составной частью общей культуры общества.
10 слайд духовно-нравственные качества
Через взаимодействие всех субъектов ДО осуществляется достижение главной цели, стоящей перед педагогами, - это развитие поликультурной личности, знающей обычаи и традиции своего народа, владеющей несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно – деятельностные операции на трёх языках во всех ситуациях, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию.
11 слайд фото
Применяются разнообразные формы работы, способствующие тесному взаимодействию и сотрудничеству всех участников педагогического процесса по развитию нравственно – духовных качеств, толерантности, патриотизма.
12 слайд межкультурное взаимодействие
Условия данной поликультурной среды способствуют эффективному формированию коммуникативно-языковых навыков у дошкольников, через внедрение инновационных методов обучения языкам, применение приемов духовно-нравственного обогащения личности, межкультурному взаимодействия.
13 слайд фото Совместная деятельность воспитателя и семьи благоприятно влияет на межкультурное общение, воспитание, взаимодействие, сотрудничество.
14 слайд полиязычие
В речевом общении у детей происходит овладение социальной идентичностью и внутри ее — индивидуальной национальной идентичностью. Чем больше языков изучит подрастающий человек, тем больше форм описания действительности, типов суждений о ней, структур мышления он усвоит, тем шире будет спектр его собственных возможностей.
15 слайд фото
Организация культурных мероприятий, семейных праздников показывает детям разнообразие культур и этносов, в среде которых мы живем и развиваемся, обмениваясь обычаями и традициями, сохраняя мир и дружбу в нашей стране.
16 слайд навыки владения ИКТ
Обучение и воспитание с применением инновационных технологий позволяет формировать навыки владения ИКТ уже в дошкольном возрасте.
17 слайд фото
Учит ребенка новым уровням восприятия информации, ее обобщения и систематизации, развитию мышления и творческих способностей.
18 слайд проекты воспитателей
На базе ДО в рамках обучения полиязычию детей дошкольного возраста разработаны и апробированы следующие методические пособия:
- Проект «Казахстан – Родина моя»
- «Секреты бабушкиного сундука» - взаимодействие с детьми и родителями в процессе приобщения к истокам народной культуры посредством проектной деятельности.
- «Родная Земля – золотая колыбель» - информационно-развивающая игра.
19 слайд наши работы
Творческой группой я/сада разработаны три отдельных работы по развитию полиязычия в ДО.
20 слайд «Развивайка»
В основе цифрового образовательного ресурса «Развивайка» лежит игра, как обучение полиязычию. Цифровой образовательный ресурс «Развивайка», представляет собой комплекс дидактических игр по 15-ти лексическим темам, наиболее часто используемым на занятиях по обучению языкам. В ресурс входят 15 флипчартов, каждый из которых содержит несколько игр для развития речи, мышления, памяти, внимания. Игры разработаны для детей в возрасте от 4 до 7 лет. Все игры разработаны с помощью программы Activeinspire. Использованы основные эффекты программы Activeinspire, для привлечения внимания и повышения интереса детей дошкольного возраста. (демонстрация пособия – практическое применение)
21 слайд «Игровизор»
В основе дидактического пособия «Игровизор» лежат развивающие игры, которые делают процесс обучения языкам интересным для дошкольников, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям. Использование дидактического пособия в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной и коммуникативно-языковой игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельно. Инструкции к каждому игровизору представлены на трех языках. (демонстрация пособия – практическое применение)
22 слайд пособие, рифмовки
Методическое пособие по развитию коммуникативно-языковой компетентности детей 4-6 лет представляет собой комплекс дидактических презентаций по 15 лексическим темам. Каждая презентация озвучена на трех языках, с учетом специфического звукопроизношения.
Вторая часть методического пособия по развитию коммуникативно-языковой компетентности представляет собой сборник русского-английских и авторских (Жигайло А.В.) русско-казахских рифмовок по лексическим темам. В каждой рифмовке использован словарный минимум по данной теме с переводом на русский язык. Каждая страница пособия ярко и красочно проиллюстрирована. (демонстрация пособия – практическое применение)
23 слайд Достижения
Данные работы в 2014 году получили одобрение Экспертного Совета, успешно прошли процедуру лицензирования. Удостоены призовых мест в педагогических конкурсах областного и Республиканского значения, были представлены на методических объединениях города.
24 слайд Ожидаемый результат
Применение разработанных методических пособий будет способствовать качественному оснащению поликультурной образовательной среды ДО и повысит эффективность обучения языкам детей дошкольного возраста. Поскольку обучение языкам является важным звеном в формировании поликультурной разносторонней личности.
25 слайд слова Каптерева П.Ф.
В государственной программе развития  образования  РК на 2011-2020гг. определена стратегия  воспитания поликультурной личности, владеющей минимум тремя языками, уважающей культуру и традиции народов мира. Именно поэтому ожидаемый результат от применения перечисленных работ направлен на формирование поликультурной личности.
В воспитании подрастающего
поколения нужно обратиться не
к одному народу, а ко многим…
Народное нужно сочетать
с инородным,
с всенародным
и общечеловеческим
Каптерев П.Ф.
Ка́птерев Пётр Фёдорович (7 (19) июля 1849,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)" \o "Клёново (Москва)" Клёново — 7 сентября 1922, Воронеж) — российский и советский педагог и психолог. Является основоположником отечественной педагогической психологии.