«Формирования этнокультурной компетентности у учащихся



Райкова Милентина Васильевна,
зам.дир. по интернату, учитель истории.
«Формирования этнокультурной компетентности»
В настоящее время обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Все это обусловливает и преобразование социальной среды, характерной особенностью которой является полиэтничность.
Однако полиэтническую среду не следует рассматривать как "плавильный котел", в котором все этносы "переплавляются" в один. Человек в большинстве случаев не только сохраняет приверженность к родной культуре, но и может соединять в себе принадлежность к нескольким культурам. Культурные изменения, являющиеся следствием полиэтничности, ведут к универсализации, но никак не к однообразию.
Целостность и будущность России во многом связаны с ее полиэтничностью. Здесь проживают более 150 национальностей, которые принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, исповедуют разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. Только в нашей Республике Хакасия сейчас живут представители более 100 этносов, вовлеченные в непрерывное взаимодействие и коммуникацию. И именно система образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у детей этнокультурной компетентности, которая предполагает только объективную информацию о другом народе. Она не исключает антитез "мой-другой", "свой-чужой", но в этом случае непонимание проявлений другой культуры выступает, прежде всего, как импульс к ее изучению, осмыслению, пониманию. Иными словами, быть этнокультурно- компетентным – это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность. Такие представления и знания реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию. Другими словами, этнокультурная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой. В целом под этнокультурной компетентностью мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.
Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом, вначале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу. В целом образование должно донести до сознания детей тот факт, что этнокультурное многоцветие было, есть и будет, и это норма, которая обусловлена многообразием форм проявления человеческой жизни. Одна из задач образования – воспитание у детей позитивного отношения к этнокультурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности.
Этнокультурная компетентность предполагает готовность человека к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, ориентированных на участие школьника в учебно-познавательном процессе, а также направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде.
В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности у школьников выступают обучение, воспитание, деятельность и общение. Этот процесс происходит в форме индивидуально-парного взаимодействия (воспитанника и взрослого, воспитанников между собой) и коллективных взаимоотношений. Взаимодействия и отношения могут быть специально организованными (знания и опыт, приобретаемые школьником в процессе учебы, на семинарах, дискуссиях, конференциях, различных объединениях, совместных мероприятиях и т.д.) и стихийными или частично организованными (знания и опыт, обретаемый ребенком в семье, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, в игровой и трудовой деятельности, а также из средств массовой информации и др.). Первая форма более действенна при индивидуально-личностном взаимопонимании и согласии. Вторая требует вхождения ребенка в общество, в систему взаимодействия с другими людьми, представителями различных этнических общностей.
Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам
Помимо этого необходимо предусмотреть проведение мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей учащихся в уважении и признании национальной самобытности и культурных ценностей. Например, проведение фольклорных концертов, праздников и театрализованных представлений, празднование памятных дат национально-исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки, являющихся представителями того или иного народа.
Незначительный опыт межнационального общения зачастую является следствием неспособности или нежелания понять культуру и исторические ценности образа жизни другого народа. Поэтому с точки зрения организации педагогически эффективных межкультурных взаимодействий школы и социальной среды особый интерес представляют этнокультурные контакты. Организация встречи школьников с иными культурами и их представителями возможно, если, во-первых, имеется активная этнокультурная среда, во-вторых, создана система педагогически ориентированных и постоянно развивающихся контактов. Необходимо с должной полнотой использовать потенциал субъектов образовательного процесса.
Анализ научно-исследовательских работ, нормативных документов, теории и практики образования позволяет выделить пять моделей введения национально-регионального/этнокультурного компонента в содержание общего образования: межпредметную, модульную, монопредметную, комплексную и дополняющую.
Межпредметная модель предполагает равномерное распределение соответствующего материала по всем учебным предметам общеобразовательной школы. Вопросы национального и регионального своеобразия культуры, социально-экономические проблемы региона, России и стран мирового сообщества рассматриваются здесь в русле общего содержания и рассредоточены по разным дисциплинам и темам.
Модульная модель реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), которые отражают этнокультурное своеобразие региона, России, других народов и стран. В занятия физической культурой (третий урок физкультуры в неделю) практически всех экспериментальных образовательных учреждений включены национальные игры.
Монопредметная модель предполагает углубленное изучение школьниками этнических культур (в том числе своей), языков (в том числе родного), истории, географии, искусства региона, России, других народов и стран на специально выделенных для этой цели учебных предметах, за счет вариативной части базисного плана. "Мировая художественная культура", «Современная Хакасия»
Комплексная модель реализуется в виде интегративных курсов, в которых отдельные аспекты национальной культуры могут быть представлены во взаимосвязи истории или краеведения, русской и родной литературы, биологии и экологии и т.д. (например, интегрированные курсы "Человек и природа", "Человек и искусство", "Культура и обычаи хакасского народа", "Хакасия в истории России").
Дополняющая модель предполагает изучение национально-регионального/ этнокультурного компонентов в ходе внеклассных и внешкольных мероприятий. Так, на базе гимназии работает ДШИ: хореографическое отделение, музыкальные, хоровые, театральные студии, кружки и мастерские народного прикладного творчества « Резьба по дереву», ВПК « Матыр», КИД « Тан Солбаны»
Все эти кружки, студии, объединения позволяют приобщить детей к сфере духовно-практической деятельности. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, стремление видеть и творить прекрасное. Приобщение к этнокультуре осуществляется через овладение "инструментарием" ее познания, "языком" ее художественных форм, проникновением в ценностно-смысловое содержание символов этнокультуры.