Статья Влияние имиджа учителя на личностное развитие обучающихся


1.Тема моего выступления "Влияние имиджа учителя на личностное развитие обучающихся"
Эту тему я взяла не случайно. Всегда думала над тем, почему, ученики, закончив школу, некоторых учителей тут же забывают, других обходят стороной, но есть и те, о которых с теплом вспоминают всю жизнь.
Не задумываясь над манерой своего общения, над тем, что, когда и как говорим детям, как при этом выглядим сами, совпадают ли наши собственные поступки с тем, чему учим, мы создаём свой имидж.
2. Приближенную к повседневной лексике формулировку понятия “имидж” дал министр иностранных дел РФ Сергей Викторович Лавров на пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2010 г.: “образ - это то же самое, что имидж, только по-русски”.
Образ учителя ещё в начальной школе сформировавшийся в сознании ребёнка, определяет его дальнейшее отношение к учителям среднего, старшего звена, к самой школе, влияет на учебную мотивацию.
Такое влияние может быть разным по силе воздействия, по результатам воздействия - как положительным (созидающим), так и отрицательным (разрушительным).
Поэтому необходимо каждому из нас периодически проводить самоанализ, честно отвечая на вопрос " Каков мой имидж?".
3. Имидж учителя складывается из двух основных составляющих:
1. Профессионализм.
2. Личностные качества.
Кратко обратим внимание на эти составляющие.
Профессионализм. Его определяют: уровень квалификации, сформированность профессиональной направленности личности;
Это высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение сложной деятельности в самых разнообразных условиях.
Профессионализм необходимо взращивать. Если этого не делать, со временем учитель во многих вопросах теряет свою компетентность. Система повышения квалификации учителей сегодня способна обеспечить различные формы профессионального совершенствования, такие как заочная, дистанционная, очная, конференции, семинары, вебинары. Учителю созданы все условия для самосовершенствования. Необходимы лишь желание и целеустремлённость. Однако, отметим, что к сожалению, только предстоящая аттестация для многих учителей остаётся главным стимулом к повышению квалификации. Ещё К. Д. Ушинский писал: Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель".
"Ученик не больше учителя своего". Для нас эти слова означают, что чем выше профессионализм учителя, тем большие успехи будут делать его ученики.
2. Профессионализм неразрывно связан с личностными качествами учителя.
Эти качества включают в себя: отношение к детям, адекватность самооценки, широту интеллекта, коммуникативные способности, нравственно-волевые качества, профессиональные интересы, склонности и мотивы, педагогическую самостоятельность, желание совершенствовать свою подготовку и реализовывать себя, педагогический талант.
Заметила, когда люди узнают, что я учитель географии, то первым делом высказывают своё отношение к предмету, которое сформировалось у них за школьные годы жизни. Причём основой этого отношения является вовсе не уровень интереса к данной области познания, а отношение к своему учителю, который когда-то преподавал им данную дисциплину.
Так один из родителей поделился "Я географию не любил. У нас была учительница, которая почему-то всегда приходила в школу с грязной головой, а на плечах у неё всегда была перхоть...". Заметьте, в данном случае отрицательное отношение к предмету определил внешний облик учителя.
Внешний облик - проявление состояния внутреннего мира человека. Значение внешнего облика учителя подчёркивала Библия. На страницах этой древней книги мы можем прочитать, что Сын Божий, Иисус Христос, который учил людей истине проповедуя по городам и в сельской местности, не имел много, но когда был распят на столбе мучений, воины кидали жребий, кому достанется его одежда. Данный пример показывает, что необходимо уделять своему внешнему облику достаточное внимание.
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - так говорил когда-то великий писатель А.П.Чехов.
Однако ещё более значительное влияние оказывает отношение учителя к детям.
Хочу рассказать вам одну невыдуманную историю.
Некрепкой дрожащей рукой она первые старательно выводила в своих прописях букву "Ш". Сколько детских усилий требовалось, чтобы непослушная ручка слушалась! А так хотелось, чтобы буковка получилась красивая! Но что это! Синяя линяя пересекла нижнюю границу рабочей строки, затем упрямо поползла дальше и остановилась только на середине широкой! Она отчаянно старалась выровнять буковку, выписывая следующий элемент. Но нет! Буква "Ш" была просто отвратительна! Среди других своих подружек, ладненько сидящих на строчках, она просто урод! Как показать маме такое убожество! А что скажет Валентина Фёдоровна?
Она в отчаянии закрашивала ручкой несчастную букву, чтобы никто и никогда не мог увидеть её. Лучше уж пусть будет так!
Седая учительница, следя за успехами своих подопечных, постепенно приближалась и к ней. Сердце трепетало. Увидев огромное подобие синей кляксы, лицо Валентины Фёдоровны выразило сначала крайнюю степень удивления, на смену ему пришло недоумение, а затем высокой степени гнев. В истории её педагогической практики такое случалось не часто! У заслуженного учителя дети быстро отучались вытворять подобные фокусы!
"За это у нас ставят вот что!" - сказала строгая учительница и на полях прописей появился огромная алая единица. Это была её первая в жизни школьная отметка, навсегда оставившая в душе свой неизгладимый след. Даже став взрослой и успешной, этот след постоянно заставлял её доказывать всем, да и самой себе, что учительница, поставившая ей единицу была не права.
Описанный образ деспотичного учителя напоминает слова Льва Николаевича Толстого:
"Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель".
4. Психологическая особенность, особенно младших школьников - бессознательное стремление к подражанию учителю, копированию манеры, стиля, интонации общения.
Взгляды учителя зачастую становятся взглядами учеников. Такое же по силе мощное влияние на становление личности оказывают лишь средства массовой информации, которые часто называют четвёртой властью.
В результате слабый, выработавшийся, не сильный духом, неустойчивый учитель делает учеников не сильными духом, усталыми, не эффективными в обучении, неспокойными.
Таким образом можно сделать вывод, что профессионализм и личностные качества учителя - главные составляющие его имиджа, оказывающие непосредственное влияние на процесс становления личности учеников.
5. Хочу пожелать своим коллегам, присутствующим здесь, чтобы Ваш профессионализм и Ваши личностные качества способствовали формированию у учеников верных нравственных ориентиров, приобретению веры в себя, в свои возможности, любви к своим ближним. Спасибо за внимание.