Статья Формирование этнокультурной компетенции на уроках русского языка и литературы


ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Образование в Российской Федерации находится в центре внимания общественности и государства. Связано это с требованиями времени, с потребностями российского общества в качественном и доступном образовании, с необходимостью повышения духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Данная необходимость подчёркивается нормативно-правовыми документами федерального и регионального уровней. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что одна из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, – сохранение и развитие истории и культуры народов России. Способ её решения - использование в современной образовательной системе основ русской традиционной культуры, органичное включение регионального содержания (сведений о природных, экономических, исторических, демографических, этнических особенностях региона) в базовое содержание, то есть формирование этнокультурной компетенции учащихся.
Этнокультурная компетентность учащихся – это наличие знаний о разных культурах, умение правильно оценивать условия взаимоотношений с представителями других культур, готовность учащихся к взаимопониманию и взаимодействию.
Каждый ребёнок должен включиться в позитивное межэтническое взаимодействие и сотрудничество, которые будут возможными при условии, что учащийся может проявлять национальную и религиозную терпимость, чувствовать ответственность за свои поступки. Чтобы познать другую культуру, приобщиться к общечеловеческим ценностям, необходимо, прежде всего, знать историю, культуру своей страны, своей Родины.
Основные показатели сформированности этнокультурной компетенции у учащихся
1) Информационно-познавательный: сформированность системы знаний этнокультурной направленности (исторические, культурные и др. особенности Рязани и России в целом).
2) Эмоционально-ценностный: сформированность нравственных ценностей, эмоционального отношения к этнокультурному наследию русского народа: эмоциональный отклик (нравится, не нравится), интерес (пассивный, эпизодический, активный), мотивация (неустойчивая, спонтанная, устойчивая). 3) Поведенческий: объективная и толерантная позиция во взаимоотношениях со сверстниками, с людьми старшего и младшего возраста; владение соответствующими умениями на уровне воспроизведения или творческом уровне.
Цель работы учителя русского языка и литературы по формированию этнокультурной компетенции учащихся: активизация познавательной деятельности учащихся и приобщение их к национальной культуре, духовным и нравственным ценностям русского народа в процессе изучения русского языка и литературы.
Формирование этнокультурной компетенции на уроках русского языка и литературы активизирует познавательную деятельность и развивает творческое мышление учащихся; формирует духовно богатую, высоконравственную, социально-адаптированную личность; воспитывает чувства патриотизма, гордости, ответственности в отношении России и Рязани как своей Родины.
Основным средством формирования этнокультурной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы являются тексты с этнокультурным содержанием.
Под текстом с этнокультурным содержанием понимается описание определённой ситуации, в которой представлены этнические и культурные особенности народов, населяющих данный регион (языковые, исторические, бытовые и др.).
Работа с такими текстами направлена на достижение следующих целей:
в предметном направлении: закрепление определённых лигвистических знаний и навыков;
в направлении личностного развития: развитие у учащихся интереса к изучению русского языка и литературы; развитие логического и критического мышления, находчивости и активности ; развитие у учащихся готовности к самообразованию и к творчеству; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
в метапредметном направлении: активизация познавательной деятельности учащихся; развитие логического, творческого мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать и делать выводы.
Задания с этнокультурным содержанием должны отвечать требованиям:
соответствовать программе по русскому языку и литературе;
развивать интерес к предметам;
формировать навыки исследовательской деятельности;
способствовать организации самостоятельной и индивидуальной работы;
использоваться в воспитательных и образовательных целях регулярно;
учитывать возрастные, психологические особенности детей.
Для подбора текстов с этнокультурным содержанием я обращалась к содержанию:
книг по истории России и Рязанского края;
научно-популярной литературы, СМИ, образовательных сайтов Интернета, отражающих достижения науки и современной жизни;
произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
фольклора русского народа;
общественно полезной и личностно значимой деятельности.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования этнокультурной компетентности, анализ педагогического опыта, личный опыт позволяют мне сделать следующий вывод: формирование этнокультурной компетентности на уроках русского языка и литературы помогает сохранить и передать подрастающему поколению культурное наследие своего народа, помогает заинтересовать учащихся, знакомит их с достопримечательностями, памятниками культуры и природы своего региона, содействует формированию экологической культуры, делает учебный процесс более интересным, значимым и несёт в себе, кроме учебной, еще и воспитательную составляющую.