Статья Классификация гендерных стереотипов и профессиональный выбор молодежи


В.В. Большакова
Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого
КЛАССИФИКАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР МОЛОДЁЖИГендерные стереотипы – это стандартизированные модели восприятия, целеполагания, а также поведения человека, в зависимости от принятых в данной культуре норм и правил жизнедеятельности представителей определенного пола.
Гендерные стереотипы присущи как мужчинам, так и женщинам, их появление обусловлено такими причинами, как: принятые в данной культуре и обществе нормы и правила жизнедеятельности представителей определенного пола; дефицит информации и дезинформация; влияние СМИ; исторически сложившиеся обычаи и традиции.
Первые исследования гендерных стереотипов за рубежом начались в 50-е годы и были связаны с попытками вычленить типичные различия, относящиеся к представлениям мужчин и женщин друг о друге и о себе. В конце ХХ - начале ХХI века гендерные исследования в России получили большую популярность. В 1981 году в журнале «Вопросы психологии» была опубликована статья И.С. Кона «Психология половых различий». Т.А. Репина изучала различия между мальчиками и девочками в общении, работа В.В. Абраменковой посвящена изучению половой дифференциации в межличностных отношениях в группах детей, В.Е. Каган исследовал полоролевые установки и стереотипы мужественности-женственности у подростков.
Несмотря на изученность вопросов гендерных стереотипов, проблема их классификации остаётся актуальной. Мне не удалось обнаружить классификации, на основе которых было бы возможно проведение необходимых эмпирических исследований. Я предлагаю следующие группы наиболее распространённых гендерных стереотипов:
группа – стереотипы внешнего проявления мужественности и женственности:
1)цветовой стереотип; 2) стереотип об одежде (женщина должна оставаться женственной в любой одежде); 3) стереотип о внимании к своему внешнему виду;
группа – стереотипы о личностных качествах характера, определяющих поведение мужчин и женщин.
1)стереотип «мужчиной/женщиной не рождаются, а становятся»; стереотип о мужских и женских качествах характера; 2) стереотип мужского и женского поведения в общении; 3) стереотип о межличностном общении (девушки больше общаются с девушками, а юноши с юношами) и о возможности дружбы между мужчинами и женщинами;
группа – стереотипы о роли и разделении труда в семье:
1)стереотип «мужчина – глава семьи»; 2) стереотип о наличии детей в семье (дети – залог счастливого брака); 3) стереотип о разделении обязанностей в бытовой сфере и семье;
группа – стереотипы о профессиональной роли:
1)стереотип о сумме заработка мужчины; 2) стереотип о мужских и женских профессиях; 3) стереотип о женской карьере;
группа – стереотипы об отношении к ЗОЖ и красоте:
1)стереотип об идеале фигуры: девушки = «90-60-90», юноши = атлетическое строение; 2) стереотип об отношении к ЗОЖ; 3) стереотип о видах спорта для мужчин и женщин; 4) стереотип о том, что естественная красота лучше всего «искусственного».
Гендерные стереотипы являются детерминантами, регулирующими межгрупповые отношения. Несмотря на то, что многие современные социальные стандарты, нормы и ценности становятся более гибкими, упрочнение гендерных стереотипов до сих пор является одной из главных их характеристик; общество в большей своей части стойко воспроизводит стереотипы прошлого, что порождает, в некоторых ситуациях, половую дискриминацию и не толерантное отношение к противоположному полу.
Факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Базисом гендерного подхода выступает представление о том, что почти все традиционно считающиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания. Так как биологические различия имеют социокультурный контекст, определяющий, какие личностные и поведенческие характеристики в данное время и в данном обществе ожидаются от мужчины, а какие - от женщины, какие характеристики считаются людьми важными для мужчины, а какие - для женщины. То, как человек воспринимает биологические различия между полами, тоже определяется культурными факторами. Традиционная полоролевая социализация парней и девушек создаёт предпосылки для развития патриархатных стереотипов взаимодействия полов в общественной и бытовой сферах. Эти стереотипы все чаще вступают в противоречие с реальными трансформациями гендерных отношений в современном российском обществе, становятся препятствием для раскрытия индивидуальностей, равноправия полов, устойчивого развития демократических отношений.
Проблема заключается в формировании гендерных стереотипов у молодёжи, в основе которых лежат давно устоявшиеся патриархатные представления о ролевых функциях мужчины и женщины, а кроме того их биологические особенности, дополняемые принципиальной важностью «женственности» и «мужественности».
Научное изучение гендерных стереотипов молодёжи является значимым, поскольку в такой период жизни человек старается сделать профессиональный выбор, закрепляются многие уже сформированные представления о профессиональном самоопределении, жизненной стратегии, имеющие в основе социополовую ориентацию. Каждый год юноши и девушки, завершившие школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». Большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством. Уже существующие гендерные стереотипы, например по выше указанной классификации, группа стереотипов о профессиональной роли: 1)стереотип о сумме заработка мужчины; 2) стереотип о мужских и женских профессиях; 3) стереотип о женской карьере, могут вызывать сомнения или вводить в заблуждение при выборе профессии.