Статья «Школа и родители как партнёры: освобождение от стереотипов противостояния»


Школа и родители как партнёры: освобождение от стереотипов противостояния
Денисюк Лариса Валентиновна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 59
«Когда нет внутренней, духовной общности между ребёнком и его родителями, тогда нет и настоящего воспитания, оно скорее иллюзорное» (Ш.Амонашвили)
Семья – это ячейка общества. С одной стороны, она отображает все серьёзные социальные изменения, произошедшие в обществе. С другой стороны, семья во многом определяет наше будущее, ибо существенно влияет на формирование личности растущего гражданина. Социальный кризис в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. Потенциальные возможности её жизнедеятельности, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей за последние два десятилетия существенно изменились.
Коренные изменения в образовании, становление обновлённой школы, демократичной, открытой, гуманной, развивающей, требует нового осмысления проблемы сотрудничества, совместной деятельности с родителями. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» школа рассматривается как центр взаимодействия с родителями и местным сообществом. В«Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ за период до 2020 года» одно из приоритетных направлений развития – это создание в образовательных организациях органов самоуправления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов). Исходными нормами для обеспечения сотрудничества и взаимодействия школы и родителей служат положение Закона РФ «Об образовании», Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Семейный кодекс РФ. Целью же взаимодействия является создание благоприятных условий для полноценного, социального становления воспитания и обучения детей. Для этого должны быть направлены совместные усилия школы и семьи. Об этом говорится в новых Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования.
Начальная школа – лучшая площадка для укрепления и развития духовной общности между родителями и детьми. Этот тот благодатный период, когда большая часть родителей охотно начинают школьную жизнь вместе со своими первоклашками и идут за советом в школу.
Поэтому в каждой школе должны быть собственная концепция работы с родителями, результативная система сотрудничества и взаимодействия с ними.
Семья́-
организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводства. По словам Герцена, «семья начинается с детей».
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Понятие семьи в Семейном   кодексе  Российской Федерации нет общего определения. В силу различного определения семьи в различных отраслях законодательства включение определения  понятия  " семья " в СК РФ и установление исчерпывающего перечня членов семьи могло бы привести к нарушению их прав либо к необоснованному расширению круга членов семьи. Однако термины "семья", "член семьи" часто употребляется в СК РФ.
Взаимоде́йствие -философская категория,отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие — объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.
Одними из главных задач школы – создать условия для реализации договорных отношений, обеспечить возможность развития открытого детско-взрослого сообщества, где общественный контроль гарантируется самим фактором открытости и прозрачности принимаемых и выполняемых сообща решений.
В свою очередь готовность родителей к совместной деятельности с педагогами и администрацией связана с их пониманием возрастания роли в образовательных и организационных процессах, с осознанием необходимости повысить свою компетентность в вопросах образования и права в этой сфере. Речь идёт о том, что и тем, и другим надо совместно выработать новые установки своей деятельности и сознания.
Для того чтобы вовлечь родителей в самоуправление ,следует:
ежегодно проводить общественную экспертизу условий сотрудничества детей и взрослых в школе;
совместно обсуждать и принимать программу развития школы на основе принципов сотрудничества взрослых и детей;
обеспечивать сотрудничество родителей и педагогов для решения актуальных проблем;
создать условия для организации родительского сообщества в школе;
сделать достоянием гласности инициативы родителей, их участие в само- и соуправлении и работу по различным направлениям, актуальным для образовательного учреждения;
повысить культуру информирования родителей о школьной жизни и создать постоянной информационное поле для родителей.
Определяя содержание и формы сотрудничества школы и семьи важно сформулировать исходные идеи, ключевые позиции в этом направлении деятельности школы.
Совместно с родителями следует определить и периодически корректировать концепцию развития школы и её приоритеты, привлекая к этой прогностической деятельности и старшеклассников, создавая тем самым условия для становления духа сотрудничества, активно влияя на их самообразование и мотивацию учёбы. От степени взаимопонимания и взаимодействия семьи и школы зависят психологическое благополучие ребёнка, возможности его внутреннего роста и успехи реализации задатков возрастают в условиях сотрудничества со взрослыми.
Если сформулировать один из важнейших принципов организации партнёрства, то он может выглядеть так: решения принимаются, задачи и способы действий определяются только открыто и коллегиально, с максимальным доверием к инициативам партнеров и их заинтересованности в личном вкладе в общее дело.
Можно выделить следующие основные направления работы семьи и школы:
1.Взаимодействие педагогов , учащихся, родителей в демократическом соуправлении в школе;
2.Сотрудничество педагогов и родителей в обеспечении открытого учебного процесса, в создании условий для успеха каждого ребёнка;
3.Развитие учебных и познавательных способностей школьников;
4.Оказание помощи обучающимся в выборе профессии;
5. Развитие внешкольной деятельности детей;
6. Просвещение родительской общественности;
7. Обеспечение психологического или физического здоровья школьников;
8. Работа с проблемными семьями и детьми.
По каждому из этих направлений следует разработать программы совместных действий.
Педагог и родитель начинают работать в новом поле общения – в поле заинтересованного взаимного обмена мнениями, совместного поиска новых идей ради развития ребенка, учебного процесса, школьной жизни в целом
Приоритетным направлением является преодоление формального, бюрократического подхода к проблеме участия родителей в делах школы и начать строить истинно партнерские отношения школы и семьи. Преодоление такого подхода связано не с совершенствованием форм родительских собраний и лекций для родителей, а прежде всего с непосредственным вовлечением родителей в образовательный процесс и в школьную жизнь в целом. Не столько просвещать родителей, сколько открыть школу для родителей – вот решение многих проблем. Педагог может освободится от стереотипов авторитарного отношения к родителям и детям, если научится общаться с каждым ребенком и родителем вне зависимости от требований норм урочного механизма обучения, а на основе нравственных общечеловеческих норм; если станет толерантным гибким и открытым.
Изменение его позиции будет способствовать тому, что он начнет смотреть на школу на свою работу глазами ребенка. Тоже может произойти и в ходе изменения позиции родителя, который перестанет видеть в школе «казенный дом» и еще один источник стрессов проблем и неприятностей, в которые к тому же замешан и его ребенок, а откроет для себя школу как универсальный культурно-образовательный центр где интересно и ребенку, и ему самому.
Чтобы стать друг для друга «значимыми другими», педагоги и родители должны быть заинтересованы во взаимном доверии и уважении, в реальном сотрудничестве. Это достаточно сложная психологическая и нравственная задача, но без её решения на личностном уровне трудно построить общее пространство партнерства.
Из чего складывается сотрудничество?
Прежде всего, надо постараться отойти от весьма распространенной практики «работы с родителями», то есть однонаправленной работы в которой учитель – ведущий, а родитель – изначально ведомый. Важна установка равноправия («работа вместе с родителями» = сотрудничество), но она дается с трудом, поскольку авторитарность стала естественной чертой многих учителей. Важным принципом партнерства: все возникающие проблемы решаются только совместно
Решения проблем участия родителей в соуправлении школой в значительной степени зависят от воли самого школьного сообщества и готовности к сотрудничеству самих субъектов образовательных процессов: детей, педагогов, родителей, администрации школы. Поэтому конкретизация прав родителей отражена в уставе школы и нормативных документах.
Выстраивание взаимного доверия – важнейшее условие сотрудничества. Чтобы поднять уровень взаимопонимания, следует учитывать особенности социальной и культурной самоидентификации семьи и родительского сообщества в целом.
Одна из наиболее актуальных задач сотрудничества школы и родителей – забота о здоровье детей, поддержка тех из них у кого появляются проблема учебного или коммуникативного характера. Здесь должны «срабатывать» принципы превентивной педагогики: в дружном детско-взрослом сообществе в условиях сотрудничества «неудачников» и «трудных» всегда меньше.
Родители могут активно участвовать в различных формах в неурочной и внешкольной деятельности. Здесь сотрудничество педагогов и родителей направлено на развитие общей творческой атмосферы в школе, на создание вместе с детьми интересной для всех культурно – образовательной среды. Привлечение родителей к этой деятельности может сделать общение детей и взрослых неформальным и сблизить их. Кроме того , оно поможет учителям иначе, неформально взглянуть на детей, увидеть по новому тех, кого они на уроках находили «трудными» или нарекали неуспевающими и неспособными.
В школе ежегодно проводятся олимпиады, праздники, выставки творчества. Родители могут принимать в них участие как:
разработчики творческой идеи или проекта;
художественные оформители и техники специалисты;
непосредственные участники различных культурно образовательных акций и творческих дел;
члены жури.
И конечно, родители могут быть помощниками педагогов в организации походов и экспедиций.
Любая форма участия в творческих делах школы сближает детей и родителей, а также школу и семью. Как показывает опыт, такое участие формирует и само родительское сообщество, родители (семьи) знакомятся, начинают дружить, помогать друг к другу и вместе планировать дальнейшее сотрудничество. Это в свою очередь оказывает позитивное влияние на развитие детей, у детей становится более адекватной их самооценка, растет мотивация творческой деятельности, стремление к успеху.
Демократический уклад школы во многом зависит от того, насколько открытым будет принятие и исполнение решений, насколько в ней поощряются инициатива и творческая деятельность родителей. Важна готовность педагогов сотрудничать с родителями, видеть их активными участниками образовательного процесса.
Трехуровневая модель взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся1-й уровень – информационно-аналитический. Данный уровень характеризуется не только информированием родительской общественности о жизнедеятельности образовательного учреждения, но и диагностической работой в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации. Результат – информационная открытость внутри общего школьно-семейного пространства.
2-й уровень – организационный. Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса (включая урочную и внеурочную деятельность), а также, с другой стороны, участие образовательного учреждения, его отдельных педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога, учителей, выполняющих функции классного руководителя и др.) в решении проблем семейного воспитания. Результат – объединение возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач.
3-й уровень – управленческий. Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в процессе выработки и принятия стратегических для образовательного учреждения решений, в формировании уклада школьной жизни (как совокупности норм, правил, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся порядок отношений между участниками образовательного процесса, состав функций и традиции школы), а также участие представителей образовательного учреждения в управлении социально значимыми некоммерческими организациями, общественными объединениями, работу в качестве участников общественных советов по реализации социальных проектов коммерческих организаций и т.д. Результат – обоюдное признание значимости профессионализма участников образовательного процесса (родительской общественности и работников образовательного учреждения) для принятия решений в рамках среднесрочной и (или) долгосрочной перспектив, взаимное выполнение экспертных функций.
Но не следует думать, что родители что-то обязательно должны делать в школе, что они обязаны школе. У родителей свой круг обязанности и дел. Тем не менее, с каждым из них, даже если родитель избегает контактов с педагогом или просто не в состоянии активно участвовать в школьной жизни, надо стоить отношения так, как если бы он был партнёр, «значимый другой» - только потому, что его ребенок обучается в нашей школе. Именно такая установка и создает психологические предпосылки для сотрудничества.
Только решая вместе проблемы обновления школы и сотрудничая во имя этой цели, удастся предать школе импульс развития.