Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логогруппе Солнышко спасаем — гласные звуки и буквы изучаем


-120650-37719000Муниципальное
дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад комбинированного вида №91 «Росинка» г. Орска

2032002133600Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Солнышко спасаем - гласные звуки и буквы изучаем» в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ОНР                                                      
Подготовила:
учитель-логопед
Евдокимова
Валентина Гавриловна
00Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Солнышко спасаем - гласные звуки и буквы изучаем» в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ОНР                                                      
Подготовила:
учитель-логопед
Евдокимова
Валентина Гавриловна

3413760topОрск, 2016
450000Орск, 2016

Цель: закрепить знания детей о гласных звуках и буквах А, О, У, Э, И, Ы.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные:
Обобщить и систематизировать знания детей о гласных звуках: их акустических, артикуляционных признаках.
Совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения звука из слов;
Закрепить навыки фонематического синтеза.
Совершенствовать координацию речевого выдоха и голоса.
2.Коррекционно-развивающие:
Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи.
Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность.
Развивать мелкую, артикуляционную и общую моторики.
3.Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания со сверстниками.
Оборудование: буквы А, О, У, Э, И, Ы; магниты, предметные картинки (солнышко, дракон, волшебный сундучок, картинки по теме «Весна»), картинки с образами гласных букв, мяч, «Чудесный мешочек» с гласными буквами, замок гласных звуков, артикуляционные модели гласных звуков по Акименко, компьютер, компьютерная игра «Бедный дракон» (портал МЕРСИБО).
Раздаточный материал: красные, синие фишки, фланелеграфы, зеркала.
Орг. Момент.
-Ребята проходите в группу и встаньте в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся,
-Добрый день, ребята! А теперь посмотрите друг на друга и скажите: «Добрый день!» нашим гостям и друзьям!
2. Вводная часть.
Логопед: Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое время года изображено на картинках? (Весна) Почему вы так решили? Назовите приметы весны (тает снег, бегут ручьи, возвращаются перелетные птицы, солнце теплее греет). Ребятки, а посмотрите внимательно, чего на небе не хватает? (Солнышка) Ой, и правда. А куда же оно от нас спряталось? Вы не знаете?
Логопед: А вот я нашла какой – то конверт. (показываю детям конверт (на конверте изображение сказочного солнца): Ребята, нам пришло письмо. Интересно, от кого оно, как вы думаете? Давайте, прочитаем!
Логопед читает письмо: «Друзья, случилась со мной беда. Похитил меня злой дракон, и закрыл в волшебном сундуке. Я решило обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучших друзей, чем вы, для птиц, животных и растений не найти. Я старалось-согревало землю. Без меня снега не растают, птицы не вернуться, медведи не проснуться, подснежники не зацветут. Ребята, помогите мне, пожалуйста! Ваше весеннее солнышко."
Логопед: Поможем солнышку? Тогда дослушайте письмо.
"Волшебный сундук откроется если вы правильно выполните задания. Мои солнечные лучики вам будут помогать."
Логопед: Я думаю, что наши знания и умения нам помогут. Посмотрите на дракона, он украл солнце и закрыл его в волшебном сундуке, чтобы не было весны, тепла, зеленой травы и пения птиц. Для того чтобы освободить солнце нужно выполнить задания. В течении занятия мы будем брать лучики у дракона тихонечко, чтобы его не разбудить, и выполнять задания, вывешивать лучики на доску, на небо. Приступим. Возьмите первый лучик.
3. Основная часть.
Давайте выполним задания первого лучика.
Задание: В нем загадка:
Золотое Озерцо
В Озерце моё лицо.
-Что это такое? (зеркало)
Логопед: — Как вы думаете, зачем нам лучик загадал загадку про зеркало? Что мы делаем перед зеркалом на занятиях? (Артикуляционную гимнастику)
- Пройдите за столы. Поставили зеркала, чтобы видно вам было ротик и давайте зеркальцу расскажем про гласные звуки что мы знаем, и покажем, как их нужно произносить.
Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Вызываем по порядку
Наши звуки на зарядку.
[А] [У] [О] [И] [Ы] [Э] — (модели звуков по Акименко переворачиваю по одной карточке с доски, дети произносят заданный звук – 1 раз хором, 2 раз выборочно - скажи Дияс, Милена и т.д.)
Логопед: Молодцы ребята, теперь поставьте зеркала на место и прикрепляем первый лучик на небо.
Логопед: А теперь тихонечко у дракона в ларце возьмите второй лучик. Вот - задание 2- ого лучика: «Вот какие гласные!
Нет для них нигде преграды.
Спеть вы эти звуки рады?» (Да)
Логопед: - Давайте же мы отправимся в замок к гласным звукам и выполним задание. (Дети встают и подходят к замку гласных звуков).
Логопед: - Споем гласные звуки. Набрали носиком воздух и на одном выдохе поём по 3 – и звука. (А,О,И; У, И, Ы; А,Э,О)
Логопед.: — Молодцы! Какие звуки мы сейчас пели? (гласные) - Крепим еще лучик и тихонечко берем следующий.
Логопед.: В нём задание (3- е задание):
- А теперь еще игра.
Мяч скорее мне сюда!
Подарю вам звуки я,
Вы вернете мне слова.
Ты подумай, милый друг,
Чтобы был в нем этот звук.
- Я кидаю вам по очереди мяч и называю звук, а вы должны мне вернуть мяч и сказать слово с этим звуком. Себе в помощники можно брать картинки со стенда.
(Игра с мячом — мяч возвращается логопеду со словом на заданный звук; А — март, апрель, май, У — улитка, ужи, узел, душ, О - сом, ком, дом, И – индюк, аист, мир, Ы – дым, мыло, Э -этаж, экскаватор, эхо и т.д.)
Логопед: Молодцы, ребята. Справились ещё с одним заданием. Вот у нас на небе уже на один лучик больше. Возьмите тихонечко следующее задание.
Логопед: Следующий лучик предлагает: «Узнайте букву на ощупь из волшебного мешочка. Сядьте на палас поудобнее и по одному встаете, опускаете руку в мешочек и угадываете букву, кто правильно угадает ставит букву на доску и садится на палас. (4- е задание)
Игра с волшебным мешочком.
Логопед: - Узнайте буквы на ощупь (дети угадывают и выставляют на магнитную доску, садятся на палас).
Логопед: — Молодцы! Прикрепляем ещё один лучик на небо и берем тихонечко следующий.
Логопед: - На лучике задание такое «Составьте звуковую схему слова». Справимся с этим заданием? (Да) (5-е задание) Пройдите за столы.
Логопед: -Ребята, скажите, кого мы поздравляем с первым весенним праздником – 8 Марта? (Маму)
- Давайте составим схему слова «МАМА» на фланелеграфе. Положили перед собой фланелеграф. Послушайте меня внимательно.
- Я произношу первый звук ММММ. Произнесите и вы.
- При произнесении этого звука воздух испытывает преграду? (Да)
- Значит какой это звук? Гласный или согласный? (Согласный)
- Как мы его произносим: мягко или твердо? (Твердо)
- Поставьте руку на горлышко. Горлышко работает? (да) Какой это звук? (Звонкий)
- Каким цветом обозначим? (Синим) Поставьте на фланелеграфе в верхнем левом углу кружок синего цвета.
- А теперь я произношу второй звук ААААА. Скажите звук А. Он поётся? (Да) Какой это звук? (Гласный). Каким мы цветом его обозначаем? (Красным) Поставьте рядом с синим кружком - красный.
Логопед: - Следующий звук в слове МАМА будет какой? (М) Поставьте кружок синего цвета.
- И какой последний? Поставьте кружок красного цвета.
- Какое слово у нас получилось? Прочитайте по звуковой схеме.
- Сколько всего звуков в слове МАМА? Посчитайте кружочки. (4)
- Сколько гласных у нас в слове, сколько красных кружочков? (2)
- Сколько согласных звуков? Сколько синих кружочков? (2)
- Давайте прохлопаем это слово. Сколько слогов в слове МАМА? (2)
Логопед: Молодцы! Этот лучик с вами хочет поиграть. Поиграем с ним? Закройте глазки и слушайте меня. (Проводится самомассаж лица).
Психогимнастика.
«Солнечный лучик» ласкает нам щечки, носик, ушки, лобик. Погладили те места, где ласкает нас лучик.
Логопед: Ребята, хороший, добрый лучик. Давайте прикрепим его на небо.
Логопед: А теперь возьмите последнюю часть солнца. Только очень тихо, на носочках. (6-е задание) А в нем последнее задание «Ребята, дракон уже почти готов вернуть вам солнышко, но нужно встретиться с ним один на один?» Готовы? (Да)
Логопед: Сядьте перед телевизором. Задание у вас будет такое: «Дракон вам на облачко будет выдыхать буквы, а вы должны их отнести в нужный ларец. Когда все буквы будут распределены. Вы получите солнышко.» Выполняем по очереди. Следим, чтобы никто не ошибся.(Игры портала МЕРСИБО, диск «Звуковой калейдоскоп» игра «Бедный дракончик»)
Логопед: - Ура! У нас все получилось! Вы прошли все испытания.
Логопед: Подойдите к доске и повесьте на небо последнюю часть солнца. Солнышко вернулось. И будет светить всю весну!
Давайте поприветствуем солнышко.
Здравствуй солнце золотое, (Дети раскрывают ладони в сторону солнца)
Здравствуй небо голубое, (Поднимают руки вверх)
Здравствуй матушка земля, (Наклон руки вниз)
Здравствуй все мои друзья. (Руки вниз-стороны, касаясь друг друга ладонями)
Рефлексия, итог занятия.
- Молодцы, ребята!!!
- Кого мы сегодня выручали?
- Какие звуки и буквы изучали?
- Что составляли?
За то, что вы спасли солнышко и хорошо работали на занятии солнышко в подарок, принесло вам медали защитников солнца.
Список использованной литературы:
Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
 Буренко Н. Дома и сказки для букв и звуков. // Обруч, 2000. - №1.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160с.; ил.
Игры портала «МЕРСИБО» - диск «ЗВУКОВОЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. - М.: ИНТОР, 1998. - 112 с.
Филичева, Т.Б, Чиркина, Г.В., Туманова, Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2008. – 46 с.