«Программа сопровождения профессионального самоопределения обучающихся «Пять шагов к взвешенному решению в выборе профессии»


Утверждаю:
Директор МБОУ «Гимназия №1»
_______________ Игошин Э.В.
Рассмотрено на методическом совете
« __»__________________
Протокол №______
МБОУ «Гимназия №1»
2013 г.

Программа сопровождения профессионального самоопределения обучающихся
«Пять шагов к взвешенному решению в выборе профессии»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название: Программа сопровождения профессионального самоопределения обучающихся «Пять шагов к взвешенному решению в выборе профессии»
Руководитель программы: Э.В. Игошин – директор МБОУ «Гимназия №1»
Автор программы Социальный педагог Петрова Н.Ю.
Соавторы программы: Заместитель директора по ВР Рябинина М.И.
Заместитель директора по УР Маркин М.В.
Территория: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
г.Нижневартовск,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
Юридический адрес учреждения: 628609, Российская Федерация, Тюменская область,
Ханты-Мансийский автономный округ –Югра,
г. Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская, 41-а
Телефоны: 8(3466)45-14-59, 8(3466)47-00-62
Сроки реализации программы: 2013-2015 года
Место реализации программы: МБОУ «Гимназия №1»
Основание разработки программы:
Окружная программа «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года».
Концепция развития системы профессиональной ориентации Ханты-
Мансийского автономного округа – Югры, утвержденная приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.02.2013 № 150.
Цель Программы: Содействие в формировании у обучающихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению, соответствующему индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, используя возможности образовательного учреждения гуманитарного профиля.
Задачи Программы:
Формирование у обучающихся качеств творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
Развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности, повышение уровня информированности обучающихся о мире профессий, возможностях подготовки к ним;
Подготовка обучающихся к самостоятельному выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям, через диагностику ценностных ориентаций, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;
Психолого-педагогическое сопровождение в рамках профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Повышение информированности родителей по вопросам профессионального самоопределения обучающихся.
Этапы реализации Программы:
1. Организационный этап (1 пол.2013-2014 уч.года):
-повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам профессионального самоопределения обучающихся;
-отбор и анализ существующего информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса, с целью определения наиболее качественного по содержанию и методикам материала
-разработка пакета необходимых материалов по консультативной и просветительской работе с обучающимися и родителями с учетом запросов и проблем,
-диагностические мероприятия.
2. Этап внедрения мероприятий программы, организации коррекционной работы (2013 - 2015г.).
3. Коррекционно-аналитический этап (II пол 2015г.):
- анализ результативности программы.
Принципы, заложенные в основу программы: 1.Принцип ориентированности на целевую и возрастную группу: материал и формы работы ориентированы на то, какой целевой (родители, педагоги, дети) или возрастной (обучающиеся начальной, средней или старшей школы) группе он предназначается.
2.Принцип добровольности: все виды профориентационной деятельности ориентированы на право выбора личности.
3.Принцип непрерывности: мероприятия профилактического цикла проводятся ежегодно.
4.Принцип конфиденциальности: информация об участниках программы, полученная в ходе реализации программы без разрешения не используется (то же касается и продуктов деятельности участников).
5.Принцип компетентности: активные формы работы реализуются не только специально подготовленными специалистами гимназии, но и специалистами образовательных профессиональных учреждений города.
6.Принцип сочетания индивидуального и социального подходов в осуществлении развивающей, досуговой деятельности учеников и родителей, педагогов.
Ожидаемые результаты:
- повысить мотивацию обучающихся к труду;
- оказать адресную психологическую помощь обучающимся в осознанном выборе будущей профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
-сориентировать обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Кадровое обеспечение программы
Руководитель программы (директор Гимназии), заместители директора по ВР и УР, заместитель директора по информатизации, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, учителя предметники и предпрофильной подготовки, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД.
Помимо сотрудников Гимназии, в реализации программы участвуют привлеченные сотрудники профессиональных образовательных учреждений города, представители трудовых предприятий, сотрудники Городских информационных систем и др.

Пояснительная записка
Социальная ситуация последних десятилетий, как известно связана с большими изменениями, обусловленными усовершенствованием общественной жизни, отвечающим современным требованиям.
В настоящее время существенно повышается значимость профориентационной работы среди обучающихся школ, что обусловлено рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Грамотно и планомерно выстроенная профориентационная работа в ОУ позволяет подготовиться обучающимся к будущей трудовой профессиональной деятельности, избежать ошибок в выборе учебного заведения профессионального образования и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Главной целью организации профориентационной работы в МБОУ «Гимназия №1» является содействие в формировании у обучающихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению, соответствующему индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, используя возможности образовательного учреждения гуманитарного профиля.
Основными задачами нашего образовательного учреждения в данном направлении являются:
формирование у обучающихся качеств творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности, повышение уровня информированности обучающихся о мире профессий, возможностях подготовки к ним;
постепенное формирование у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;
подготовка обучающихся к самостоятельному выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям, через диагностику ценностных ориентаций, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;
обучение построению индивидуального маршрута профессиональной деятельности, планированию профессиональной карьеры;
психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;
психолого-педагогическое сопровождение в рамках профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
повышение информированности родителей по вопросам профессионального самоопределения обучающихся.
На протяжении всего периода школьного этапа нашим образовательным учреждением охватываются 100% обучающихся и реализуются различные цели профориентационной работы, так например:
на I ступени (1 – 4 классы) – формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через включение обучающихся в различные виды деятельности (игровую, изобразительную, трудовую), через развитие базовых трудовых компетенций.
на II ступени (5 – 9 классы) – формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей, вовлечение обучающихся в активную деятельность по изучению мира профессий, информирование и ориентация обучающихся VIII-IX классов в отношении возможного выбора ими профиля обучения на старшей ступени общего образования, а также направлений продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.
на III ступени (10 – 11 классы) – формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений обучающихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов выбранного филологического или социально-экономического профиля.
Таким образом, чем раньше начнется процесс профориентации, тем ниже вероятность совершения обучающимся ошибки при выборе им будущей профессии.
Однако основное внимание в данной работе хотелось уделить II ступени обучения. Особая роль на этой ступени принадлежит 5-9 классам, где осуществляется основная профориентационная подготовка, обучение и подготовка к выбору профильного обучения на III ступени.
Она представляет систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся, содействующей их образовательному самоопределению.
Поставленные цели и задачи на этом этапе в МБОУ «Гимназия №1» достигаются скоординированной работой администрации Гимназии, социального педагога, педагога-психолога, классных руководителей и учителей - предметников.
Профориентационная работа в Гимназии включает в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, и не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций.
Критерии успешной реализации направлений профориентационной и предпрофильной подготовки раскрываются через систему показателей, отслеживание которых должно выявлять степень успешности профориентационной работы в Гимназии и хода реализации основных направлений. Критерии обозначают основные направления выявления результатов и не являются раз и навсегда данными; они будут изменяться вместе с развитием гимназии. Однако, основное критериальное ядро уже сложилось, обеспечивая мониторинговую деятельность в управлении ОУ.
Поэтому, в соответствии с логикой и структурой основных направлений предпрофильной и профориентационной работы, можно нами выделяются следующие критерии:
Доля выпускников 9-х классов, желающих продолжить обучение в гуманитарном учреждении, в соответствии с предложенными профилями.
Доля обучающихся, поступивших в гуманитарные Вузы после окончания полного среднего образования в МБОУ «Гимназия №1».
Охват обучающихся основной школы на профориентационных мероприятиях.
Аналитическим обоснованием проводимой работы стали проводимые ежегодно исследования социального заказа обучающихся 9-х классов на организацию и обеспечение профильного обучения на старшей ступени общего образования и сформированных профессиональных планов при завершении ими основного общего образования.
1. По данным исследований, по выбору формы обучения после основного (общего) образования, формированию профессиональных планов, установлено: продолжить обучение в гуманитарном образовательном учреждении - 92% опрошенных респондентов (рисунок 1), из них – в социально-экономическом классе – 48% , в филологическом– 36%, химико-биологический – 10%; не определились с выбором класса, но желают остаться для получения гуманитарного образования - 6 %, выбрать другой профиль, не предложенный гимназией – 3% (рисунок 2), завершить обучение в общеобразовательном учреждении - 5 %.

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1
По результатам упомянутого исследования было выявлено, что обучаться на завершающем этапе основного (общего) образования старшей ступени обучающиеся предпочитают в профильных классах (рисунок 1). По результатам анализа профильных предпочтений можно установить, что лидирующими на 2012-2013 учебный год являются социально-экономический, филологический (рисунок 2).

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2
2. Количество обучающихся ОУ, определившихся с выбором профессии на завершающем этапе среднего (полного) образования, также имеет стабильно высокий показатель, что является показателем эффективности выбранного вектора профориентационной деятельности в МБОУ «Гимназия №1» и подтверждает необходимость развертывания дальнейшей комплексной и систематической работы.
Так, по результатам исследований поступивших в гуманитарные Вузы после окончания полного среднего образования в МБОУ «Гимназия №1», выяснилось следующее: по итогам 2011-2012 учебного года 82% обучающихся поступили в ВУЗы страны в соответствии с профилем обучения, другие ВУЗы – 8%, не поступили -0%
3. В системе профориентационных элективных курсов занято 100% обучающихся 8-9 классов. Занимаются проектной деятельностью 67% обучающихся 9-х классов. Посещают внеурочные профориентационные мероприятия – 100% обучающихся МБОУ «Гимназия №1».
Ожидаемые результаты:
Реализация данной Программы позволит:
повысить мотивацию обучающихся к труду;
оказать адресную психологическую помощь обучающимся в осознанном выборе будущей профессии;
обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
сориентировать обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Мероприятия по реализации
Программы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся «Пять шагов к взвешенному решению в выборе профессии»
Мероприятия Срок Ответственный
I.Нормативно-правовое и методическое обеспечение мероприятий, направленных на организацию профессиональной  ориентации обучающихся
Формирование и развитие службы профориентационной работы в Гимназии В течение года Директор
Разработка и утверждение программ (комплекса мер, планов работы, графиков, в т. ч. социально-психологического сопровождения обучающихся, методической работы с педагогическими работниками и др.), направленных на профессиональную ориентацию обучающихся В течение учебного года Директор
Заместители директора по УР, УВР. ВР
Разработка и утверждение реализуемых в течение учебного года образовательных программ элективных курсов (курсов по выбору, ориентационных и информационных курсов и др.), посвященных планированию обучающимися профессиональных и жизненных перспектив; дополнительных образовательных программ (объединений, студий, секций) Сентябрь
Заместители директора по УР, УВР, ВР
II.Работа с педагогическими работниками Гимназии
Отбор и анализ существующего информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса, с целью определения наиболее качественного по содержанию и методикам материала
Разработка пакета необходимых материалов по консультативной и просветительской работе с обучающимися и родителями с учетом запросов и проблем,
Анализ трудоустройства и поступления в учреждения профессионального образования выпускников 9 и 11-х классов;
Анализ стояния профориентационной работы с обучающимися и распределение их по профилям обучения;
Анализ планов воспитательной работы по профориентации "Организация профориентационной работы в классе";
Анализ уровня ведения профориентационной работы классными руководителями;
Май, август
  
Сентябрь
  
Сентябрь
Сентябрь, январь, май
Октябрь, февраль
Июнь Заместитель директора по ВР, УВР.
Классные руководители, учителя-предметники
Заместитель директора по УВР, классные руководители 9, 11 классов
Заместитель директора по УВР, классные руководители 9, 11 классов
Заместители по УВР, ВР, классные руководители
Заместитель директора по ВР
Заседания методических советов по вопросам:
1.« Портфолио, как форма оценивания индивидуальных достижений обучающихся»
2.«Формы и методы работы по профориентации в классе»
3.«Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии их детьми»
4.«Роль классного руководителя в профориентации обучающихся»  
Октябрь
Ноябрь
Январь
   Заместитель директора  по УВР, УР. ВР, методист
III. Информационное оснащение учебно-воспитательного процесса:
Создание тематической базы данных:
1. Словарь профессий.
2. Учреждения профессионального образования города и округа
Сентябрь
Учитель профориентации и предпрофильной подготовки
Подбор литературы для учителей и обучающихся в помощь выбора профессии (по годам обучения) и профориентационной работе
Обзор новинок методической литературы по профориентации
Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению В течение учебного года
Заведующий библиотекой
Оформление стенда "Уверенным шагом" Декабрь Куратор профориентационной деятельности
Создание и пополнение материалов на сайте страницы «Профориентация» с вкладками:
«Словарь профессий»
«Тесты для самостоятельной диагностики»
«Творческие работы обучающихся»
«Рекомендации в выборе профессии» В течение года
Куратор профориентационной деятельности
Организация книжных выставок "Через профессию к успеху" Апрель Библиотекарь
IV. Работа с родителями обучающихся
Лекторий для родителей по теме:
«Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении детей»;
«Выбор очевиден? (СУЗы или ВУЗы)»
Родительский всеобуч по вопросам профессиональной ориентации школьников «Личные особенности или рынок труда?» (совместно с руководителями учреждений профессионального образования, работодателями) Сентябрь
Март
Заместители директора по УР, ВР, педагог-психолог
Психолого-педагогическое консультирование по темам:
«Влиять или не влиять на выбор ребенка?»;
«Как помочь ребенку в правильном выборе профессии»;
«Роль родителей в подготовке ребенка к труду и выбору профессии». «Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора обучающимися профессий, элективных курсов»
«Как помочь ребенку с ОВЗ в выборе профессии».
В постоянном режиме
(по запросу)
Педагог-психолог, социальный педагог
Вовлечение родителей обучающихся в совместную деятельность (конкурсы творческих работ, выставки, соревнования) В течение года (в соответствии с воспитательным планом)
Классные руководители
Выпуск информационных буклетов для родителей по профориентации Декабрь Заместитель директора по ВР, классные руководители
Привлечение родителей для участия в классных часах:
«Профессии моих родителей»
«Знакомимся с профессией»
В течение года Классные руководители
Анкетирование родителей:
«Кем я вижу своего ребенка»
«Как Вы понимаете роль семьи в подготовке ребенка к труду и выбору профессии» Октябрь
Март
Заместитель директора по ВР, классные руководители
V.Работа с обучающимися:
1. Образовательные курсы профориентационной направленности и дополнительные образовательные программы.
1.Образовательные курсы «Профориентация и предпрофильная подготовка»
Образовательный курс рассчитан в 8-х классах на 35 часов, в 9-х классах 70 часов. В рамках данного курса происходит информирование обучающихся о различной профессиональной деятельности. На уроках обучающиеся получаются определенные знания о профессиях, раскрываются социальные, экономические и психологические стороны профессий, обучающиеся информируются о путях овладения избранными профессиями, оказывается содействие в формировании ценностных ориентации. Рабочая программа данного курса разработана на основе программы курса «Человек и профессия» авторов-составителей Л.Н. Бобровской, О.Ю. Просихиной, Е.А. Сапрыкиной, допущена к использованию в учебном процессе экспертным заключением Комитета по образованию администрации Волгоградской обл. от 21.09.2005г. №103.
В рамках данного курса помимо лекционного материала широко используются активизирующие методики:
2.Формирование базовых трудовых навыков в рамках образовательной области «Технология» (Изучение модуля «Моя профессиональная карьера»)
3.Дополнительные образовательные программы:
«Юный журналист» (Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи обучающегося, овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, воспитание интересов к журналистике, выявление индивидуальных особенностей обучающихся, развитие творческих способностей). Программа рассчитана на обучающихся 9-11 классов (2 часа в неделю)
«Юный техник» (Программа предусматривает знакомство детей с различными разделами технического творчества. Занимаясь их изготовлением, обучающиеся имеют возможность выбрать конкретное направление своей деятельности по окончании обучения в данном кружке). Программа рассчитана на обучающихся 8-11 классов (2 часа в неделю)
«Мультипликация» (Данная программа предназначена для вовлечения обучающихся в творческую работу с применение одного из направлений компьютерных технологий, а именно мультимедийных технологий и графики). Программа рассчитана на обучающихся 8-11 классов (2 часа в неделю)
«Фототелестудия «Гимназия» (Курс занятий по фото и видео съемке с использованием ПК). Программа рассчитана на обучающихся 8-11 классов (3 часа в неделю)
«Я – краевед» (Программа направлена на овладение школьниками навыками изучения и описания природных объектов, разработка предложений по их рациональному использованию и охране, создание экологических проектов, создание активной группы обучающихся для пропаганды экологических занятий, овладение умениями и навыками исследовательской деятельности). Программа рассчитана на обучающихся 9-11 классов (2 часа в неделю)
«Дизайнстудия» и «Изостудия» (Программы рассчитана на развитие композиционного, дизайнерского мышления, на изучение законов цветоведения и дизайна, выполнение заданий, связанных с основами художественного изображения, декоративной и дизайнерской работы). Программы рассчитана на обучающихся 1-11 классов (2 часа в неделю)
«Юный Кулибин» (Программа направлена на развитие и поддержку интереса обучающихся к технической деятельности). Программа рассчитана на обучающихся 5-7 классов (1 час в неделю)
«Юный техник» (Программа предусматривает знакомство детей с различными разделами технического творчества. Занимаясь их изготовлением, обучающиеся имеют возможность выбрать конкретное направление своей деятельности по окончании обучения в данном кружке) Программа рассчитана на обучающихся 8-11 классов (2 часа в неделю)
2. Информационно-просветительская деятельность.
Тематические классные часы и групповые беседы:
1-4 классы
1. Мир моих интересов.
2. Все работы хороши - выбирай на вкус.
3.« Профессии наших родителей»
4. О профессиях разных, нужных и важных
5. Путь в профессию начинается в школе
6. Моя мечта о будущей профессии
7. Труд на радость себе и людям
8. Профессии наших родителей
9. «Кто работает в нашей школе?»
5-8 классы:
1. Мир профессий. Человек-техника.
2. Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем.
3. Мир профессий. Чтобы люди были красивыми.
4. Мир профессий. На страже закона.
5. Мир профессий. Книжная выставка.
6. Электронные помощники.
7. Профессия – космонавт.
9-11 классы:
1. Как познать самого себя.
2. Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование.
3. Медицинские противопоказания в профессиях.
4. Мотивы выбора профессии.
5. Психологические характеристики профессий.
6. Они учились в нашей школе.
7. Здоровье и профессия.
8. Профессии с большой перспективой.
9. Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека.
8. Труд и творчество как главный смысл жизни.
9. Сотвори свое будущее. Ежемесячно
Классные руководители 1-11 классов
Экскурсии в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования города
«НГГУ»
«Строительный колледж»
«Социально-гуманитарный колледж»
«ЮУРГу»
По дополнительному плану и договоренности Куратор по профориентационной работе
Классные руководители
Посещение информационно-ознакомительной кампании «Абитуриент» 8-11 классы (ярмарка учебных заведений профессионального образования и вакансий)
Октябрь
Апрель Департамент образования города
Куратор по профориентационной работе
Классные руководители
Приглашение представителей учебных заведений профессионального образования города на классные часы и лектории:
«ЮУРГу»
«НГГУ»
«НЭПИ»
филиал ТюмГУ
1 раз в год Куратор по профориентационной работе
Классные руководители
Посещение «Дней открытых дверей»
в профессиональных учреждениях города:
«Горводоканал»
ФСКН «КПП-Аэропорт Нижневартовска»
«Стоматологическая поликлиника»
«Пожарная часть-42»
НКВД»
«Перинатальный центр»
«Центр – АНТИ СПИД»
«Городская библиотека №9»
По дополнительному плану и договоренности Руководители предприятий
Куратор по профориентационной
Просмотр учебных фильмов и видеофильмов о профессиях (видеофильмы канала «Просвещение»:
Программа «Профессия»: «Стоматолог»,
«Дизайнер интерьера»,
«Военный летчик»,
«Пожарный»,
«Орнитолог»,
«Социолог»
«Архитектор»,
«Картограф»
«Кинолог»
«Автомеханник»
«Экономист» и др.)
На классных часах Классные руководители, учителя профориентации и предпрофильной подготовки
III. Практическая и творческая работа с обучающимися.
1. «Проектирование своей профессиональной карьеры» (на занятии определяются профессиональные плюсы и минусы, пожелания к характеру и условиям работы, заработной плате) 9-11 классы
2. «Анализ объявлений о вакансиях» (на упражнении используются различные источники СМИ (объявления из журналов и газет, вакансии служб занятости населения, Интернет) 9-10 класс
3. «Составляем резюме» (структура и правила общепринятого оформления, способы самопрезентации) 9-11 классы
4. «Портфолио гимназиста»,5-10 классы
5. Индивидуальная проектная деятельность обучающихся, индивидуальные проекты обучающихся по профессиям «Многообразие мира профессий» проводятся 1 раз год , 9 классы
6. Выставки показов образцов труда декоративно-прикладного искусства «Юный Куллибин», «Поделки из бросового материала», « Дары осени», «Сой папа – солдат», «День космонавтики» и др. конкурсы рисунков и сочинения о труде на тему «Пусть меня научат», «Семейные профессии: за и против», «Хочу стать пожарным», «Детский полицейский», «Традиции и культура народов Югры» и др. 1-8 классы
IV. Психолого-педагогическое сопровождение:
Диагностика обучающихся с использованием тестов, активизирующих методик В течение года
Индивидуально (по обращению) Педагог-психолог
Групповые тренинговые занятия с обучающимися с использованием игр и упражнений:
«Цепочка профессий», «Звено, «Советчик», «Профессия – необходимые умения», «Диалог о профессиях» – «Да, но ... », «Покажи, кто он?»,
«Яблоня»,
На групповых занятиях
По дополнительному плану Педагог-психолог
Психолого-педагогические консультации для обучающихся их родителей (законных представителей) В течение года Педагог-психолог
Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (консультации, диагностика, тренинговая работа, помощь в составлении индивидуального профессионального маршрута) В течение года Педагог-психолог
V.Использование информационных технологий в профориентационной работе.
- Энциклопедия профессий Кирилла и Мефодия (электронная мультимедийная энциклопедия), которая содержит:
"Каталог профессий" - 146 статей о наиболее распространенных профессиях с описанием деятельности, уровня оплаты и востребованность на рынке труда, а также перечнем профессионально важных качеств.
"Диагностический центр" - 40 психологических тестов, с помощью которых Вы можете сформировать свой психологический портрет и протестировать себя на соответствие Ваших личностных качеств выбранной профессии.
"Каталог вузов" - справочная информация более чем о 920 высших учебных заведениях РФ.
"Каталог ссузов" - справочная информация более чем о 2500 средних специальных учебных заведениях РФ.
Видеоинтервью с участием известных людей, которые дают советы и рассказывают о своих профессиональных успехах.
- Профориентационная система «Профи-1» (НПО «Амалтея, 2007)
- Профориентационная система «Профи-2» (НПО «Амалтея, 2007
- Автоматизированная экспресс-профориентация «Ориентир» (Иматион, 2007)
Данные пакеты содержат оптимальный набор психодиагностических средств, с помощью которых можно определить профессиональные интересы, склонности, мотивы выбора профессии, направленность и другие индивидуальные особенности личности.
VI. Профессиональные пробы
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в течение года КУ «Нижневартовский центр занятости населения», ТКДНиЗП

Используемая литература:
Окружная программа «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года».
Концепция развития системы профессиональной ориентации Ханты-
Мансийского автономного округа – Югры, утвержденная приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.02.2013 № 150.
Д. Снайдер. Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни.
О.Н. Истратова. Психологические тесты для старшеклассников.
Г.К. Селевко. Методика изучения курса «Найти свой путь». Технология оптимального самоопределения для предпрофильной подготовки.
Т.К. Селевко. Найди свой путь: учебное пособие для предпрофильного обучения
О.Ю.Соловьева. Методика изучения курса «Найди свой путь». Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинги, игры, упражнения.
М. Аксенова, А Ростоцкая. и др.. Выбор профессии. Энциклопедия для детей.
Макарычева. Тренинги для подростков.
М.А. Бендюков. Твой компас на рынке труда.
А.И.Тимуш. Моя профессия. Краткий энциклопедический справочник.
О.Ю. Соловьева. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению.
Предпрофильная подготовка и профильное обучение: содержание, технологии, эффективность. Материалы 3 межрегиональной научно-практической конференции.
В.Д. Симоненко. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.
Ю. Тюшев. выбор профессии. Тренинг для подростков.
В.А. Патт. Наш хлеб.
А.Ермолин. Навигатор третьего тысячелетия или как стать разведчиком.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
Профориентационная работа в школе : метод. пособие / Е. В. Гурова, О. А. Голерова. - М.: Просвещение, 2007.
Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки, Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.:Генезис, 2005.
Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание. – М.: Генезис, 2003
Программы курса «Человек и профессия», авторы-составители Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- Москва: Вако, 2005.
Энциклопедия профессий Кирилла и Мефодия. Электронная мультимедийная энциклопедия на CD
Как начать свое дело. Библиотека предпринимателя. Мультимедийное пособие.
Профориентационная система «Профи-1» (НПО «Амалтея, 2007)
Профориентационная система «Профи-2» (НПО «Амалтея, 2007
Автоматизированная экспресс-профориентация «Ориентир» (Иматион, 2007)
И.Л. Соломин. Автоматизированная экспресс-профориентация «Ориентир»: методическое руководство.