«Дух Пушкина живёт во мне…» Торжественная линейка, посвященная Дню памяти А.С. Пушкина. Анализ предметной недели, посвященной А.С.Пушкину


Анализ предметной недели, посвященной памяти А.С.Пушкина. В соответствии с планом работы МБОУ СОШ с.Тамбовки на 2016-2017 учебный год и планом работы методического объединения учителей русского языка и литературы с 10 по 28 февраля была проведена предметная неделя
Неделя литературы приурочено к 180-летию со дня гибели великого русского поэта Александра Пушкина, который 27 января (10 февраля) 1837 года был смертельно ранен на дуэли поручиком Геккереном (Дантесом).
Цель предметной недели:
привитие интереса к предмету, сохранение подлинной языковой культуры;
выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.
развитие у детей образного лингвистического и исторического мышления;
развитие познавательной, коммуникационной, творческой компетенции; активизация самостоятельной деятельности учащихся по отбору, анализу и обобщению изученного материала;
воспитание любознательности, чуткости к красоте и выразительности родной речи;
расширение жизненных познаний детей;
на заседании МО оценить влияние Недели на развитие интереса учеников к изучаемым предметам.
Теоретическая значимость.
Теоретически обоснована и разработана программа проведения Литературной Недели, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного.Практическая значимость. Результаты Недели могут быть внедрены в практику учителей школы при проведении уроков, элективных курсов, внеклассных мероприятий.
Организатором предметной недели является методическое объединение во главе с руководителем.
Участниками предметной недели являются все учителя, преподающие русский язык и литературу, ученики начальной школы и 5-11 классов школы.
Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметнаянеделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности. Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.

Открытие Литературной Недели прошло под лозунгом: «Дух Пушкина живёт во мне…»
3714750457200142875457200
23717252514600
В рамках недели проводились внеклассные мероприятия, согласно ранее утвержденному плану. План проведения разрабатывали с учётом пожелания учащихся, их способностей. Подготовительная работа велась заранее: изучение произведений А.С.Пушкина, рисунки к сказкам, стихам и произведениям А.С.Пушкина, заучивание стихотворений и отрывки драматических произведений.
Во внеклассных мероприятиях и классных часах, проведенных учителями в рамках предметной недели, были задействованы все учащиеся начальной школы с 3 по 4 классы и с 5 по 11 класс.
24447508343900 Увлекательные формы проведения мероприятий: викторина, заочные путешествия, турнир в игровой форме помогают формировать интерес к изучению литературы, углублять знания, повышать общую языковую культуру, воспитывать языковое чутьё, развивать лингвистические способности. Проведенные мероприятия помогли учащимся школы узнать много нового, интересного о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Что помогает сформировать устойчивый интерес к изучению предмета.

В ходе недели были проведены в начальной школе классные часы «Лицей, который не кончается…», а в средней и старшей - «Пушкин и его современники».
41135301075690 Учащиеся начальной школы и учащиеся с 5 по 11 класс приняли участие в творческом конкурсе детского рисунка «Прекрасное должно быть величаво…» - А.С.Пушкин глазами детей.

71120148272516052801485900
370649536576002266953657600

Поражает обилие красок, фантазия и душевность рисунков наших юных художников. В каждом рисунке чувствуется характер, упорство, талант и вдохновение ребят. Темы рисунков, которые были ребята представили на конкурс, различные: на первом месте стоят сказки А. С. Пушкина (начальная школа), но и были иллюстрации к произведениям и стихотворениям А.С.Пушкина, портреты поэта.
Библиотекарь школы Королева М.М. провела библиотечный урок с учениками начальной школы «Что за прелесть эти сказки!» и среди учащихся 5-6 классов «Своя игра» по творчеству и биографии А.С. Пушкина. Были представлены категории: «Сказки», «Иллюстрации», «Даты», «Герои Пушкина», «Поэтический прием» и другие.
«Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему  сделать»,–  писала автор книги «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан.
 
Учащиеся начальной школы и учащиеся 5-6 классов нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Также очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы. 
Младшие школьники стремятся познавать мир в игре, это способствует развитию творческой активности, интеллектуальных способностей школьников. Литературные игры развивают память, сообразительность, дают возможность учащимся проявить себя. Не случайно именно игровые уроки и пользуются наибольшей популярностью, что не удивительно, так как они несут в себе элементы праздничности, необычности, неформальности, они дают возможность воспринимать материал более эмоционально, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы. А все вместе это является средством приобщения их к чтению. Положительные эмоции, пережитые в ходе урока, вызывают в ребенке желание вернуться к книге, чаще посещать библиотеку. И тогда он становится увлеченным читателем.
698503086100 Цель этих занятий – научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"; чтобы, сделав чтение потребностью, они становились духовно богатыми  личностями.  Среди параллелей были проведены литературные игры по творчеству А.С.Пушкина:
22955253086100- 7А 7Б – брейн ринг «Наш Пушкин» / учитель Турчина М.В.
44862753086100
349567544767501428754457700

- 8А 8Б - литературная викторина «Счастливый случай» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» /учитель Строкова А.Н./

- 9А 9Б – литературная игра «Как стать миллионером» по роману «Евгений Онегин»
/ учитель Турчина М.В./;
22352007429500
44837358210550-666758229600
- 10-11 классы – устный журнал "Он – Пушкин, и бессмертен он!"/ учитель Турчина М.В./.
Данные мероприятия направлены на воспитание интереса к жизни и творчеству А.С. Пушкина, общее развитие литературно-творческих способностей учащихся:
формирование речевой деятельности: слушание, говорение;
развитие духовного мира учащихся;
воспитание любви и уважения к литературе, к поэтическому слову, к книге;
воспитание интереса к человеку и его внутреннему миру;
воспитание интереса к отечественной истории и культуре.
Пушкин целиком принадлежит нам, нашему времени, он живой и долго еще будет жить в будущих поколениях. Пушкин – слава и гордость великого русского народа – бессмертен через свои творения, а значит, не умрет никогда.
Положительным моментом была ориентация проведенного мероприятия на воспитание в учащихся ответственности, самостоятельности, консолидации сил всего коллектива: ведь в его подготовке и организации участие принимали не только самые активные, но и самые инертные ребята. Отрицательными моментами, на мой взгляд, явилась сложность используемых вопросов, а также недостаточная эмоциональность, яркость. Каждый учитель старался «зажечь» учащихся, донести до каждого, что значит для нас, для России А.С.Пушкин.
«Кто любит Пушкина, тот за свободу. Кто с Пушкиным, тот за человека, родину и святыню. Если Пушкин завладевает сердцами России, значит жива Россия». (Б.Зайцев)
Учитывая вышесказанное, можно отметить, что практически все цели и задачи, поставленные перед учащимися, были достигнуты и реализованы.
Конкурс чтецов. Проза и поэзия А.С. Пушкина. «Пока в России Пушкин длится, Метелям не задуть свечу…»
Цель проведения: повышение речевой культуры учащихся.
Задачи проведения конкурса:
Популяризация искусства художественного чтения, воспитание стойкого интереса к нему;
Повышать уровень умения учащихся художественного прочтения лирического и драматического произведений;
Выявление ярких творческих индивидуальностей;
Развитие творческих способностей учащихся;
В конкурсе чтецов приняло 27 учащихся. Конкурс прошел в теплой творческой атмосфере.
Выступления каждого участника были интересны по-своему. Было видно, как многие волновались, для некоторых это был первый опыт публичного выступления. Но, несмотря на свой страх, каждый ученик вкладывает душу в своё исполнение и старались как можно выразительнее исполнить своё произведение.
Выступление проводилось по трем номинациям:
- стихотворения А.С. Пушкина;
- стихотворения о А.С. Пушкине;
- проза А.С. Пушкина.
Все участники мероприятия достойны победы, но, тем не менее, это конкурс, и жюри должны были выбрать лучших из лучших. Места распорядились следующим образом:
Победители:

п/пФамилия, имя
учащегося Класс Автор,
название произведения Ф. И.О. учителя
1. Волоскова Виктория 11А А.С.Пушкин.
Маленькие трагедии
«Моцарт и Сальери» Турчина М.В.
2. Житковец Вера 11А М.Ю. Лермонтов
«Смерть поэта» Турчина М.В.
3. Мукашов Асхат8Б А.С.Пушкин
«Полководец» Строкова А.Н.
Призеры:

п/пФамилия, имя
учащегося Класс Автор,
название произведения Ф. И.О. учителя
1. Бардун Дарья 8Б А.С.Пушкин. Повести Белкина.
«Барышня – крестьянка»
/отрывок/
Строкова А.Н.
2. Нургалиева Элина8Б А.С.Пушкин. Повести Белкина.
«Станционный смотритель»
/отрывок/ Строкова А.Н.
3. Соболева Екатерина 6А А.С.Пушкин Евгений Онегин»
Письмо Татьяны к Онегину Паршина Т.Е.
4. Набиева Линара10А А.С.Пушкин
«Клеветникам России» Турчина М.В.
5. Шаронова Александра 7А А.С.Пушкин
«Кавказский пленник» /отрывок/. Турчина М.В.
6. Ибраева Асема5Б Федор глинка «К Пушкину» Каменева В.В.
-1397074930488950093980272415074930
405130031115181610031115
Все победители конкурсов и участники литературных игр были награждены дипломами.
3743325428625
391160057150004191005715000142875457200
37433252828925
1428752857500
Историческое путешествие - «Петербург Пушкина», «Пушкинские места в Москве».
Заочное путешествие – одна из эффективных форм в изучении литературы.
Экскурсия является одним из наглядных методов обучения. Главное назначение наглядности по литературе – помочь правильному восприятию образов художественного произведения.
Далеко не всегда имеется возможность организовать поездку для учащихся в родные места того или иного поэта. Воссоздаваемая обстановка той эпохи, во времена которой творил изучаемый поэт, поможет учащимся лучше понять произведение поэта и его позиции.

Полезность этой формы объясняется тем, что заочная экскурсия вызывает большой интерес учеников, содействует развитию их воображения, непринужденно знакомит со сложными вопросами. В связи с внедрением в образовательный процесс новых информационных технологий, существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.
Такое путешествие по историческим местам запомнится учащимся надолго.

«Петербург Пушкина»
С Петербургом Пушкина связывает свыше 16 лет жизни, а потому маршрут экскурсии построен таким образом, чтобы учащиеся не просто познакомились с наиболее знаковыми местами, а увидели город глазами гениального поэта. Экскурсия представит учащимся наиболее полную картину столичной жизни, в которой превратности карточных игр тесно переплетаются с литературными салонами, а семейные альбомы хранят не меньше тайн, чем искусный "язык веера".  “Пушкинский Петербург” проходит по многим памятным местам: домам, где многократно бывал сам поэт или где нашли прибежище его многочисленные литературные герои. Ученики как бы проживают этот день в окружении пушкинских героев, и увидят город таким, каким видел его поэт.
Учащиеся познакомились с самыми значительными местами города, связанные с биографией и творчеством великого поэта. Познакомились с жизнью Петербурга первой трети XIX века, героями «Медного всадника», «Евгения Онегина», «Пиковой дамы» и людьми, которые послужили их прототипами. Рассказ об одном дне петербургского щеголя, о привычках и развлечениях современников поэта. Место дуэли на Черной речке и последним пристанищем поэта в музее-квартире А.С. Пушкина на Мойке 12.
34213802095502413034226502902585
2095505368925723902857500
39116005372100
«Пушкинские места в Москве».
«Пушкинские места в Москве» – это возможность посетить места, связанные с именем великого поэта.
В восточной части города, ведь недалеко от станции метро Бауманская есть школа, находящаяся на месте дома, где 6 июня 1799 года появился на свет Пушкин. 
Собор Богоявления в Елохове, там крестили поэта. Невозможно говорить о пушкинских местах и не упомянуть о Большом Харитоньевском переулке на Чистых прудах. Здесь маленький Саша провёл беззаботные детские годы.
Москва для великого поэта значила очень много. Здесь он родился, здесь формировался алмаз его поэтического таланта, который позже, в Царском Селе превратился в чистый бриллиант. Родители Пушкина в Москве часто меняли адреса, переезжали, поэтому пушкинских мест  в городе много. Именно в столице Пушкин встретился с любовью всей своей жизни – Натальей Гончаровой. В 1830 году в церкви Вознесения у Никитских ворот на небесах таинством венчания был скреплён брак Александра Сергеевича и Натальи Гончаровой. А.С.Пушкин гулял по Арбату с молодой женой-красавицей. Молодые жили в квартире на Арбате, небогато, но счастливо.
Часто Пушкин в Москве помещал своих литературных героев в путаницу московских улочек, в интерьеры посещаемых домов. У поэта был много приятелей, знакомых, которых он посещал, жил некоторое время, здесь же была Татьяна Ларина из знаменитой пушкинской поэмы «Евгений Онегин».
34925003891280-25403886200

13970006629400
Историческое путешествие - «Петербург Пушкина», «Пушкинские места в Москве» в рамках предметной Недели закончилось, но жизнь Пушкина продолжается. Мы снова ощутили своё единство с ним, почувствовали, насколько права народная мудрость о том, что человек живёт до тех пор, пока о нём помнят. Пушкин жив. Он с нами – в памяти народной, в названии улиц, городов, посёлков, скверов и парков, библиотек и учреждений. Всё это – свидетельство бессмертия великого поэта. Пушкину ставят памятники и обелиски.

Человек начинается с детства. И именно с самого раннего детства с нами герои пушкинских сказок. Затем приходят стихи, поэмы, романы, исторические хроники – всё богатство творчества Пушкина.
С детства, со школы начинается человек. В большую жизнь ежегодно уходят сегодняшние ученики, и вместе с ними по жизни шагает А.С. Пушкин, его мысли и чувства. Он близок и далёк, как горизонт, к которому тянешься-тянешься, но всё не можешь дотянуться.

В рамках литературной недели состоялся школьный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика».
Целью этого конкурса является:
пропаганда чтения среди детей, расширение читательского кругозора, поиск и поддержка талантливых  учеников;
гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодого поколения;
формирования у детей, подростков и молодёжи подлинного интереса к чтению, к чистоте и красоте русской классической речи;
популяризации искусства художественного чтения и развитие навыков публичных выступлений;
содействия в формировании интереса к лучшим образцам прозаических произведений.
         Восемь учеников  школы выразили  желание участвовать в этом конкурсе и показывали своё мастерство выразительного чтения.
 
 Обязательным условием конкурса являлось то, что  выбранные  учениками произведения должны быть вне школьной программы.
Участники конкурса:

п/пФамилия, имя
учащегося Класс
Автор,
название произведения
1. Пийтер Диана 8А А.П.Чехов «Жизнь прекрасна»
2. Джукесова Сания8А Эрих Мария Ремарк  «Триумфальная арка»
3. Маслова Дарья 6А Ирина Пивоварова «О чем думает моя голова»
4. Мирзоян Грант 6А Н.Носов Фантазеры»
5. Павленко Денис 6А В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано»
6. Кириллова Елизавета 6А Л.Воронкова «Девочка из города»
7. Соболева Екатерина 6А Ю.Коваль «Вишня»
8. Нарбекова Айза6А В.Голявкин «Карусель в голове» Монолог Люси Синицыной
 
        Оценивание выступления каждого участника осуществлялось по 10-балльной шкале по следующим  критериям:
-выбор текста произведения;
-знание текста;
-грамотность речи;
-артистизм исполнения;
-глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру  текста.
 
Победителями школьного этапа конкурса «Живая классика стали:
 
1 место -  Маслова Дарья (6А класс), рассказ Ирины Пивоваровой  «О чем думает моя голова»;
2 место – Джукесова Сания (8А класс), Эрих Мария Ремарк  отрывок из романа «Триумфальная арка»;
3 место – Мирзоян Грант (6А класс), рассказ Н.Носова «Фантазеры».


3105152216150946785105410

18154654457700

В муниципальном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» победителем стала -  Маслова Дарья (6А класс), с рассказом Ирины Пивоваровой  «О чем думает моя голова».
18154656972300
Рекомендации:
Предметные недели должны иметь практическую значимость и способствовать овладению учащимися русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности, воспитывать уважение к родному языку, повышать интерес к языку как явлению культуры, к самому предмету.
Анализируя проведенную работу, можно сделать выводы: применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поля деятельности учителя, отойти от строгих рамок. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно и эффективность обучения. Игра помогает создать атмосферу непринужденности, увлекает сотворчеством, разряжает напряженную обстановку.
Отметить работу учителей русского языка и литературы в подготовке и проведении предметной недели.
Всем учителям развивать познавательную активность учащихся, интерес к уроку, используя инновационные технологии, ИКТ, ТСО, наглядность.
Разнообразить виды деятельности, развивать навыки групповой работы и работы в парах.
Материалы "Недели русской словесности " разместить на школьном сайте.
Как отрицательные моменты следует отметить то, нужно привлекать большее количество учащихся при подготовке внеклассных мероприятий. В работе учителей слабо наблюдалась организация деятельности обучающихся с низкой мотивацией.
     Выводы:
При подготовке мероприятий и разработке творческих заданий учитывались возрастные особенности детей, каждое мероприятие было нацелено на реализацию поставленных целей.
Предметная Неделя позволила учащимся раскрыть свой творческий потенциал.
Предметная Неделя выявила наиболее активных учащихся. Можно с уверенностью сказать, что предметная неделя прошла  в атмосфере творчества, сотрудничества учителя и ученика.
Анализ организации и проведения предметной недели позволил выявить, что успех в проведении во многом зависел от того, насколько своевременно и качественно была осуществлена подготовительная работа. Подготовка к проведению недели включает в себя составление плана работы, использование передового опыта, накопленного в школе при проведении предметных недель, подготовку учеников к участию в предметной неделе.
Продолжить традиционное проведение предметных недель с целью повышения качества образовательного процесса, а также развития творческих и практических навыков школьников.
Повысить эффективность проведения предметной недели за счет более качественного подбора заданий творческого или практического характера.
Включать в работу по планированию предметной недели школьников с целью внесения новизны.
Таким образом, предметные Недели - это прекрасная возможность развивать интерес и воспитывать потребность изучать родной язык и литературу, продемонстрировать творческую активность педагогов и желание учеников дополнительно заниматься русским языком и литературой.
Творчество приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это и есть главный результат нашей работы. Учителя-словесники благодарят всех принявших участие в предметной Неделе, посвященной дню памяти русского поэта А.С.Пушкина и выражают признательность ученикам за живой интерес к жизни школы и предмету.
           
Руководитель ШМО русского языка и литературы М.В.Турчина