Литературный праздник «Свет памяти – сиянье детства»


Конкурс самостоятельных разработок для создания
«Этнокалендаря 2016. ЯНАО»
к знаменательным датам района, округа, страны - краеведческой, искусствоведческой, литературной, исторической тематики:
Название работы: Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Свет памяти – сиянье детства»


Автор: Сечко Ольга Михайловна,
учитель начальных классов
МКОУ «Мыскаменская школа-интернат»
_____________________________________________________________________

«Свет памяти – сиянье детства»
(Посвящается 110-летию А. Л. Барто)

2015 г
Литературный праздник
«Свет памяти – сиянье детства»
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Л. Барто, выявить читательский интерес.
Задачи:
Формирование навыков самостоятельной работы с книгой как с источником содержательного и занимательного проведения досуга.
Развитие творческих и коммуникативных способностей, логического мышления.
Воспитание уважения к окружающим, к своим друзьям.
Оформление: детские рисунки и поделки по произведениям А. Л. Барто; выставка книг А. Л. Барто; презентация; видео и аудиозаписи.
Ход мероприятия
В зале дети и взрослые, участники и гости. Зал украшен рисунками и поделками на темы произведений А. Барто.
Выходят два клоуна и начинают вести разговор:
1 клоун - А, здравствуйте… Я смотрю – вы ли, не вы ли?
2 клоун - Что вылил? Я ничего не вылил…
1 клоун - Да, не вылил! Я говорю – вы ли, не вы ли?
2 клоун - Ах, выли (в публику)… Кто? Они выли? А зачем они выли?
1 клоун - Да, нет же… Я говорю про вас - вы ли, не вы ли?
2 клоун - Нет, я не выл!
1 клоун - Ну, и они не выли!
2 клоун - Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать!
1 клоун - Нет, не я один, а мы…
2 клоун - Кто это – мы?
1 клоун - (объясняя жестом) Вы, мы, ты, я…
2 клоун - Кто – вымытые?
1 клоун - Да, нет, я про всех говорю – вы, мы, ты, я…
2 клоун - Все вымытые? (в публику) Это они вымытые? А кто же, по-вашему, невымытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?
1 клоун - Что променяли?
2 клоун - Я говорю – не про меня ли?
1 клоун - Ах, вас не променяли!
Вместе: - Нет, нам никак не разобраться.
Наш праздник может начинаться!
Дорогие ребята! Уважаемые родители и учителя!! Сегодня у нас литературный праздник. Начали мы его с клоунады, которую сочинила Агния Львовна Барто. Творчеству этой известной детской писательницы и посвящён наш праздник.
Ведь в этом, 2016, году исполняется 110 лет со дня рождения Агнии Львовны Барто. (2 слайд)
Годы проходят, а стихи Барто знают и помнят: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. И это не удивительно. Ведь вы, ребята, ещё не были читателями, ни одной буквы не знали, а уже слушали и с удовольствием запоминали добрые, звонкие стихи Агнии Львовны, которые вам читали родители. Сколько бы мы не искали, нам не найти в стране ни одного мальчика или девочку, которые бы сразу не смогли прочитать наизусть несколько стихотворений Барто, да и взрослого такого у нас не сыщешь.
На нашем празднике мы будем вспоминать любимые стихи Барто, читать их, разыгрывать сценки, вспомним о жизни и творчестве писательницы. А начнём с кроссворда. (3 слайд)
Гном Путалка переписывал в тетрадь любимые стихи Агнии Барто и кое-что перепутал. Вы должны найти ошибку и вписать слово в кроссворд.
Уронили зайку на пол,
Оторвали зайке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший. (мишка)
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут котята
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан! (лягушки)
Наша Таня громко плачет:
Уронила в печку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в печке мяч. (речка)
Я люблю свою кроватку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости. (лошадка)
Нет, напрасно мы решили
Прокатить слона в машине:
Слон кататься не привык,
Опрокинул грузовик. (кот)
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает слон,
Он ежихе шлёт поклон. (слониха)
- Какое же слово получилось по вертикали? (игрушки)
Сборник стихов А.Барто «Игрушки» увидел свет в 1936 году, а первые книжки стихов для детей – «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка» были опубликованы в 1925 году, когда Агнии было всего 19 лет. (4 слайд)
А родилась А. Л. Барто 17 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Первым и очень строгим ценителем этих стихов был отец. Он требовательно следил за дочерью, учил, как надо «правильно» писать. Одновременно Агния занималась в хореографическом училище, мечтала стать балериной. Но любовь к поэзии, к детям победила. ( 5 слайд)
Стать настоящей поэтессой ей помогли К.И.Чуковский и С. Я. Маршак. С большой благодарностью Агния Львовна всегда вспоминала своих поэтических учителей. (6 слайд)
Первые книжки стихов для детей – «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка» были опубликованы в 1925 году, когда Агнии было всего 19 лет.
(7 слайд)
Во время Великой Отечественной войны А. Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 была корреспондентом газеты "Комсомольская правда" на Западном фронте. Война окончилась, но осталось много детей сирот. Агния Львовна ездила в детские дома, читала стихи. Общалась с детьми и воспитателями, над некоторыми детскими домами шефствовала. В 1947 году она опубликовала поэму "Звенигород" – рассказ о детях, потерявших родных во время войны. (8 слайд)
В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором движения по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу "Найти человека" на радио "Маяк" удалось соединить 927 разлученных семейств. (9 слайд)
Первая книга прозы писательницы так и называется "Найти человека".
Широкую известность получили художественные фильмы, поставленные по сценариям Агнии Барто: «Подкидыш» (1939 г.), «Слон и верёвочка» (1946 г.), «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953 г.), «Десять тысяч мальчиков» (1963 г.), «Чёрный котёнок» (1965 г.) (10 слайд)
Многие стихи Агнии Львовны стали мультфильмами.
Агния Барто хорошо знала детей, писала о детях и для детей. Мастерство поэтессы без назидательности и нравоучения весело и остроумно высмеять недостатки ребят делает её произведения действенными и доходчивыми. Читая её стихи, мы безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого можно брать пример, а с кого лучше не стоит. (11слайд)
Сценки «К нам на пёстрые страницы», «Копейкин».
А теперь предлагаем вам игру. Надо отгадать, к какому произведению имеет отношение данный предмет. (Скакалка-верёвочка – «Верёвочка», номерок – «В театре», мяч – «Мячик», букварь – «Я выросла»)
Сценки «Я выросла»
Каждое стихотворение А. Барто – какой-то факт детской жизни. Стихи злободневны и понятны, поэтому они любимы ребятами. Характерная речь ребёнка, главного героя стихов, разговорная интонация – вот основные свойства её поэзии. Большинство героев стихотворений не безымянны, а имеют имя.
Стихотворения «Вот так защитник», «Я лишний»
Имена этих ребят вы сейчас и будете угадывать, участвуя в игре «Подскажи словечко». Я буду читать отрывок, а вы хором называйте имя, а кто знает, и название стихотворения.
1. Никому не дам в обиду
Я свою сестрёнку …(Лиду)! («Вот так защитник»)
2. Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, …(Серёже)
Ничего не подарю. («Я выросла»)
3. Почему сегодня …(Петя)
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс. («В школу»)
4. Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это …(Вовка) – есть такой! («Вовка – добрая душа»)
5. Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой …(Любой)
Ищем номер на полу. («В театре»)
6. Тут у птиц мы разузнали,
Кто же этот хулиган.
Оказалось, это …(Алик),
Восьмилетний мальчуган. («К нам на пёстрые страницы»)
7. Ты потеряешься в лесу,
А я приду - тебя спасу!-
Он предложил …(Танюшке). («По дороге в класс»)
8. Сговорились мальчики:
Мы откроем счёт,
Сосчитаем жалобы —
Сколько будет в год?
Испугалась …(Сонечка)
И сидит тихонечко. («Сонечка»)
9. Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс:
Мама или я –
Новиков … (Илья). («Мама или я»)
10. Маме работать
В вечернюю смену,
Мама ушла,
Поручила мне … (Лену). («Вернулся…»)
11. Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает …(Любочку)?
…(Любу) знают все! («Любочка»)
12. Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса. —
Посмотрите, это …(Лида)
Скачет целых полчаса! («Верёвочка»)
Будучи уже знаменитым поэтом и общественным деятелем, Агния Львовна постоянно была окружена детьми. Она встречалась со своими читателями в школах, детских садах, интернатах, библиотеках. (12 слайд)
Выступление А. Л. Барто (13 слайд)
Агния Львовна была очень популярной, причём не только в нашей стране. Стихи её переведены на 72 языка и печатаются в разных странах!  
Давайте вспомним названия некоторых стихотворений. (14 слайд)
Вот вам задание: есть начало названия, а вам надо добавить последнее слово.
Мы не заметили … (жука)
Дело было в … (январе)
Вовка – добрая … (душа)
Вот так … (защитник)
По дороге в … (класс)
Сценка «По дороге в класс»
А. Л. Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных жизненных ситуациях, о чём мечтают, что любят делать и что не любят. Она отлично знала детские проказы, маленькие хитрости, и умела весело обо всем рассказывать. Она владела неоценимым даром юмора, умела заставить смеяться своих читателей над их же недостатками. Читать стихи А. Барто очень легко и интересно. Читаешь и сразу представляешь себе этих ребят живо, как будто встречал их в жизни.
Сценка «Колыбельная»
А. Барто никогда не хотела обидеть и навсегда осудить маленького человека, она знала, что дети растут и меняются, у них есть время исправиться, отделаться от своих дурных привычек. Она верила, что ребята могут вырасти настоящими людьми, самостоятельными и честными, хорошими товарищами. Насмешки в стихах Барто не ранят, не убивают, но заставляют, как бы со стороны, оглянуться на себя и увидеть в себе самом что-то такое, над чем можно посмеяться вместе со всеми, внутренне устыдившись и раскаявшись. Стихи Агнии Львовны Барто простые и легко запоминающиеся, не зря Юрий Алексеевич Гагарин брал их с собой в космос.
Энергичная, яркая, стремительная, А. Л. Барто успевала всё. За это она имеет множество государственных наград. Самая интересная - орден Улыбки. Это международная награда, присуждаемая известным людям, которые доставляют детям радость. (Слайд 15)
Имя Агнии Барто присвоено одной из малых планет (2279 Barto), расположенной между орбитами Марса и Юпитера, а также одному из кратеров на Венере. (Слайд 16)
Она сочиняла стихи, делала переводы, писала пьесы, сценарии к фильмам. Но любимым жанром поэтессы всегда оставались веселые стихи. Некоторые из этих стихов стали песнями «Любитель-рыболов», «Песенка про Петю», «Лёшенька, Лёшенька», «Вежливый вальс», «О чём пели птицы», «Болтунья» и др.
И в завершении нашего праздника мы споём одну из них. (17-20 слайды)
Все присутствующие исполняют песню «Любитель-рыболов»
Вот и подошёл наш праздник к концу. Спасибо за внимание и участие. Благодарим всех выступающих ребят за активное участие и награждаем их маленькими подарками.
Список информационных источников
Литературно-музыкальная композиция "В стране счастливого детства", посвященная творчеству А.Барто Захарова Анна Модестовна, учитель начальных классов -festival.1september.ru › articles/518270/
Машкарина О.В. Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме «Мир детства в лирике Агнии Львовны Барто» - www.openclass.ru/io/26/mashkarina
«Агния Барто и дети» Литературный праздник. muslumovskilisey.narod.ru › documenty/01.doc
Урок «А Барто. Юмор и сатира.» - http://aleksandrova el.ucoz.ru/load/metodicheskaja_kopilka/
ymp3.ru песня
youtube.com выступление
http://www.stihi-rus.ru/1/Barto/11.htm стихи
ru.wikipedia.org